Читальный зал
И.С. Тургенев
Сто девяносто лет — дата хоть и круглая, но не вполне юбилейная. Впрочем, Иван Сергеевич Тургенев — писатель не только юбилейный, а повседневно присутствующий в нашей жизни. Как в 2008-м, так и в уходящем году состоялись не только тургеневские научные конференции, литературные праздники, театральные фестивали, но и выпускались новые книги о великом русском писателе.
Одним из признанных центров тургеневедения в нашей стране по праву считается Орёл с его великолепным музеем писателя, расположенным в самом центре города, в так называемом «Дворянском гнезде». Со знаменитым имением Спасским-Лутовиновом связана вся русская часть его жизни. А вот достойной книги, посвящённой связям писателя с родным краем, долгое время не было.
Выделенные на проведение юбилея средства позволили наконец решить эту проблему: в 2008 году два областных издательства (газета «Орловский вестник» и частное издательское предприятие Александра Воробьёва) выпустили альбом «И.С. Тургенев в Орле».
Книга, подготовленная Л.М. Александровой, получилась вполне в стиле великого писателя — неброская, но необыкновенно богатая по содержанию: десятки цветных и чёрно-белых иллюстраций великолепного качества, прекрасно подобранный документальный материал, в том числе и уникальный, делают это издание бесценным сокровищем и для любителей творчества писателя, и для тех, кто знакомит с этим творчеством подрастающее поколение.
А поскольку ответственность за это издание, наряду с непосредственным автором и издателями, взяли на себя крупнейший на сегодняшний день петербургский тургеневед Н.П. Генералова и старейший сотрудник Орловского объединённого литературного музея Л.А. Балыкова, постольку за достоверность включённого в книгу материала можно ручаться.
Кстати, о подрастающем поколении: долгие годы наши педагоги сетовали, что Тургенев писал только для взрослых, а значит, приобщать к нему можно только старшеклассников: ведь и «Муму», и «Бежин луг» предназначены всё-таки не детям, понять их смысл до конца ребёнку непросто. Словно отвечая на этот запрос, казалось бы, невыполнимый через столько лет после смерти писателя, орловские специалисты собрали уникальное издание — «Сказки» И.С. Тургенева (даже предисловие к этой книге за подписью тогдашнего губернатора области Егора Строева названо «Открытие мирового значения»: писал, значит, земляк и для детей!).
Составительница книги Л.А. Балыкова прибавила к единственному произведению писателя, написанному специально для детей, — рассказу 1882 года «Перепёлка» несколько детских стихотворений Тургенева, приведённые Я.Полонским “послеобеденные сказочки”, которые Иван Сергеевич рассказывал его детям в Спасском в 1881 году, выполненные писателем переводы двух знаменитых сказок Ш.Перро «Синяя Борода» и «Волшебница» — получился отменный подарочный том, в качестве иллюстраций к которому издатели выбрали рисунки орловских детей. Кстати, с французского языка две сказки из мемуарных записей специально перевела сама Л.А. Балыкова.
Надо заметить, что в Орле, где тургеневские конференции проводятся с прекрасной регулярностью, собирая лучших учёных со всего мира, постоянно выходят и научные книги, посвящённые писателю. Так, к юбилею подоспели сразу два выпуска знаменитых «Тургеневских ежегодников» — за 2004–2006 годы; в них опубликованы самые разнообразные по проблематике и жанрам материалы, в том числе и неизвестные ранее, позволяющие по-новому увидеть жизнь и творчество писателя. Среди них надо выделить статью старейшего орловского тургеневеда Г.Б. Курляндской, в которой сопоставляются творческие миры Тургенева и другого великого орловца — Ивана Бунина; описание тургеневских мест Орловщины и солидный блок статей и материалов, посвящённых театру писателя.
Материалы юбилейной конференции составили выпущенный к её открытию том «И.С. Тургенев: вчера, сегодня, завтра: Классическое наследие в изменяющейся России». Среди актуальной для учителя проблематики — исследования, посвящённые гоголевской традиции в творчестве писателя, пушкинским отголоскам в «Отцах и детях», тургеневскому фольклоризму, прототипам героев писателя и его влиянию на творчество Глеба Успенского, Чехова, Бунина, Ивана Шмелёва.
В составе популярнейшей среди орловских любителей словесности «Библиотеки серии культурно-исторического наследия Орловского края» (само название серии, правда, подкачало!), выпущенной, как и большинство предыдущих книг, издателем Воробьёвым в кооперации с издательским домом «Орлик», тоже вышла очередная “тургеневская” книга — исследование той же Л.А. Балыковой «Тургенев-читатель. По страницам мемориальной библиотеки». Специалисты знают, что материалы этой библиотеки оказались рассеянными по миру и что орловские музейщики долгие годы ведут работу по её реконструкции (несколько лет назад ими был выпущен первый том каталога «Библиотека Тургенева»). А для такого отзывчивого к отечественной и мировой литературной традиции автора, как Иван Сергеевич, знакомство с реальным кругом его чтения — задача особенно важная!
Если для земляков писателя на первом месте оказываются, как видим, неизвестные страницы его биографии, корни и источники творчества, то для науки о Тургеневе в целом наступила пора масштабных обобщений, общего взгляда, с позиций нашего времени корректирующего наблюдения предшественников. Так, профессор МГУ В.Я. Нездвецкий издал в Стерлитамаке свои лекции о писателе под характерным названием — «И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя», рассмотрев с единой позиции произведения разных лет и жанров.
В центре внимания другого столичного профессора — И.А. Беляевой — оказывается разнообразие и оригинальная природа используемых (а иногда и изобретаемых) писателем жанров, их авторская система; её книга так и названа — «Система жанров в творчестве И.С. Тургенева». Герои и жанровые формы романов оказываются в центре внимания ещё одного современного отечественного исследователя — Г.М. Ребель из Перми, сделавшей в своей книге главный акцент на типологии русского романа девятнадцатого века. Она выбрала для сопоставления произведения двух великих русских романистов — Тургенева и Достоевского.
А вот в центре внимания молодого тургеневеда из Ульяновска Ксении Лазаревой оказались произведения не самые популярные, но, возможно, самые загадочные и потому привлекающие особенно пристальное внимание читателей и исследователей, особенно ныне: последние, так называемые “таинственные” повести Ивана Сергеевича. Их исследовательница предлагает рассматривать с позиций мифопоэтического подхода, позволяющего вскрыть самые глубинные корни тургеневских фантазий и тем самым — как это ни парадоксально — связи с действительностью.
Наконец, новая книга патриарха нашего гоголеведения Юрия Владимировича Манна, так и названная автором — «Тургенев и другие». («Литература» уже обращала внимание читателей на это издание; см.: 2009. № 14, но мы поддерживаем желание Ю.Б. Орлицкого сказать об этой яркой книге. — Ред.) Многочисленные труды Манна о Гоголе, известные в нашей стране каждому, отодвинули в тень другие исследования замечательного учёного, посвящённые русской философской эстетике, литературе романтизма, классическому реализму первой и второй половины девятнадцатого века.
Изданный в Российском государственном гуманитарном университете, где автор преподаёт ныне, том его статей разных лет демонстрирует в первую очередь широту и глубину исследовательских интересов Ю.В. Манна. Но не случайно в название книги он вынес имя Тургенева: том открывается семью статьями о творчестве писателя, составившими самостоятельный раздел книги.
В центре внимания исследователя в этих статьях — герои писателя и споры о них, оригинальная романная поэтика Тургенева (в первую очередь — не понятое современниками новаторство его последних романов, открывающих, по мнению Манна, двери в литературу будущего века), критическое наследие писателя, размышления о политической позиции автора «Отцов и детей» и о его поздних повестях.
Отрадно, что современное тургеневедение не пребывает в застое, укрепляется новыми трудами, переизданием классических исследований.