Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2009

Архив
Живая жизнь

Дневник учителя литературы

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 23, 2008; № 1, 2009.

13 февраля 2007 г.

Читая стихи Гумилёва о капитанах, я волнуюсь. Как объяснить, отчего? Не слепо следуя по пунк­там, а держа в голове общие положения плана, пытаюсь разобраться. Храбрость — это исключительное качество, а образы-противоборцы вот они: разве трусам даны эти руки. И волнуюсь я оттого, что между мной, болтающейся у берега в утлом судёнышке трусости, и ими растёт пропасть. А вот находятся и образы-антиподы: пыль и соль моря, трепещущий мостик, безумство, ураган, стихия, с одной стороны, и покинутый порт, где окопалась мудрость, — с другой. А о чём говорят такие “второго ряда” образы, как пистолет за поясом и золото брабантских кружев? И из всего этого понимаешь, что трусы здесь не просто трусы, а благоразумцы, хранители устоев, привязанные к суше, как привязан был к ней отец Робинзона Крузо, чего и сыну своему желал. А этот спор между “наставлениями батюшки” и стремлениями сына мы очень хорошо прочувствовали, когда проходили роман Дефо.

14 февраля 2007 г.

Мне нравится такой алгоритм анализа стихотворения.

I. Лексико-семантический анализ

Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. (Записать в черновике — это может быть только настроение, может быть тема, могут быть какие-то ассоциации.)

  1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и “борьба” которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда образ-антагонист прямо не назван, иногда он подразумевается, возникает в ассоциациях, в подтексте.
  2. Назвать настроение, преобладающее в стихотворении.
  3. Найти особенности композиции (сколько смысловых частей, как они взаимосвязаны, как меняется настроение и эмоциональная окраска отстрофы к строфе).
  4. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
  5. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
  6. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
  7. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа:
    а) определить тему стихотворения (о чём оно);
    б) выявить позицию автора или основную мысль. (Помните, что идея лирического произведения отличается от идеи произведений других родов литературы.)

II. Лингво-стилистический анализ

  1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы/литоты, оксюмороны, олицетворения, аллегории.
  2. Выявить “вспомогательные” художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха:
    а) ритмический рисунок и размер стихотворения (постараться увязать с его смыслообразующей функцией);
    б) особенность поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии);
    в) приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс);
    г) особенности рифмовки;
    д) смысл названия стихотворения (стихотворения без заголовка обычно принято называть по первой строке).
  3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.
    Этот план анализа мне кажется очень логичным. Даже то, что задание “сформулировать своё восприятие” даётся не первой строкой, а в конце первой установки, после попытки найти ключевые образы, противостоящие друг другу. Я про эту “энергию”, которая рождается из столкновения образов и движет стихотворение, сама сформулировала, а потом нашла это уже в готовом виде в прекрасной книжке С.Л. Каганович «Обучение анализу поэтического текста». Поэтому я за исходный беру алгоритм анализа, предложенный С.Л. Каганович, и чуть-чуть дополняю его своими соображениями из того плана, с которым мои дети работают с седьмого класса. Начали мы со стихо­творного цикла Н.Гумилёва «Капитаны», поэтому все примеры в “плане работы” ориентированы на этот цикл.

План работы над стихотворением

Предварительные замечания. Прежде чем начинать, вспомните, что любой анализ любого литературного произведения сводится к трём важнейшим аспектам: ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК сделано.

Часть I

1. Сначала очень внимательно прочитай выбранное стихотворение. Помни, что поэт создал особый мир, где слова не просто слова, а образы. Нет стихов об осени, море, цветах и фруктах, сталеварах и дворниках, автомобилях и самолётах. Стихи бывают только о человеческой душе, о её жизни и переживаниях. Если поэт описывает весеннюю рощу, то эта роща интересна не сама по себе — она отражает состояние его души, пробуждающейся, оживающей после долгого мрачного застоя и обездвиженности. Стихи Гумилёва не о море и капитанах. Это образ. Образ человека сильного, храброго, не боящегося противостояния и опасности, красивого и уверенного. А кто этот человек, Бог весть... Может быть, это ты сам?

Столкновение каких образов происходит? С одной стороны — капитан-смельчак. А всё, с чем автор спорит, только изредка проглядывает в стихотворении: “Разве трусам даны эти руки”, “Внимая заветам седых мудрецов”. Мы привыкли думать, что мудрость — положительное качество, а у Гумилёва мудрость и трусость заодно. Что их объединяет?

2. Как определить настроение? На него обязательно укажут центральные образы стихотворения. В «Капитанах» преобладает боевое, полемическое настроение. Лирический герой готов немедленно сразиться всё равно с кем: с “мудрецами” и “трусами”, со стихией, с “вражьими фелуками”, с бунтом, с пьяными матросами в таверне, с “мудростью” и человеческими предубеждениями. Он словно бы очищает картину мира от наслоений времени, от пыльного, нетворческого взгляда, наполняет её цветом, запахом и звуками.

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога.
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: “Скорей,
Здесь реют червонного золота пчёлы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!”

3–4. Лирика — это весть от души к душе. Пропусти слова поэта через себя, представь себя на месте лирического героя. Почувствовав настроение, назови его. Что это происходит с тобой? Не бойся, это так же просто и естественно, как ответить на вопрос: “Ты чего прыгаешь?” — “Мне весело”. Читая Гумилёва, представь себя всходящим на трепещущий мостик, отряхающим ударами трости клочья пены с высоких ботфорт, вслушайся в плеск и гул моря, которым пронизаны эти строки благодаря созвучиям “р-щ” — трепещущий, отряхающий, плещет. И когда ты настроился на волну лирики, прислушивайся к себе — меняется ли твоё настроение по ходу чтения? В цикле «Капитаны» смысловые части, как мне кажется, соответствуют отдельным стихотворениям цикла. Сравни их между собой, посмотри, чем они отличаются, запиши это.

5. Образный ряд — это образы, при помощи которых поэт создаёт твоё настроение (или передаёт своё). Основной образ в «Капитанах» — образ моря, стихии, полной своеволия и опасности, совладать с которой может только очень сильный человек. Для чего нужны “бунт на борту”, “брабантские кружева”, ботфорты, скороговорка “заветных имён”: Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, генуэзец Колумб. Это всё образы, которые помогают тебе ощутить величие человеческого духа, и твоего собственного в том числе.

6. Помни, что ни одно литературное произведение не создаётся “просто так”, и лирическое произведение — не исключение. В стихотворении обязательно присутствует мысль автора, желание эмоционально воздействовать на читателя, сообщить его душе нечто важное. Для каждого конкретного стихотворения цикла «Капитаны» эта мысль разная, хотя все они объединены одной темой.

Часть II

1. Помня о том, что хотел сказать автор, посмотреть, при помощи каких средств это достигается. Ваша задача не написать формальную опись всех имеющихся приёмов, а понять их функцию. Начнём с тропов (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, олицетворение, аллегория).

2. Поэтический синтаксис — это особое строение предложений в стихах. (Повторы одного и того же слова, анафора — повторение одного и того же слова в начале предложения, эпифора — повторение слова в конце предложения, риторические — не требующие ответа — вопросы, служащие для усиления эмоционального восприятия и др.)

3. Звукопись. Её нужно услышать. Прочитай стихотворение вслух, послушай, проговори с усилием звуки, которых много, которые часто повторяются. А потом оформи свои наблюдения таким образом: а) выпиши исследуемую строфу; б) справа, как это сделано ниже, пометь в квадратных скобках повторяющиеся звуки; в) под выписанной строфой напиши, что, по-твоему, передают эти звуки.

Там волны с блесками и всплесками [сб, ск, сп, ск]
Непрекращаемого танца, [щ, ц]
И там летит скачками резкими [ск, ск]
Корабль Летучего Голландца. [ч, ц]

Эти звуки передают плеск волн, шипение пенистых гребней.

4. Понятие “ритмический рисунок” включает в себя чередование пауз и текста. Паузой заканчивается каждая стихотворная строка. Когда предложение не совпадает со строкой, возникает “непредусмотренная” для того же предложения в прозе пауза, которая создаёт словно бы “звуковой курсив”, то есть выделение паузой наиболее значимых единиц предложения. Посмотрим, как это “работает”.

Россия Достоевского. Луна
Почти на четверть скрыта колокольней.

Слово “луна” воспринимается как назывное предложение. Словно бы перед глазами возникает стоп-кадр: Россия. Луна. И только затем фраза “оживает”, начинает “двигаться”: “почти на четверть скрыта колокольней”.

Затем определяем стихотворный размер. Схемы стихотворной строки может не быть в сочинении, но результат — определение размера — должен присутствовать. Всмотритесь в помещённые ниже характеристики, данные стихотворным размерам поэтом Константином Бальмонтом. Может быть, что-то покажется вам подходящим для вашего стихотворения.

Ямб — “стих выразительный, живописный, я бы сказал, сабельный, ударный. Весь явный и завершённый, совсем не таинственный”. Интересно заметить, что в Древней Греции ямб использовали только для создания сатирических, “ругательных” стихотворений, поэзия даже делилась на “героическую” и “ямбическую”.

Хорей — “стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нём есть пляска, в зависимости от чтения — торжественная или буйная. Слог с ударением, за которым следует слог без ударения, отвечает великорусской наклонности к полногласию. Конец стиха не сжат”. Добавим, что этим размером написаны сказки Пушкина с их “русским духом”.

Амфибрахий — “пленительный размер. В нём есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый неударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью”.

Анапест — “размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно поднимается, замахивается и сражает. Обратный ток дактиля, обратный ток чувств”.

Дактиль — “трёхслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя и кажется, что он посмотрел на душу. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, так спутавший своей географией свою историю, любящий найденную новую целину и вот уже тянущийся к новой, что подальше, и ещё к новой, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность”.

5. Главная особенность рифмы заключается в том, что она, по словам Даля, помещается на тех словах, “кои требуют отклика, ударения, внимания”. Поэтому, говоря о рифме, не следует просто определять её, а упоминать о ней только в том случае, если определённый тип рифмы как-то связан с общим смыслом стихотворения.

6. Вы знаете, что в названии литературного произведения часто отражается его тема или основная мысль. Ваше размышление над заглавием или над первой строкой стихотворения поможет вам обобщить всё сказанное и логично закончить свой анализ. Например, так: Гумилёв назвал свой стихотворный цикл «Капитаны» потому, что он пишет о тех человеческих качествах, которые выдвигают человека из среды себе подобных, позволяют ему становиться во главе, принимать ответственность на себя. Эти качества — бесстрашие, стремление к новому, целеустремлённость.

Даше Кузиной из 7 “Б”, которая сама пишет талантливые стихи, я заговорщицким шёпотом сказала: “Ну тебе-то этот план не нужен!” А она: “Нет, Дарья Вильямовна, мне очень полезно было, он меня как-то организовывал, подстёгивал что ли”. Есть дети, которым даётся всё, есть дети, которым не даётся ничего. Среди тех и других есть такие, которым математика даётся лучше, чем литература. Для них план и “пошаговое” руководство к работе могут быть очень полезны. Оно полезно и для меня.

Вот стихотворение Пушкина «Я вас любил, любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем…». Регистрирую, что во мне оно рождает какое-то щемящее ощущение. Ищу “столкновение” и понимаю, что оно в прошедшем времени глагола “любил”, сквозь которое просачивается, как кровь сквозь бинт, как крик сквозь зажатый рот, “люблю”. Энергия в том, что “люблю” под запретом, оно должно быть силком уведено в прошлое, а в настоящем только: “пусть не тревожит”, “не хочу печалить”. И только тогда я задаю себе вопрос: “А чем меня обогатило это действие, не лучше ли было остановиться на неосознанном волнении и желании повторять вновь и вновь волшебные пушкинские слова?” Этот вопрос, конечно, мой, учительский, ученику до него дела нет. И я, увы, ответа на него не знаю. “Обогатилась” ли я, сформулировав свои ощущения? Мне приятно от того, что, несмотря на страх, который всегда предшествует работе, даже не страх, а сильнее — род паники, всё-таки удалось передать в словах то, что я испытываю.

Я всё время боюсь: а вдруг именно на этом стихотворении “везение” кончится, и оно не поддастся моему способу. Но пока не кончается. Потому что даже если образов-антагонистов в стихотворении явно нет, у того, о чём говорит автор, обязательно этот антипод, полная противоположность, есть и, даже оставшись “за кадром”, он привносит энергию противодействия в стих.

Рейтинг@Mail.ru