Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2009

События и встречи

Год, который не закончится

остоянные читатели знают: «Литература» — газета не юбилейная. Мы повторяли не раз, что литературные юбилеи для нас лишь повод для сверки сделанного с задуманным. Мы классиков не празднуем, они для нас повседневны. Подавно это применимо к Гоголю, к которому полностью может быть отнесено суждение, высказанное ещё в дооктябрьские времена о Пушкине: его сочинения настолько притягательны, что желание их читать не отбивается даже гимназическим преподаванием. О Гоголе мы много писали и в 2008, и в 2009 годах (см. соответствующие указатели в этом номере и в № 24/2008). Но всё-таки двухсотлетие Гоголя требует какого-то взгляда, может быть, нечто в духе как раз “взглядов” пушкинско-гоголевской эпохи.

Сразу, разумеется, видно, что 2009 год по Гоголю прошёл так, как мы и предугадывали: не в соответствии с планами юбилейных мероприятий, а как захотелось душе Гоголя. А именно: официоз естественным образом был потеснён энергией личного участия. Так, незадолго до того, как я взялся за этот обзор, то есть в начале ноября, телеканал «Культура» показал композицию «Последний сон Гоголя» по «Запискам сумасшедшего», «Ревизору», «Мёртвым душам» в исполнении петербургского артиста Игоря Волкова (Александринка). Вообще-то спектакль этот для театралов не новинка: ещё в 1999 году он был отмечен на Втором Международном фестивале моноспектаклей «Монокль», но хорошо, что об этом незаурядном произведении вспомнили именно сейчас и сделали его достоянием всероссийского зрителя.

родолжу примеры тёплого камерного празднования из этой сферы. Одна семейная пара, подкопив денег (театральные билеты на хорошие места не для каждого кошелька), решила посмотреть все московские постановки «Ревизора». А их немало: в Малом, в Театре имени Пушкина, в Театре на Юго-Западе, в Театре под руководством В.Спесивцева, в Театре имени Моссовета. В последнем спектакль поставила по-своему знаменитая Нина Чусова с Гошей Куценко в роли Хлестакова и с (кто бы сомневался!) перенесением действия в наши дни.

В Театре имени Станиславского — спектакль «Хлестаков» в постановке Владимира Мирзоева. Наконец, в театре «АпАРТе» (есть и такой на Тверском бульваре) идёт спектакль «Ревизор. 1835»… Кроме того, в своём Музыкальном Камерном театре Борис Покровский поставил оперу Владимира Дашкевича «Ревизор» (либретто самого композитора и Юлия Кима). Она же вышла в Новосибирском ГАТ оперы и балета в постановке Михаила Левитина, главрежа московского «Эрмитажа». А это значит, что неплохо бы и в Новосибирск съездить!

Вообще идея, на мой взгляд, замечательная (возможно, я её подхвачу, но, пожалуй, начну с московских постановок «Горя от ума»). Супруги ходят на спектакли не только с чадами и домочадцами, но всегда — с толстенным томом, сидят, заглядывая в него во время спектаклей, сравнивают, сопоставляют. В книге напечатан «Ревизор», все его редакции и черновики с обширными комментариями — это четвёртый том из нового Полного собрания сочинений и писем Гоголя в 23-х томах под редакцией Ю.В. Манна… Здесь же должен внести уточнение, сделанное Юрием Владимировичем для его интервью «Литературе» (см. № 14/2009). В настоящее время вышли первый и четвёртый тома ПСС Гоголя, а том третий находится в издательстве.

едавно мы узнали о грядущем выходе ещё одного Полного собрания сочинений и писем юбиляра — в 17-ти томах. Его выпускает Издательство Московской Патриархии (авторы-составители — В.А. Воропаев, доктор филологических наук, профессор, председатель Гоголевской комиссии научного совета РАН «История мировой культуры»; И.А. Виноградов, доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН). Полностью это собрание должно выйти в 2010 году, а подробности о нём можно найти на сайте http://www.gogol.rop.ru.

Так что в юбилейном году происходит главное — появляются новые издания сочинений Гоголя, в том числе уникальные. Гоголя очень любят художники, подавно иллюстраторы — Литературный музей провёл в Москве выставки «Лики Гоголя» (живописные и графические портреты писателя) и «Художники — Гоголю» (иллюстрации, увенчанные работой В.В. Путина «Ночь перед Рождеством», вклад российского премьера для благотворительного аукциона). В Библиотеке истории русской философии и культуры («Дом Лосева») прошла книжно-иллюстративная выставка «Духовный путь Гоголя», где было множество любопытных гоголевских изданий. Новый «Музей Москвы» (угол Зубовского бульвара и Остоженки) провёл презентацию издания «Мёртвых душ» с иллюстрациями Сергея Чайкуна, среди которых есть истинные шедевры (мы использовали несколько буквиц Сергея Чайкуна к «Мёртвым душам» для этого обзора; справа, на с. 5 — фрагмент портрета Гоголя, также созданного этим одарённым художником).

