Я иду на урок
6-й класс
Читаем рассказ
Валентин Распутин. «Уроки французского»
Изучению рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» я отвожу три часа.
Первый урок посвящён знакомству с биографией и творчеством писателя, на втором уроке рассказ анализируется, на третьем уроке проводится проверочная работа. В предлагаемом конспекте занятий особое внимание уделяется осуществлению контроля на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, во время изучения и закрепления того или иного материала. С моей точки зрения, чем чаще учитель будет использовать различные формы, методы и средства контроля, тем эффективнее будет урок.
Урок I
- Показ презентации на тему «Биография и творчество В.Г. Распутина», подготовленной учеником(цей).
- Чтение вступительной статьи в учебнике1 на с. 108 –109. Беседа по вопросам.
- Что заставило В.Г. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
- Кому посвятил писатель свой рассказ?
- Какова основная мысль статьи?
- Почему В.Г. Распутин назвал вступительную статью «Уроки доброты»?
- О каких законах доброты говорит В.Г. Распутин?
- Добро, доброта всегда ценились человечеством. Об этом нам напоминают пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
- Работа в парах. Игра «Собери пословицу».
Задание. В правой и левой колонках записаны части пословиц. Внимательно прочитайте их. К части пословицы, записанной в левой колонке, найдите её продолжение, которое даётся в правой колонке.
А. Добро делать |
1. словно свету принесёт. |
Б. Добро не горит, |
2. не тонет. |
В. Добро не умрёт, |
3. спешить надобно. |
Г. Добро помни, |
4. а зло пропадёт. |
Д. Доброе братство |
5. лучше богатства. |
Е. Доброе дело |
6. ста родственников. |
Ж. Доброе дело питает |
7. мягкого пирога. |
З. Доброе слово лучше |
8. без награды не останется. |
И. Доброму везде |
9. да дела их живут. |
К. Добрые умирают, |
10. а зло забывай. |
Л. Добрый друг лучше |
11. и разум и тело. |
М. Добрый человек придёт, |
12. добро. |
Ответы запишите в таблицу.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу своего одноклассника.
Ответ (записан на доске).
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
3 | 2 | 4 | 10 | 5 | 8 | 11 | 7 | 12 | 9 | 6 | 1 |
- Чтение статьи «Из истории создания рассказа “Уроки французского”» (с. 110). Беседа по вопросам.
- Какие эпизоды рассказа вам больше всего запомнились?
- Как вы понимаете смысл предисловия? (Автор хочет напомнить нам о том, что человек должен жить так, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, своими друзьями.)
- О каком времени рассказывается в произведении В.Г. Распутина? Докажите по тексту, что в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» нашли отражение трудности военного времени. (Особенности военного времени: а) голод — “Голод в тот год ещё не отпустил…”, “Голод здесь [в городе] совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня всё вокруг было пусто…”; б) неполные семьи, отсутствие кормильцев в них — “Жили мы без отца, жили совсем плохо…”; в) безденежье — “Их [облигаций] за войну у людей скопилось много…”. Облигации — это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы. “Живые” деньги шли на дело обороны, для фронта. Колхозникам не платили денег; за отработанные “трудодни” им ставили “палочки” в учётные книги и потом по этим палочкам выдавали муку, картошку и т.п.; г) раннее взросление детей — “Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь”.)
- Почему рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» является автобиографическим?
Домашнее задание
- Составьте цитатный план рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
- Составьте характеристику-коллаж2 одного из главных героев произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» (или ответьте на вопрос 2, который находится на с. 149 учебника в рубрике «Сделаем выводы»).
Урок II
Проверка домашнего задания.
- 1. Игра «Наведи порядок» (каждому ученику предлагается карточка с заданием и вариантами ответов).
Задание. Ученик 6-го класса Вася Смирнов, второпях выполняя домашнее задание, перепутал хронологический порядок событий в произведении. Цитатный план рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» был составлен так:- “Меня снова избили”.
- “Игра в чику”.
- “Это преступление. Растление. Совращение”.
- “Начало самостоятельной жизни”.
- “Я стал выигрывать”.
- “Начались для меня мучительные и неловкие дни”.
- Игра в “пристенок”.
- “Через три дня Лидия Михайловна уехала”.
- “Наказание превращалось в удовольствие”.
- “Они били меня по очереди”.
Выберите из предложенных вариантов ответов правильный и обведите его в кружок. Затем поменяйтесь бланками ответов, проверьте и оцените работу своего одноклассника.
Варианты ответов
А. 4, 2, 5, 10, 1, 6, 9, 7, 3, 8
Б. 4, 2, 10, 5, 1, 6, 9, 7, 3, 8
В. 4, 2, 10, 5, 1, 6, 7, 9, 3, 8
Правильный ответ в игре «Наведи порядок» — А.
АНАЛИЗ РАССКАЗА В.Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО».
- Решение кроссворда.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и впишите его имя в кроссворд. Если вы правильно выполните задание, то по опорным буквам по вертикали сможете прочитать имя и отчество главной героини произведения.
Кроссворд «Герои рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского”»
По горизонтали:- “…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей чёлкой”.
- “шофёр единственной в колхозе полуторки”.
- “суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку”.
- “большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…”
- “он расхаживался, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи…”
Теперь самостоятельно проверьте себя по ключу (ответы записаны на обратной стороне доски) и поставьте себе оценку за работу.
Ответы
По горизонтали: 1. Вадик; 2. Ваня; 3. Тишкин; 4. Птаха; 5. Василий.
По вертикали: Лидия Михайловна.
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
- Беседа по вопросам.
- Почему мальчика отправили учиться “за пятьдесят километров в райцентр”? (Мальчик был отправлен туда, потому что “в деревне была только начальная школа”.)
- В каком возрасте началась у героя рассказа
В.Г. Распутина «Уроки французского» самостоятельная жизнь? (“…В одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь”.) - Сколько детей было в семье мальчика? (“…Нас у матери было трое, я самый старший”.)
- Как они жили? (“Жили мы без отца, жили совсем плохо…”)
- Как учился мальчик в начальной школе и в новой школе в райцентре? (“Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…”; “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел”.)
- Какие испытания ожидали его? (Голод, одиночество, трудности, связанные с изучением французского языка.)
- Почему у мальчика не ладилось с французским языком? (“С французским у меня не ладилось из-за произношения”.)
- Как чувствовал себя мальчик, когда оставался один дома? (“Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне <…> Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни”.)
- Как вёл себя мальчик, когда к нему приезжала мама? (“При ней я крепился, не жаловался и не плакал…”)
- Почему мальчик не рассказал матери о том, что у него хлеб и картошка “таинственным образом исчезают”? (“Легче матери не станет, если она услышит правду”.)
- Кто предложил мальчику играть в “чику”? (“Однажды, ещё в сентябре, Федька спросил у меня: «Ты в “чику” играть не боишься?»”)
- Где мальчики играли на деньги? (“…На чистой и ровной небольшой поляне…”)
- Почему они выбрали именно это место? (“Полянка, замкнутая холмами, ниоткуда не просматривалась <…> Тут нам никто не мешал. И недалеко, за десять минут добежишь”.)
- Сразу ли начал мальчик играть на деньги? (Нет, не сразу. Сначала он наблюдал за игрой.)
- Какие выводы сделал мальчик, наблюдая за игрой на поляне? (Хозяйничал здесь Вадик. “Разобраться в игре ничего не стоило”. “Вадик хитрил”. “Наверное, все понимали, что Вадик хитрит, но сказать ему об этом никто не смел. Правда, и играл он хорошо”. “Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть”.)
- Что заставило мальчика тренироваться играть в “чику”? (“В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй — шестьдесят. Денег было, конечно, жалко <…>. По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги”.)
- Почему мальчик начинает играть на деньги? (Мальчику не хватало денег, чтобы покупать молоко, которое ему “наказано пить от малокровия”.)
- Итак, мальчик начал выигрывать. Почему он “не позволял себе чересчур увлекаться игрой”? (“Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока <…> обедал и садился за уроки”.)
- Кто из ребят не пропускал ни одной игры в “чику”? (Вадик.) Как он относился к выигрышам мальчика? (“Поначалу Вадик спокойно относился к моим выигрышам. <…> Иногда он даже похваливал меня <…>. Однако вскоре Вадик заметил, что я слишком быстро выхожу из игры…”)
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию художника И.Пчёлко, данную в учебнике на с. 123. Можете ли узнать героев, изображённых на этой иллюстрации?
- Прочитайте описание природы на с. 117–118 (со слов “Осень стояла тёплая…” до слов “проигравшиеся ребята”). Как это описание связано с событиями, происходящими в жизни героя? (Данное описание природы передаёт состояние мальчика: он получает удовольствие от игры, радуется честному выигрышу. Но отдельные детали описания предупреждают о надвигающейся на мальчика опасности.)
- За что ребята избили мальчика? (Вадик и остальные ребята не могли простить, что не они, а кто-то другой выигрывает. Обратите внимание на мысль рассказчика: “Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд?”) Правильно ли они поступили?
- Каким увидел себя герой на следующий день, когда посмотрел в зеркало? (“…Нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина”.)
- На следующий день после драки мальчик пошёл в школу. Первым уроком был урок французского языка. Как учительница выясняет, что случилось с героем? (“Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас <…>
И знаки на моём лице она, конечно, увидела сразу”.) - Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну? (“После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре”.)
- Какой представляется мальчику Лидия Михайловна? (“Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей <…> загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне”.)
- Как автор описывает состояние мальчика при встрече с учительницей? (“…Я кожей почувствовал, как при взгляде её косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки набухают и наливаются своей дурной силой”.)
- Какой художественный приём использует автор в портретных описаниях учительницы и героя рассказа? (Антитеза.)
- Почему мальчик не сдержал данного учительнице обещания не играть на деньги? (Мальчик начал играть на деньги, во-первых, потому что ему хотелось есть — “Колхоз наш по сухой осени рано рассчитался с хлебосдачей, и дядя Ваня больше не приезжал”, “даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны”; во-вторых, его мучило любопытство — “Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я”.)
- Как отнеслись ребята к появлению мальчика на поляне? (“…Игра сама собой приостановилась, все уставились на меня”.)
- Какое решение приняла Лидия Михайловна, когда увидела вновь избитого мальчика? (Она сказала мальчику: “…Придётся с тобой заниматься отдельно. Другого выхода нет”.)
- Ответьте на вопрос 8 на с. 148 учебника: “Случайно ли Лидия Михайловна выбрала именно рассказчика для отдельных занятий?”
- Какие чувства испытывал мальчик, дополнительно занимаясь французским языком с учительницей? (“Я покрывался потом, краснел и задыхался…”, “Я шёл туда [на квартиру Лидии Михайловны] как на пытку”, “… в первое время буквально каменел и боялся дышать”.)
- Однажды мальчику сообщили, что для него в раздевалке лежит посылка. От кого она была? Как мальчик догадался, что её прислала Лидия Михайловна? (“Я удивился: почему в ящичке? — мать обычно отправляла еду в обыкновенном мешке <…> Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны <…> Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не было <…> я разгрёб макароны и нашёл на дне ящичка несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил: посылку отправляла не мать <…> она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство”.)
- Почему главный герой рассказа вернул посылку Лидии Михайловне? Вспомните, что пишет рассказчик, когда учительница попыталась посадить его за стол. (“Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых”.) Как видим, упрямство, упорство, настойчивость, чувство собственного достоинства не позволили мальчику принять посылку от Лидии Михайловны.
- Почему учительница французского языка решилась играть в пристенок со своим учеником? (Лидия Михайловна говорит: “Я знаю, что ты голодаешь <…> Я говорила с твоей хозяйкой <…> Почему я не могу тебе помочь — единственный раз в жизни? <…> Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя”.) Скажите, как по-другому называется эта игра? (“По-другому игра называется: замеряшки”.)
- Ответьте на вопрос 9 на с. 148 учебника: “Как вы расцениваете этот поступок?”
- Почему мальчик продолжал играть с учительницей и принимать деньги от неё? (“Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала её сама. Отказаться я не смел. Мне казалось, что игра доставляет ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня”.)
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию художника И.Пчёлко на с. 142 учебника. Как вы думаете, какой момент игры изобразил художник?
- Когда и почему прекратилась игра в пристенок? (Игра прекратилась тогда, когда директор школы пришёл на квартиру к Лидии Михайловне и застал её за игрой на деньги с учеником.)
- Как повели себя взрослые (учительница и директор)? (Лидия Михайловна растерялась, она “медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…” Она спокойно отвечает на вопросы директора. Он же был возмущён её поведением, “задыхался, ему не хватало воздуха”. Он обвинил учительницу, сказав: “Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…”)
- А как повёл себя мальчик? (Василий Андреевич ткнул в мальчика пальцем, тот “со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате”.)
- Ответьте на вопрос 1 на с. 147 учебника: “Осуждает или оправдывает автор своего героя?”
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ”
(со слов “Мы кричали, перебивая друг друга…” до слов “И он воздел над головой руки” — с. 146).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Беседа по вопросам:
- Какую роль играет послесловие?
- О чём говорит название рассказа?
- Какие уроки на всю жизнь запомнились герою произведения?
- Ответьте на вопрос 4 в рубрике «Литература и другие виды искусства» на с. 149: “Вспомните рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Что общего между этими двумя произведениями?”
- Прочитайте слова Л.Н. Толстого, выбранные в качестве эпиграфа к вступительной статье «Уроки доброты». Как вы их понимаете?
Домашнее задание
- Подготовьтесь к проверочной работе по рассказу. Повторите определения понятий “автобиографический рассказ”, “аллегория”, “антитеза”, “драма”, “лирика”, “очерк”, “повесть”, “рассказ”, “сравнение”, “эпитет”, “эпос”.
- Выполните задание 3 на с. 149 учебника (из рубрики «Будьте внимательны к слову»).
- Дайте развёрнутый письменный ответ на вопрос “Какие уроки на всю жизнь получил герой рассказа от общения с Лидией Михайловной?”
Урок III
- Проверка домашнего задания (выборочное чтение и анализ письменных работ учащихся).
- Выполнение учащимися проверочной работы.
Проверочная работа (курсивом выделен правильный ответ)
- К какому роду литературы относится произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) лирика
б) драма
в) эпос - К какому жанру относится произведение
В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) очерк
б) повесть
в) рассказ
г) автобиографический рассказ
- Кто является героем произведения В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Марья Гавриловна
б) Василий Андреевич
в) Анастасия Прокопьевна
г) дядя Левонтий
- Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
а) в 10 лет
б) в 11 лет
в) в 16 лет
г) в 18 лет
- Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой: “…большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень <…> в убытке не оставался”?
а) Вадик
б) Птаха
в) Тишкин
г) Федька
- С какой целью главный герой произведения играл на деньги? Для того чтобы:
а) покупать молоко
б) помогать знакомой его матери, у которой он жил
в) быть таким же, как другие игроки
г) покупать еду для сестры
- Что при изучении французского языка было трудно для мальчика?
а) писать
б) говорить
в) переводить
г) строить фразы
- Какой художественный приём содержит фраза: “…от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошёлся”?
а) сравнение
б) эпитет
в) антитезу
г) аллегорию
- Вставьте пропущенные слова.
- “Я терялся, язык у меня во рту ____________ и не двигался”. (деревенел)
- “Учился я и тут хорошо <…> а относиться ______________ к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел”. (спустя рукава)
- “В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как ____________, свалился на наш класс”. (снег на голову)
- “Так начались для меня _____________ и неловкие дни” (мучительные)
- “Мы играли в пристенок. По-другому игра называется: ______________”. (замеряшки)
- “Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься ___________, что живым людям скучно с тобой станет”. (бякой и букой)
- “Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ___________”. (ребёнком)
- Вспомните приём, использованный автором в описаниях героев: “…аккуратная вся, умная и красивая” и “…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом”. (антитеза)
- Дайте развёрнутый ответ на один из следующих вопросов.
- Почему рассказ назван «Уроки французского»?
- Какие проблемы поднимает автор в своём произведении «Уроки французского»?
- Кто прав в споре о педагогических принципах: учительница или директор школы?
Примечания
1 Литература. 6 кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2006. Ч. 2.
2 Коллаж — в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом.