Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2010

Готовимся к ЕГЭ

Задание с развёрнутым ответом (С3)

Продолжение. Начало см. № 5.

Задание С3 адресует к поэтическому тексту. Лирические произведения, которые могут быть включены в задание С3, перечислены в «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена в 2010 году». Кроме того, в «Кодификаторе» дан перечень теоретико-литературных понятий, знание которых необходимо для полного и глубокого ответа о прозаическом и поэтическом тексте.

Специфика поэтического текста не позволяет свести ответ исключительно к осмыслению содержания стихотворения (это стихотворение о природе, о любви, о дружбе, о зиме, о бабочке; в нём описывается… рассказывается о… и т.п.), продолжив суждение пересказом. Стихотворному тексту пересказ вообще противопоказан. Поэтому особое внимание следует обратить на задания В8–В12: ответы на них (если, конечно, они будут даны правильно) помогут определить опорные понятия и термины, которые можно удачно включить в сочинение.

Обратимся к заданию демоверсии ЕГЭ по литературе 2010 года.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и выполните задания B8–B12 и C3. Почему А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”?

Задания B8–В12 к стихотворению включают такие вопросы: “Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…” Как называется художественное описание природы в литературном произведении? К какому приёму прибегает поэт в строке: “Разлетелись, как дым, облака”? Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о “вздохах дня” в “дыханье ночном”? Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета (“над ясной рекою”, “в померкшем лугу” и т.п.). Каким размером написано стихо­творение А.А. Фета «Вечер» (без указания количества стоп)?

В результате учащийся, выполнивший эти задания, “вооружён” такими терминами, как пейзаж, сравнение, метафора или олицетворение, эпитет, анапест. Осмысление роли художественных средств позволит увидеть своеобразие поэтического текста: в центре внимания поэта оказывается вечерний пейзаж, природа у Фета одухотворена и т.п.

Теперь, внимательно перечитав стихотворение, можно формулировать тезис-ответ на вопрос С3. Что в нём будет главным? Главное: поэт в слове запечатлевает мгновенное как вечное, имеющее непреходящую ценность (вспомним: “Этот листок, что иссох и свалился, // Золотом вечным горит в песнопенье”). Эту мысль можно выразить по-разному, от детей вряд ли стоит требовать той глубины литературоведческих познаний, которыми обладает эксперт. Пусть они скажут главное своими словами, при этом учтём, что мнение учащегося может не совпадать с нашим. Но если оно разумно, аргументированно, опирается на текст и не противоречит здравому смыслу, его стоит принять.

Теперь рассмотрим три ученических сочинения и прокомментируем их, чтобы увидеть, как оцениваются задания части С3, какие требования к ним предъявляются и каких ошибок при выполнении этого задания надо постараться избежать.

1. А.А. Фета часто называют певцом мгновения, так как он изображал мимолётные пейзажи, которые меняются в разные времена года и время суток иногда очень быстро и не повторяются. В стихотворении «Вечер» изображены вечер и наступление ночи, и как природа меняется в это время от вечера к ночи. И Фет описывает эти перемены. Мимолётный пейзаж сменяет один другой. Сначала был вечер: “в померкшем лугу”, “прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака”, потом наступила ночь: “в дыханье ночном”. Но скоро наступит утро. И опять всё пойдёт по новой: день, вечер, ночь.

Тезис-ответ сочинения сформулирован точно: А.А. Фета часто называют певцом мгновения, так как он изображал мимолётные пейзажи, которые меняются в разные времена года и время суток иногда очень быстро и не повторяются (напомним, что в заданиях С1–С4 речевые недочёты не влияют на оценку работы) и связан с поставленным вопросом. Но, аргументируя свою мысль, учащийся в основном пересказал поэтический текст с минимальным комментарием.

Отметим как существенный недостаток сочинения и неудачный выбор и некорректное включение цитат: Сначала был вечер: “померкшем лугу”, “прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака”, потом наступила ночь: “в дыханье ночном”. Предпочтительнее было бы сформулировать ту же мысль иначе. Например, сохранив стилистику автора работы, можно отредактировать предложение так: Сначала изображён вечер: поэт слышит, как “прозвенело в померкшем лугу”, видит, как, “прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака”, потом он рисует наступление ночи, но замечает “в дыханье ночном” “вздохи дня”. Кроме того, в работе отсутствует вывод.

Оценка задания — 1 балл. Несмотря на отсутствие фактических ошибок, это максимальный балл, которым может быть оценено сочинение: экзаменуемый упрощённо понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом.

2. В стихотворении «Вечер» А.А. Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение, поэтому его называют “певцом мгновенья”. Обыденность окружающего мира в стихах поэта приобретает свою уникальность и неповторимость. В «Вечере» обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря эпитетам и сравнениям (“ясной”, “померкшем”, “немою”, “как дым”). Эти мгновенные, как фотографии, детально зафиксированные картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе, умение понимать её, одушевлять, не случайно Фет использует олицетворение “Вздохи дня есть в дыханье ночном”.

Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию. Красота природы — это идеал Фета, его муза, вдохновляющая его в поэзии и помогающая пережить все жизненные невзгоды.

Ответ на поставленный вопрос дан в начале работы, тезис довольно точен: Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение… Развивающие доводы связаны с поэтическим текстом, предложенным для осмысления, пересказа ученику удалось избежать, и, что важно, стихотворение цитируется уместно и грамотно — цитаты играют здесь роль комментария к аргументам пишущего. Использованы и материалы заданий В7–В2.

Однако обоснованность суждений продемонстрирована не везде, в частности, размышление учащегося о том, что “картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе”, нельзя считать аргументом, кроме того, вывод не связан с основной частью работы, то есть по сути выводом не является. Кстати, заключительная часть сочинения существенно выиграет, если просто изъять из неё нарушающие логику и не относящиеся к ответу на вопрос предложения: Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию — и заключительные слова: и помогающая пережить все жизненные невзгоды. Требуемые “соответствующие выводы” должны быть итогом размышлений над предложенным вопросом, неким кратким обобщением сказанного. Например, в этой работе: Фет стремился запечатлеть именно изменчивость природы, разные моменты её жизни, неповторимость разных её состояний, ведь в каждый следующий миг времени меняется картина мира, и повторить ничего нельзя, можно только “остановить мгновение”, “вписав” его в стихи.

Таким образом, обратившись к разбору этого сочинения, можно напомнить школьникам о важных моментах, которые следует учитывать в работе: выбирать аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, соблюдать логику изложения и обязательно связывать вывод с поставленным вопросом.

Оценка задания — 2 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, вывод слабо связан с вопросом.

3. А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе — её “чудные мгновения”. Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих “мгновений” в стихах — в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда, как можно понять, неповторимых и прекрасных для поэта состояний природы, соответствующих движению времени — удивительному преображению мира в тот момент, когда вечер переходит в ночь. Приметы вечера — его звуки и краски — конкретны и загадочны одновременно: что “прозвучало”, читатель не знает, но видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет, как бы переводя взгляд с одного предмета на другой, замечает и “ясную реку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотую кайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубой и зелёный огонь” ночного неба.

Смена пейзажных планов и их связь с движением времени — главный фетовский приём изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира — это новое “мгновение”, из которых в лирике Фета, “певца мгновенья”, складывается образ “красоты” — главной составляющей художественного мира поэта.

Оценка задания — 3 балла. Недостатком этого соответствующего всем требованиям сочинения, на наш взгляд, является многословие. Проделаем работу по его сокращению и убедимся, что редактирование не нанесло ущерба качеству ответа.

А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные состояния природного мира — “чудные мгновения”, и передавать радость от переживания этих “мгновений” в стихах, то есть делать преходящее вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда неповторимых состояний природы, соответствующих движению времени. Приметы вечера конкретны и загадочны одновременно: читатель видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет замечает и “ясную реку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотую кайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубой и зелёный огонь” ночного неба.

Смена пейзажных планов — главный фетовский приём изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира — это новое “мгновение”, из которых в лирике Фета складывается образ “красоты” — главной составляющей художественного мира поэта.

Общие рекомендации, которые можно дать ученикам на этом этапе подготовки:

1. Начинайте ответ без вступления, сразу с формулирования тезиса-ответа.

2. Сделайте общий вывод или (если тезисов в ответе несколько) сформулируйте выводы по каждому из тезисов. Проверьте, связан ли вывод с вопросом.

3. Старайтесь избегать в работе многословия.

Задания для самостоятельной работы

C4 Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

С3 Какой предстаёт героиня в стихотворении А.А. Блока «В ресторане» (или в стихотворении «Незнакомка»)?

С4 Назовите русских поэтов, в стихах которых нарисован образ женщины, и укажите, что сближает эти стихотворения с блоковским.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru