Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2009

Я иду на урок
9–11-й классы

"Грядущие люди! Кто вы?"

Что надо знать учителю литературы о своих будущих учениках

Каждый из нас знакомится с новым для себя классом по-своему. Кто-то накануне обстоятельно беседует с классным руководителем, кто-то на первом же уроке проводит викторину или другую интеллектуальную игру, надеясь сразу вы­явить знатоков и оценить общий уровень подготовки, кто-то беседует с учениками о роли книги в жизни человека и общества, кто-то предлагает написать сочинение-самохарактеристику «Я — читатель». Многие используют и анкетирование, чтобы быстрее получить представление о тех, с кем придётся более или менее близко общаться. В принципе, необязательно составлять анкету самостоятельно. Можно оттолкнуться от идей, ставших классическими (см. статью Бориса Ланина об анкете В.В. Набокова // Литература. 2006. № 6), или воспользоваться вопросами, сформулированными детским психологом (Наталия Котляревская. Литература в классе как она есть // Литература. 2006. № 15). Но, возможно, стоит приложить некоторые усилия, прислушаться к своему внутреннему голосу, вспомнить лица детей в школьном коридоре, представить их и себя вместе в классе — и сочинить свой собственный “вопросник”, руководствуясь двумя, в общем, незамысловатыми задачами. Первая: какая информация о каждом из твоих учеников будет полезной для того, чтобы сделать совместную деятельность эффективной и комфортной? И вторая: как избежать бестактности — не припирать вопросом к стенке, но дать подростку возможность рассказать о себе настолько искренне, насколько он захочет?

Такими анкетами я пользуюсь очень давно, больше двух десятков лет. Сменяли друг друга поколения, менялись общество и школа, сдвигались акценты в преподавании литературы — поэтому и формулировки вопросов не могли оставаться неизменными. Ещё лет десять назад меня, например, не в последнюю очередь интересовало, насколько трудно (по его собственной оценке) ученику писать сочинения и что именно, на его взгляд, ему мешает: нехватка времени для чтения, трудно на письме выразить свою мысль, отсутствие желания писать шаб­лонно, проблемы с грамотностью, просто лень или что-то ещё… Я просила назвать самую интересную тему сочинения, на которую приходилось писать в предыдущие школьные годы. Спрашивала и об отношении к поэзии, предлагала прикинуть, хотя бы приблизительно, сколько стихотворений (не текстов песен) школьник без усилий мог бы вспомнить и прочитать наизусть: пять, десять, тридцать, сто… Но постепенно все эти вопросы перестали быть актуальными. Просто-напросто из года в год стало обнаруживаться, что сочинения трудно писать почти всем. Из “интересных” тем неизменной популярностью пользовалась формулировка “Как я провёл лето?”, все остальные ответы сводились к “не припомню таких”, “затрудняюсь ответить”, “для меня нет интересных тем” и даже — “а они такими бывают?”. Но хуже всего дела обстояли с вопросом о знании стихов наизусть. И я эти формулировки убрала. На смену им пришли другие: “Какое место в твоей жизни занимает компьютер?” и “Насколько часто ты пользуешься Интернетом?”

В последние год-два я пользуюсь примерно вот такой моделью стартовой анкеты, которая, смею утверждать, мне очень помогает в первые месяцы работы с новым классом.

1. Уроки литературы в школе для тебя — это:

— одни из самых любимых, интересных уроков;
— смена деятельности, возможность отдохнуть от более сложных предметов;
— скучноватая необходимость, которую приходится терпеть;
— мучение, лучше бы их совсем не было.

(Если возможно, сформулируй ответ поподробнее, обосновав выбранный вариант или предложив свой.)

2. Насколько успешными были твои занятия этим предметом в предыдущие школьные годы? Доволен ли ты своими результатами или хотел бы их улучшить? В чём, с твоей точки зрения, причины неудач (если они были), а в чём — залог успеха (по крайней мере, лично для тебя)?

3. Есть ли среди литературных произведений, изученных на уроках в школе, такие, которые тебя на самом деле поразили или хотя бы просто надолго запомнились? Какие это произведения?

4. Какое место чтение книг вообще занимает в твоей жизни?

— Это самое главное удовольствие, которому ты посвящаешь всё своё свободное время.
— Это один из видов досуга, на который, к сожалению, не хватает времени.
— Это полезное, но не слишком приятное, а порой и утомительное занятие.
— Это то, чего ты терпеть не можешь, но вынужден подчиняться родителям и учителям…

(Можно сформулировать и свой вариант ответа.)

5. Как тебе кажется, ты читаешь МНОГО или МАЛО по сравнению со своими сверстниками? Есть (была) ли у тебя любимая книжка (пусть даже совсем детская), которую хочется перечитывать снова и снова?

6. Сколько (примерно) художественных книг ты прочитал этим летом? А не художественных? Есть ли среди них такие, которые хотелось посоветовать прочитать друзьям, близким людям? Если можно, назови эти книги.

7. Удалось ли прочитать что-нибудь из списка, предлагаемого школьной программой? Если да, какие остались впечатления (только честно).

8. Интересуешься ли ты другими видами искусст­ва, кроме литературы (живопись, музыка, кино, театр)? Приходилось ли тебе сочинять стихи или песни, играть на сцене? Нравится ли тебе подобная деятельность?

9. Легко ли тебе говорить, рассказывать о своих впечатлениях от поездок, общения с другими людьми, о прочитанных книгах, увиденных фильмах и т.п.? Тебе легче говорить устно или собраться с мыслями и написать?

10. Считаешь ли ты себя эмоциональным человеком? Бывало ли, что книга, или фильм, или музыка заставляли тебя очень сильно переживать, волноваться, плакать?

11. Какое место в твоей жизни занимает компьютер?

— Жить без него не можешь и не представляешь, как люди раньше могли без него обходиться.
— Пользуешься ежедневно, потому что это удобно, но не более того.
— Используешь только по мере необходимости.
— Пользуешься очень редко.

12. Насколько интенсивно твоё общение в Интернете? Есть ли у тебя твой собственный электронный адрес?

13. Исключаешь ли ты для себя гуманитарную направленность в будущей профессиональной деятельности или всё-таки знания и умения, обретённые на уроках литературы, могут понадобиться тебе (хотя бы при поступлении в вуз)?

14. В какой сфере деятельности ты чаще всего представляешь себя в будущем? (Если ты уже выбрал профессию — по возможности, назови.)

15. Хочется ли тебе добровольно участвовать в какой-либо внеурочной деятельности, связанной с занятиями литературой, в этом учебном году (спецкурсы, олимпиады, конференции, творческие мастерские и т.п.)? Буду признательна, если ты сможешь сформулировать свои пожелания, предложения по этому поводу.

Безусловно, ответы на подобные вопросы не могут быть анонимными. Анкету подписывают, но я даю обещание, что эта информация конфиденциальна и никогда и нигде не может быть опубликована. Разумеется, слова не нарушаю и не показываю листочки с ответами ни другим учителям, ни родителям учеников. Зато у меня на письменном столе анкеты живут до тех пор, пока в них не отпадёт необходимость (обычно это происходит примерно через полгода). Большинство четырнадцати-пятнадцатилетних под­ростков, с которыми приходилось работать (беру обычно 9-е или 10-е классы), отвечают искренне и не без удовольствия: им нравится говорить о себе, осознавать, чем он (или она) отличается от окружающих. Конечно, попадаются и односложные отписки. Но, во-первых, как правило, их немного (на класс две-три, не больше); во-вторых, такая закрытость тоже показательна.

Несколько лет назад я добавила к этой, первичной, ещё одну анкету — предлагаю её через год, пос­ле летних каникул. Выглядит она примерно так.

  1. Самое яркое для тебя событие этого лета.
  2. Самое яркое для тебя культурное событие этого лета (экскурсия, спектакль, фильм, концерт, книжка, знакомство с новым автором и т.п.).
  3. Сколько художественных книг ты вообще прочитал этим летом? А не художественных? Есть ли среди них такие, которые хочется посоветовать прочитать сверстникам, близким людям? Если можно, назови эти книги.
  4. Удалось ли прочитать что-нибудь из списка, предлагаемого школьной программой? Если да, какие остались впечатления? (Только честно.)
  5. Какие из произведений, изученных на уроках литературы в прошлом учебном году, остались в памяти сейчас, после летних каникул (неважно в каком варианте: только сюжет, имена героев или, наоборот, пережитые тогда эмоции, впечатления)?
  6. Доволен ли ты своими успехами по моему предмету в прошлом году (я имею в виду не только оценки, но и твои субъективные ощущения)? Что нужно (с твоей или с моей стороны) для того, чтобы в этом году результаты работы были лучше или хотя бы не хуже, если они тебя устраивают?
  7. Год тому назад не все из вашего класса смогли внятно сформулировать свои предложения и пожелания по поводу наших занятий литературой. Многие оправдывались тем, что мы пока незнакомы. Теперь ситуация изменилась. Буду благодарна, если, с учётом прошлогоднего опыта, ты выскажешь своё мнение сейчас.

Уверяю, может случиться, что ответы на некоторые вопросы вас удивят. Может оказаться, что «Война и мир» кому-то из десятиклас­с­ников “запомнилась размером”, или зацепит формулировка: “помню ощущение, но почему-то название вылетело из головы”. Но, на мой взгляд, дорогого стоит фраза, подобная вот этой: “Раскольников — ну как его забудешь?!”

Непрерывная, живая обратная связь, индивидуальный контакт с каждым из учеников (сколько бы их ни было!), взаимная рефлексия по поводу совместной деятельности — необходимые слагаемые успеха любого учителя, и в особенности учителя литературы.

Рейтинг@Mail.ru