одарило Гоголя своим зрителям и телевидение. Выберу здесь из немалого числа всякого рода представлений три. Это, во-первых, десятисерийный документальный фильм Игоря Золотусского и Виктора Спиридонова «Оправдание Гоголя», подробно рассказывающий о жизненном и творческом пути Гоголя (телеканал «Культура»). Те, для кого создание Золотусского оказалось сложноватым (интервью с Игорем Петровичем мы давали в № 23/2008), могли смотреть двухсерийный фильм Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь» (Первый канал), с обычными для этого талантливого телешоумена “приколами”. Биография гения представлена так, что будет усвоена даже дошколятами (уже неплохо!), правда, непонятно зачем певицу Земфиру назначили уныло читать гоголевские отрывки... развожу руками. Наконец, радостно удивил меня 45-минутный телефильм «Гоголь и ляхи» (НТВ). Несмотря на неполиткорректное, а может, и нетолерантное название, режиссёр Владимир Буробин виртуозно показывает не только известное: Гоголь — художественный гений, но и открывает важнейшую черту этого гения: он объединяет, сплачивает самых разных людей, талантливых по-своему, но в какое-то время, в каких-то точках разошедшихся, кажется, навсегда. Исследуя историю кончины писателя, его могилы и посмертных мытарств тела, участники фильма, проявляя свой высокий профессионализм, развеивают многие ходячие легенды и в итоге утверждают новую легенду, но совершенно иного свойства. Так, по мнению нынешних монахов Свято-Данилова монастыря, где был в 1852 году погребён Гоголь, никакого переноса тела в 1931 году не было. Гоголь “ушёл” от своих эксгуматоров, остался там же, где и покоился, а участники кощунства в страхе вынуждены были составлять фальсифицированный акт… Вот такая легенда мне по нраву, не легенда даже, а притча: не тревожьте прах Гоголя, не хватайтесь за его жилетку, сапоги, голову! Читайте! Смотрите!

едь в одной только Москве, кроме «Ревизора», поставлены и «Женитьба» (я насчитал три), и «Игроки», и «Нос», и «Вий», и «Старосветские помещики». В кукольном театре имени Образцова идёт «Ночь перед Рождеством», она же — в Театре имени Гоголя, а ещё там — «Портрет», также поставленный и в Театре имени Маяковского. Это сделала Нина Чусова, а главреж Сергей Арцибашев вынес и на эту сцену «Женитьбу», «Ревизора» и «Как поссорились…». «Ревизор», между прочим, идёт как премьерный, во всяком случае, вышеупомянутые супруги его пока не видели. Зато видели другие мои знакомые — молодожёны, после чего, по их словам, на пути к метро купили в подземном переходе диск с фильмом Тинто Брасса, а может, и что пожёстче, в надежде просмотром несколько перебить ощущение глубочайшей пошлости, в которую режиссёр погрузил спектакль, не исключая его финальной сцены. Впрочем, стриптизы в «Ревизоре» совсем не новация: мы их видели и не в столь раскованные времена, как наше. Арцибашев уже ставил «Ревизора» в Театре на Покровке (также там идёт и «Женитьба» в его постановке), и, по мнению критиков, на большой сцене лишь безнадёжно ухудшил некогда им придуманное…

Я об этом упоминаю потому, что если юбилей, то не обязательно — удачи.

дачи с Гоголем подготовить нельзя. Сколько шума было вокруг фильма «Тарас Бульба»! А в итоге и с большого, и подавно телевизионного экрана потянуло таким тяжёлым соцреализмом времён «Кубанских казаков» и «Падения Берлина», что хотелось осенить себя крестным знамением: Владимир ли это Бортко? Один ли человек стоял близ камеры в «Собачьем сердце» — и теперь?!

Впрочем, на мой взгляд, идея экранизировать «Бульбу» изначально была внехудожественной, а значит, провальной. Эта повесть Гоголя, наверное, самое школярское из его произведений. “Школярское” не потому, что плохо написано — написано блистательно, удовольствие получаешь даже от сопоставления двух редакций повести. Но и гений из чего-то вырастает, что-то усваивает, что-то самому себе доказывает. Развиваясь в пространстве исторических сочинений романтиков, в пространстве вальтер-скотта и скоттистов, Гоголь в «Тарасе Бульбе» сыграл на их поле, сыграл сразу в категории мастера, сказал себе: “Могу!” — и не останавливаясь пошёл дальше. И мы хорошо знаем это дальше и выше. И смотрим, и тянемся именно туда.

Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru