Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2010

Читальный зал
Книжная полка

Поэтика русской литературы

Книга Ю.В. Манна — не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: “специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом — их личные встречи, знакомства, литературная полемика и т.д.”. В ответ на возможные недоумения Манн поясняет: “Необходимые сведения на этот счёт читатель может получить из других учебных пособий и справочных изданий”.

Ю.В. Манн. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX
ВЕКА. ЭПОХА РОМАНТИЗМА:
Учебное
пособие. М.: РГГУ, 2007. 518 с.

ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сборник статей [К 80-летию проф.
Ю.В. Манна]. М.:
РГГУ, 2009. 512 с.

Зато автору вполне удалось, опять же говоря его словами, “раскрыть внутреннюю логику романтического движения, показать его эстетическое своеобразие”, опираясь “не на общие слова о народности, самобытности, оригинальности и проч., а на вполне конкретные, осязаемые художественные элементы”.

Едва ли не впервые мы увидели в одном ряду с общепризнанными произведениями наших “считанных” классиков ни в чём не уступающие им шедевры поэзии Батюшкова, Баратынского, Языкова, Козлова, немеркнущую прозу Марлинского и Вельтмана, драмы Хомякова, иронические произведения Филимонова и Кюхельбекера.

Отдельно Манн рассматривает произведения, находящиеся, как он удачно выразился, “в силовом поле романтизма”: «Горе от ума», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Хочется верить, что с вульгарно-политизированным толкованием романтизма в нашей науке и с наших кафедр (в том числе школьных) будет покончено.

«Литература» уже писала о вышедшем в 2009 году капитальном томе статей Ю.В. Манна «Тургенев и другие» (2009. № 14). А кроме него в том же издательстве Российского государственного гуманитарного университета (ставшего для учёного родным домом) вышел посвящённый Юрию Владимировичу сборник «Поэтика русской литературы», уже третий, связанный с юбилеями учёного.

Постоянство этого названия осознанно: именно постоянство, устойчивость, целенаправленность отличают Ю.В. Манна. Это наглядно выражено в указателе его научных трудов, составленном Е.Н. Самородницкой и закономерно завершающем этот том «Поэтики»: в списке преобладают работы о творчестве Гоголя и непосредственно связанной с ним русской критики и философской эстетики первой половины XIX века.

Статьи сборника разделены на три основных раздела: «Общие проблемы поэтики: жанр, стиль, направление», «Исторические судьбы жанров, смена стилей и направлений», «Проблемы творчества Гоголя», — также соответствующих профилю научных интересов юбиляра. С одной необходимой поправкой-дополнением: “и его коллег по университету”: среди статей, составивших книгу, важное место занимают исследования по теоретической поэтике, теории жанра, компаративистике многих учёных РГГУ.

Например, кафедра теоретической и исторической поэтики Института истории и филологии, в полном соответствии со своим названием, представляет в сборнике исследования теоретических проблем литературы, в первую очередь — теории жанра. В.И. Тюпа пишет о стихотворениях в прозе как жанровом инварианте, Н.Д. Тамарченко — о так называемой “новой” неканонической поэме, Д.М. Магомедова — о соотношении фрагмента и миниатюры в поэзии. К этому же тематическому блоку примыкают статьи теоретиков из других научных центров: Л.Ф. Луцевич (Варшава) пишет о своём любимом жанре поэтического переложения псалмов, О.Н. Кулишкина (Санкт-Петербург) размышляет о жанре травелога в русской литературе. Жанровая проблематика оказывается доминирующей и в ряде других статей книги, посвящённых конкретным авторам и явлениям художественного мира. О.А. Богданова поднимает проблему “идеологического романа” Ф.М. Достоевского; В.Г. Щукин (Краков) рассматривает в качестве жанрового локуса окно, Н.И. Ищук-Фадеева (Тверь) говорит о своеобразии жанра у Фёдора Сологуба, Г.А. Лобанова — у И.А. Бунина, А.Н. Неминущий (Даугавпилс) — у Сергея Довлатова.

Вот ещё имена авторов, говорящие сами за себя: Н.Т. Рымарь (Самара), И.О. Шайтанов и С.Г. Бочаров (Москва), О.Б. Лебедева (Томск), А.А. Фаустов и С.Н. Савинков (Воронеж), Б.Ф. Егоров и А.И. Жеребин (Санкт-Петербург), Х.Гюнтер (Мюнхен), Р.Джулиани (Рим).

Несколько слов о статьях гоголевского раздела. Е.Е. Дмитриева размышляет на актуальную и даже больную для многих тему «Гоголь и католичество», прочерчивая исторический путь автора от прозападной идеологии к русской; В.Ш. Кривонос (Самара) предлагает рассматривать «Повесть о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ» как самопародию писателя; А.Х. Гольденберг (Волгоград) уточняет функции библейского текста у Гоголя; И.А. Зайцева под необычным углом зрения сравнивает «Героя нашего времени» и «Мёртвые души»; Н.Л. Виноградская анализирует «Мёртвые души» в изображениях Марка Шагала.

Каждая из вошедших в новую книгу статей представляет читателю некоторое, пусть и небольшое, открытие, вводит новый материал, устанавливает новый взгляд. И поэтому сборник в целом даёт нам представление о том, чем сегодня живёт теория и история нашей словесности.

Впечатляет и круг имён анализируемых писателей (от Жуковского и графа Хвостова до Булгакова и Довлатова), и география книги (её авторы живут в Москве и русской провинции, в Латвии, США, Германии, Италии, Польше).

Но всё это — вполне закономерно: имя Ю.В. Манна как магнит притягивает коллег, подвигает их на научные дерзания. Слова, сказанные в предисловии: работы юбиляра “написаны на том же уровне, который нельзя назвать иначе, чем высший”, в значительной степени можно отнести также к большинству опубликованных в «Поэтике» статей.

Рейтинг@Mail.ru