Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2010

Готовимся к ЕГЭ

Задание с развёрнутым ответом (С1, С3)

Задания с развёрнутым ответом С1 и С3 ЕГЭ по литературе предполагают точно сформулированный и аргументированный в первую очередь текстом эпизода (стихотворения) ответ на поставленный вопрос. Сочинение также должно содержать выводы по предложенному вопросу. Эти требования ориентированы на критерии оценки сочинений частей С1 и С3 (www.fipi.ru и www.ege.edu.ru).

Точность и полнота ответа Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос,
выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы,
фактические ошибки в ответе отсутствуют
3
б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует
достаточной обоснованности суждений, и/или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает одну фактическую ошибку
2
в) экзаменуемый упрощённо понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно,
слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает две фактические ошибки
1
г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно
не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает три и более фактические ошибок
0

Максимальный балл
3

 

Главный критерий ответов С1 и С3 — содержательный: точность ответа на вопрос и полнота аргументации определяют тот балл, который можно получить за эту часть работы.

Чтобы ответить на вопрос, рекомендуем разобраться в том, о чём нас спрашивают. Например, задание С1 сформулировано следующим образом: Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает своё развитие в данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова? (Д. 2, явл. 2 со слов “И точно, начал свет глупеть…” до слов “Строжайше б запретил я этим господам // На выстрел подъезжать к столицам”).

Выделим в этой формулировке слово тема (то есть в ответе не следует подменять понятие темы разговором о конфликте или проблематике пьесы). Вспомним, что тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под темой (в отличие от сюжета) понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что “прочитывается” за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т.п. Обратим внимание и на то, что в комедии Грибоедова несколько тем, в задании же речь идёт о той, которая “считается главной” в пьесе. Следовательно, во фрагменте надо найти признаки “главной темы” пьесы, доказать, что именно она получает развитие в эпизоде, сказать о том, как именно тема развивается.

Рассмотрим пять ученических сочинений части С1 на предложенную тему и прокомментируем их. Комментарии к заданиям дают представление о том, как оцениваются задания частей С1 и С3 и какие требования к ним предъявляются.

1. Основной темой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. Она получает своё развитие в данном фрагменте пьесы, где Чацкий, как представитель нового, молодого поколения, противопоставлен Фамусову — человеку старых устоев. Но здесь прослеживается не только конфликт двух поколений, но и конфликт главного героя (Чацкого) со всеми окружающими его персонажами, с обществом, не принимающим его идеологию, характер, взгляд на мир и на окружающую действительность. Чацкий противопоставлен времени, в котором он живёт. Его несвоевременное появление в обществе ознаменовало приход новых веяний и законов, всколыхнуло общественность, но не нашло отклика в душах и умах окружающих. Проблема одиночества и непризнанности также прослеживается на протяжении всей пьесы.

Тезис ответа точен: Основной темой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. В данном случае слово “конфликт” употреблено в значении “противостояние”. Тезис раскрывается во втором предложении: Она получает своё развитие в данном фрагменте пьесы, где Чацкий, как представитель нового, молодого поколения, противопоставлен Фамусову — человеку старых устоев.

Однако дальше ученик уходит от вопроса и обращается к общим рассуждениям о пьесе, допуская две фактические ошибки (здесь прослеживается… конфликт главного героя (Чацкого) со всеми окружающими его персонажами… Чацкий противопоставлен времени, в котором он живёт): в эпизоде не обнаруживается ни конфликта со всеми окружающими — их во фрагменте нет, ни со временем. Логически неуместным выглядит вывод, не имеющий отношения к осмысляемому вопросу: Проблема одиночества и непризнанности также прослеживается на протяжении всей пьесы.

Оценка этого сочинения — 1 балл: экзаменуемый упрощённо понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, допускает две фактические ошибки.

2. Основная тема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — полярные взгляды на жизнь представителей разных поколений, противостояние этих взглядов. Перед читателем предстаёт идейный конфликт между представителями “века нынешнего” (Чацкий) и “века минувшего” (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: “Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”, “Век покорности и страха”, “Всё под личиною усердия к царю”. Чацкий не видит причин, по которым ему следовало бы уважать и ставить в пример старшее поколение: “Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?”, “Сужденья черпают из забытых газет”. В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: “Пускай из нас, из молодых, один найдётся…”, “Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…” Идеи главного героя возмущают и пугают Фамусова: “Опасный человек!”, “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признаёт!”.

Тезис ответа здесь также точен: Основная тема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — полярные взгляды на жизнь представителей разных поколений, противостояние этих взглядов. Развивающими доводами следует считать предложения: Перед читателем предстаёт идейный конфликт между представителями “века нынешнего” (Чацкий) и “века минувшего” (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: “Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”, “Век покорности и страха”, “Всё под личиною усердия к царю”.

Однако далее ученик уходит от вопроса: довольно сумбурно и бессистемно обращается к различным сценам, цитируя то, что помнит из комедии, причём не всегда уместно и логично выбирая фрагменты цитат. В предложении (В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: “Пускай из нас, из молодых, один найдётся…”, “Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…”) допущена фактическая ошибка: процитированный монолог на самом деле один из первых. Недостатком работы может считаться и отсутствие комментариев к цитируемому тексту. Хотя в завершение работы сделана попытка обозначить реакцию Фамусова на речи Чацкого, выводом последнее предложение считать нельзя.

Оценка задания — 2 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений и допускает одну фактическую ошибку.

3. В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: “Кто беден, тот тебе не пара”. Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого “фамусовского общества” (богатство и чины), а также его отношение к службе. Таким образом, А.С. Грибоедов в своей комедии пытался достоверно отобразить нравы светского общества “века минувшего”.

Тезис ответа в работе сформулирован неточно: В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Тема обличения пороков высшего общества в комедии есть, но она не может считаться главной. Считать предложения: Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: “Кто беден, тот тебе не пара”. Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого “фамусовского общества” (богатство и чины), а также его отношение к службе — развивающими доводами нельзя, так как они никак не соотносятся с предложенным для осмысления эпизодом.

Вывод: Таким образом, А.С. Грибоедов в своей комедии пытался достоверно отобразить нравы светского общества “века минувшего” — не имеет отношения к вопросу, адресовавшему экзаменуемого к конкретному фрагменту текста комедии.

Оценка задания — 0 баллов: экзаменуемый неверно отвечает на вопрос и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей.

4. Главная тема комедии «Горе от ума» — это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Как говорит сам Чацкий: “В Москву я больше не ездок!” И его можно понять. Ведь это общество, пропитанное ложью, для него не существует никаких моральных принципов; а самое важное то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: “Служить бы рад, // Прислуживаться тошно”, а это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.

Тезис ответа в работе сформулирован точно, хотя излишне конкретно: Главная тема комедии «Горе от ума» — это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Указание на Чацкого как конкретного участника противостояния лучше заменить указанием на новое поколение, “век нынешний”, тем более, что герой упоминает эту знаменитую формулу, ставшую крылатой фразой и обозначением главной темы пьесы, в тексте эпизода: “век нынешний и век минувший”. Развивающие доводы вызывают сомнения, так как не соотнесены с текстом эпизода, к тому же в работе отсутствует логика: тезис не получает развития в аргументах.

Вывод: Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: “Служить бы рад, // Прислуживаться тошно”, а это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения — имеет к вопросу весьма косвенное отношение.

Оценка задания — 1 балл: экзаменуемый упрощённо понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ.

5. В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния “века нынешнего” и “века минувшего”, показано нарастание социального конфликта пьесы. Чацкий здесь — обличитель старых порядков, на деле — общепризнанных пороков, почитаемых в фамусовском обществе за достоинства. Фамусов (как и всё общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит угрозу и опасность. В последней реплике Фамусов сулит “этим господам” удаление из столицы, что предвосхищает финал пьесы — отъезд Чацкого из дома Фамусова и из Москвы.

Тезис ответа сформулирован точно, при этом учащийся опирается на текст фрагмента пьесы, уместно используя цитату: В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния “века нынешнего” и “века минувшего”, показано нарастание социального конфликта пьесы. Логика развивающих тезис доводов безупречна: Чацкий здесь — обличитель старых порядков, на деле — общепризнанных пороков… Фамусов (как и всё общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит угрозу и опасность. Аргументируя своё мнение о главной теме пьесы, ученик кратко и в то же время исчерпывающе представляет участников противостояния, персонифицированные стороны конфликта — Чацкого и Фамусова. Понят и комический смысл эпизода: в малейшем инакомыслии [Фамусов] видит угрозу и опасность. Действительно, ничего особенно крамольного Чацкий не сказал, однако в сознании представителя “века минувшего” малейшее проявление свободы мысли представляет опасность, поэтому реакция Фамусова столь “непропорциональна” словам Чацкого.

Уместным представляется и вывод. На первый взгляд может показаться, что он не имеет непосредственного отношения к поставленному вопросу, однако вывод соотнесён с развязкой социального конфликта и с итогом развития главной темы комедии Грибоедова, что свидетельствует о глубоких филологических знаниях экзаменуемого.

Обратим внимание и на лексику ответа: очевидно, что экзаменуемый весьма уместно и грамотно использовал те литературоведческие термины, которые в связи с предложенным эпизодом фигурировали в заданиях В1–В7 (конфликт, реплика, монолог).

Оценка задания — 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.

Общие рекомендации к заданиям С1 и С3, которые можно дать ученикам

  1. Проанализируйте вопрос, выделив в нём главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
  2. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).
  3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего произведения (или стихотворения, если предложен отрывок из поэтического произведения).
  4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.
  5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.
  6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?
  7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса — через аргументацию — к выводу-итогу.
  8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям В1–В12: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах С1 и С3.
  9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочёты.

Продолжение следует.

Рейтинг@Mail.ru