Курс молодого словесника
Рецептурный справочник словесника
Создание справочника методических приёмов (с примерной дозировкой и разметкой показаний и противопоказаний) уже давно кажется мне назревшей необходимостью. Но почему-то никто (насколько мне известно) до сих пор не взялся за такой труд. Рискну для начала внести малую лепту в будущий «Рецептурный справочник словесника».
Придерживаться алфавитного порядка нам пока незачем; начнём не с буквы “а”, а с самого любимого и в то же время не слишком популярного в методике “опережающего задания”. Эта форма работы известна давно. Ещё в 60-е годы ХХ века с помощью таких заданий наш учитель Ю.А. Халфин вырастил целую школу филологов и просто нечужих литературе людей (см., например, в «Литературе» № 1, 3/2008 его статью «Мои юные наставники».) А я перескажу лишь общую идею.
Опережающее задание называется так потому, что ученик готовит дома ответ на вопрос, который только ещё будет разбираться в классе. Например: «Ростовы и Болконские» по «Войне и миру» или «Лики ночи» по лирике Тютчева. Что нужно сделать? Составить план своего ответа примерно так, как составляется план сочинения. Берётся черновой листок, набрасываются идеи, потом компонуются в связный рассказ с началом и концом. Записывать весь текст ответа не нужно. Пусть ребята в классе говорят, а не читают. Далее. Каждую идею надо “заверить” текстом. Без этого мысль считается недоказанной. Если речь идёт о стихах, цитаты лучше выучить наизусть (наш учитель других вариантов не признавал). Или вписать в свой план, чтобы подсматривать по ходу ответа. Если о прозе, то нужны закладки.
Технике работы с закладками тоже придётся учить. В стрессовой ситуации “развёрнутого ответа” закладка, на которой много маленьких букв, не годится. На закладке должна стоять большая, разборчивая цифра: 1, 2, 3… А в тетради, в плане ответа, вслед за мыслью должен стоять номер закладки. И (в скобках) номер тома, главы, страницы — чтобы потом, через пару лет, легко найти нужную цитату.
Когда начинается урок, мы сначала спрашиваем тех, кто сам хотел бы выступить. Бывает, что работа удалась и её не терпится продемонстрировать. Отлично. Пусть сначала выступают по собственному желанию, а уж потом — по вашему.
Что в это время делает класс? Записывает чужие мысли. Когда я училась в школе, у нас в заводе было две тетради по литературе: для планов (домашнего задания) и конспектов (урока). Это по-своему удобно: одну тетрадь можно взять на проверку, а другая останется “в работе”. Но, с другой стороны, тонкие тетрадки для литературы не годятся, а толстые тяжело носить. Поэтому я разрешаю иметь одну тетрадь. Пусть даже она будет и не очень толстая, листов на 48 (тетради в клеточку удобнее). За год таких испишется как минимум штуки четыре, и каждую нужно пометить грозной надписью на обложке: “Хранить 5 лет!!!” И знаете, хранят, причём иногда и гораздо дольше… В этом есть прямой смысл: мы пишем много существенных вещей, которые перед экзаменом потребуется повторить. Об этом дети почему-то не задумываются. Их всегда поражает, когда в 8-м классе говоришь, что, мол, в одиннадцатом «Ревизора» мы снова проходить не будем, а просто вы достанете вот эту самую тетрадь и прочитаете то, что сегодня записали. Но будьте уверены: после соответствующего разъяснения вы сможете рассчитывать на их тетради как на надёжное учебное пособие.
Итак, записываем тему урока, фамилии опрошенных и главные мысли их выступлений (зачем фамилии? — а знаете, как интересно годика через три будет читать, кто и что говорил?). Если по ходу дела у кого-то возникают идеи, возражения, дополнения, то не надо тянуть руку. Сделайте у себя в тетради пометку, а когда начнётся обсуждение, тогда и выскажетесь.
Эту работу (конспектирование ответов) тоже нужно оценивать, иначе ведь поленятся писать. Две-три тетрадки возьмём на проверку и выставим оценки за качество записи (то есть за работу на уроке); одного-двух человек вызовем, чтобы они “отреферировали” прозвучавшие ответы. Кратко назвали главные идеи и ещё какие-то достоинства выступлений (о недостатках ребята говорить не любят — оставят это вам). Потом и другие включаются в обсуждение. Есть смысл у каждого спросить, что он может добавить к сказанному. Не поддавайтесь на отговорки: мол, всё уже прозвучало, и добавить нечего. Смело требуйте, чтобы отлынщик повторил своими словами, что именно “уже прозвучало”. Это один из самых весёлых учительских трюков. Обычно такой лодырь, нехотя поднявшись, вдруг начинает говорить то, о чём речи и в помине не было. Класс, разумеется, хохочет — ну и пусть! Зато никому на таком уроке не скучно.
В конце учитель подводит итоги. Во-первых, выставляет отметки и комментирует качество выступлений (и содержание, и форму: говорить не так-то просто). А во-вторых, рассказывает то, до чего класс сам не додумался. Или предлагает некий упорядоченный “сводный” план ответа (сочинения) по данной теме. И слушают (записывают) его уже совсем иначе, чем если бы он взялся сам всё объяснять “с нуля”.