Я иду на урок
9–11-й классы
"Грядущие люди! Кто вы?"
Что надо знать учителю литературы о своих будущих учениках
Каждый из нас знакомится с новым для себя классом по-своему. Кто-то накануне обстоятельно беседует с классным руководителем, кто-то на первом же уроке проводит викторину или другую интеллектуальную игру, надеясь сразу выявить знатоков и оценить общий уровень подготовки, кто-то беседует с учениками о роли книги в жизни человека и общества, кто-то предлагает написать сочинение-самохарактеристику «Я — читатель». Многие используют и анкетирование, чтобы быстрее получить представление о тех, с кем придётся более или менее близко общаться. В принципе, необязательно составлять анкету самостоятельно. Можно оттолкнуться от идей, ставших классическими (см. статью Бориса Ланина об анкете В.В. Набокова // Литература. 2006. № 6), или воспользоваться вопросами, сформулированными детским психологом (Наталия Котляревская. Литература в классе как она есть // Литература. 2006. № 15). Но, возможно, стоит приложить некоторые усилия, прислушаться к своему внутреннему голосу, вспомнить лица детей в школьном коридоре, представить их и себя вместе в классе — и сочинить свой собственный “вопросник”, руководствуясь двумя, в общем, незамысловатыми задачами. Первая: какая информация о каждом из твоих учеников будет полезной для того, чтобы сделать совместную деятельность эффективной и комфортной? И вторая: как избежать бестактности — не припирать вопросом к стенке, но дать подростку возможность рассказать о себе настолько искренне, насколько он захочет?
Такими анкетами я пользуюсь очень давно, больше двух десятков лет. Сменяли друг друга поколения, менялись общество и школа, сдвигались акценты в преподавании литературы — поэтому и формулировки вопросов не могли оставаться неизменными. Ещё лет десять назад меня, например, не в последнюю очередь интересовало, насколько трудно (по его собственной оценке) ученику писать сочинения и что именно, на его взгляд, ему мешает: нехватка времени для чтения, трудно на письме выразить свою мысль, отсутствие желания писать шаблонно, проблемы с грамотностью, просто лень или что-то ещё… Я просила назвать самую интересную тему сочинения, на которую приходилось писать в предыдущие школьные годы. Спрашивала и об отношении к поэзии, предлагала прикинуть, хотя бы приблизительно, сколько стихотворений (не текстов песен) школьник без усилий мог бы вспомнить и прочитать наизусть: пять, десять, тридцать, сто… Но постепенно все эти вопросы перестали быть актуальными. Просто-напросто из года в год стало обнаруживаться, что сочинения трудно писать почти всем. Из “интересных” тем неизменной популярностью пользовалась формулировка “Как я провёл лето?”, все остальные ответы сводились к “не припомню таких”, “затрудняюсь ответить”, “для меня нет интересных тем” и даже — “а они такими бывают?”. Но хуже всего дела обстояли с вопросом о знании стихов наизусть. И я эти формулировки убрала. На смену им пришли другие: “Какое место в твоей жизни занимает компьютер?” и “Насколько часто ты пользуешься Интернетом?”
В последние год-два я пользуюсь примерно вот такой моделью стартовой анкеты, которая, смею утверждать, мне очень помогает в первые месяцы работы с новым классом.
1. Уроки литературы в школе для тебя — это:
— одни из самых любимых, интересных уроков;
— смена деятельности, возможность отдохнуть от более сложных предметов;
— скучноватая необходимость, которую приходится терпеть;
— мучение, лучше бы их совсем не было.
(Если возможно, сформулируй ответ поподробнее, обосновав выбранный вариант или предложив свой.)
2. Насколько успешными были твои занятия этим предметом в предыдущие школьные годы? Доволен ли ты своими результатами или хотел бы их улучшить? В чём, с твоей точки зрения, причины неудач (если они были), а в чём — залог успеха (по крайней мере, лично для тебя)?
3. Есть ли среди литературных произведений, изученных на уроках в школе, такие, которые тебя на самом деле поразили или хотя бы просто надолго запомнились? Какие это произведения?
4. Какое место чтение книг вообще занимает в твоей жизни?
— Это самое главное удовольствие, которому ты посвящаешь всё своё свободное время.
— Это один из видов досуга, на который, к сожалению, не хватает времени.
— Это полезное, но не слишком приятное, а порой и утомительное занятие.
— Это то, чего ты терпеть не можешь, но вынужден подчиняться родителям и учителям…
(Можно сформулировать и свой вариант ответа.)
5. Как тебе кажется, ты читаешь МНОГО или МАЛО по сравнению со своими сверстниками? Есть (была) ли у тебя любимая книжка (пусть даже совсем детская), которую хочется перечитывать снова и снова?
6. Сколько (примерно) художественных книг ты прочитал этим летом? А не художественных? Есть ли среди них такие, которые хотелось посоветовать прочитать друзьям, близким людям? Если можно, назови эти книги.
7. Удалось ли прочитать что-нибудь из списка, предлагаемого школьной программой? Если да, какие остались впечатления (только честно).
8. Интересуешься ли ты другими видами искусства, кроме литературы (живопись, музыка, кино, театр)? Приходилось ли тебе сочинять стихи или песни, играть на сцене? Нравится ли тебе подобная деятельность?
9. Легко ли тебе говорить, рассказывать о своих впечатлениях от поездок, общения с другими людьми, о прочитанных книгах, увиденных фильмах и т.п.? Тебе легче говорить устно или собраться с мыслями и написать?
10. Считаешь ли ты себя эмоциональным человеком? Бывало ли, что книга, или фильм, или музыка заставляли тебя очень сильно переживать, волноваться, плакать?
11. Какое место в твоей жизни занимает компьютер?
— Жить без него не можешь и не представляешь, как люди раньше могли без него обходиться.
— Пользуешься ежедневно, потому что это удобно, но не более того.
— Используешь только по мере необходимости.
— Пользуешься очень редко.
12. Насколько интенсивно твоё общение в Интернете? Есть ли у тебя твой собственный электронный адрес?
13. Исключаешь ли ты для себя гуманитарную направленность в будущей профессиональной деятельности или всё-таки знания и умения, обретённые на уроках литературы, могут понадобиться тебе (хотя бы при поступлении в вуз)?
14. В какой сфере деятельности ты чаще всего представляешь себя в будущем? (Если ты уже выбрал профессию — по возможности, назови.)
15. Хочется ли тебе добровольно участвовать в какой-либо внеурочной деятельности, связанной с занятиями литературой, в этом учебном году (спецкурсы, олимпиады, конференции, творческие мастерские и т.п.)? Буду признательна, если ты сможешь сформулировать свои пожелания, предложения по этому поводу.
Безусловно, ответы на подобные вопросы не могут быть анонимными. Анкету подписывают, но я даю обещание, что эта информация конфиденциальна и никогда и нигде не может быть опубликована. Разумеется, слова не нарушаю и не показываю листочки с ответами ни другим учителям, ни родителям учеников. Зато у меня на письменном столе анкеты живут до тех пор, пока в них не отпадёт необходимость (обычно это происходит примерно через полгода). Большинство четырнадцати-пятнадцатилетних подростков, с которыми приходилось работать (беру обычно 9-е или 10-е классы), отвечают искренне и не без удовольствия: им нравится говорить о себе, осознавать, чем он (или она) отличается от окружающих. Конечно, попадаются и односложные отписки. Но, во-первых, как правило, их немного (на класс две-три, не больше); во-вторых, такая закрытость тоже показательна.
Несколько лет назад я добавила к этой, первичной, ещё одну анкету — предлагаю её через год, после летних каникул. Выглядит она примерно так.
- Самое яркое для тебя событие этого лета.
- Самое яркое для тебя культурное событие этого лета (экскурсия, спектакль, фильм, концерт, книжка, знакомство с новым автором и т.п.).
- Сколько художественных книг ты вообще прочитал этим летом? А не художественных? Есть ли среди них такие, которые хочется посоветовать прочитать сверстникам, близким людям? Если можно, назови эти книги.
- Удалось ли прочитать что-нибудь из списка, предлагаемого школьной программой? Если да, какие остались впечатления? (Только честно.)
- Какие из произведений, изученных на уроках литературы в прошлом учебном году, остались в памяти сейчас, после летних каникул (неважно в каком варианте: только сюжет, имена героев или, наоборот, пережитые тогда эмоции, впечатления)?
- Доволен ли ты своими успехами по моему предмету в прошлом году (я имею в виду не только оценки, но и твои субъективные ощущения)? Что нужно (с твоей или с моей стороны) для того, чтобы в этом году результаты работы были лучше или хотя бы не хуже, если они тебя устраивают?
- Год тому назад не все из вашего класса смогли внятно сформулировать свои предложения и пожелания по поводу наших занятий литературой. Многие оправдывались тем, что мы пока незнакомы. Теперь ситуация изменилась. Буду благодарна, если, с учётом прошлогоднего опыта, ты выскажешь своё мнение сейчас.
Уверяю, может случиться, что ответы на некоторые вопросы вас удивят. Может оказаться, что «Война и мир» кому-то из десятиклассников “запомнилась размером”, или зацепит формулировка: “помню ощущение, но почему-то название вылетело из головы”. Но, на мой взгляд, дорогого стоит фраза, подобная вот этой: “Раскольников — ну как его забудешь?!”
Непрерывная, живая обратная связь, индивидуальный контакт с каждым из учеников (сколько бы их ни было!), взаимная рефлексия по поводу совместной деятельности — необходимые слагаемые успеха любого учителя, и в особенности учителя литературы.