Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2010

События и встречи

Встретимся в «Литературе»

День учителя литературы на Девятом московском педагогическом марафоне учебных предметов традиционно проходил в Московском государственном лицее № 1535. Кроме руководства лицея и нашего Издательского дома «Первое сентября», его организаторами также традиционно стали Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, а кроме того, Центр образования № 293. Марафон был включён в программу официальных мероприятий Правительства города Москвы, посвящённых Году учителя, он стал событием постоянного значения, столь же важным и необходимым для учителей, как педсоветы. Собственно, марафон и есть большой наш педсовет, одновременно и большое трудовое собрание, и тёплая профессиональная встреча.

Единственная его трудность для участников, наверное, — невозможность посетить все мероприятия. Хотя, разумеется, редакции, зная это, стараются опубликовать всё самое важное о марафоне на страницах своих изданий. Так будет и на этот раз.

С.Л. Каганович

Первая линейка Марафона открылась мастер-классом «Ассоциативный анализ поэтического текста» Софьи КАГАНОВИЧ, заведующей кафедрой Новгородского института развития образования. Софья Львовна начала разговор с вопроса: в чём сегодня главная проблема учителей литературы? Весь огромный зал согласно вздохнул: “Дети не читают”. Но ведь все дошкольники любят, когда взрослые читают им вслух, — парировала Софья Каганович. Да и многие ученики младших классов ещё сохраняют в себе эту тягу к книге. Что же происходит потом?

О.В. Смирнова

По мнению Софьи Львовны, причина резкого снижения интереса детей к литературе — в неправильной методике. Учителя постоянно требуют от школьников анализа текста. И получается, что на уроках литературы, как и на уроках математики, работает исключительно левое (аналитическое) полушарие мозга, тогда как воспринимать поэзию может только правое, ассоциативное. Убивает любовь к чтению и привычная школьная последовательность работы с текстом. Дети должны сначала назвать тему и идею произведения, а уж потом — художественные средства. Каганович считает, что это в корне неверно. Мысль должна двигаться не от содержания к форме, а наоборот. Как это выглядит на практике, С.Л. Каганович показала, разбирая пушкинское стихотворение «Виноград».

На семинаре «Опережающее задание и его возможности при изучении литературы» учитель русского языка и литературы из Традиционной гимназии Москвы Оксана СМИРНОВА рассказывала о том, как должен работать учитель, чтобы дети не только прочитали тексты, не входящие в программу, но и вступили с автором в равноправный диалог. В другой аудитории в это время проходил мастер-класс «Сочинение по картине в Третьяковской галерее. Темы “Натюрморт” и “Пейзаж” в экспозиции “Искусство ХХ века”». Его вела заведующая отделом образовательных программ Третьяковки Елена Герасимова. Елена Львовна показывала учителям, как разговаривать со школьниками о странных на первый взгляд картинах — «Розовом натюрморте» Кузьмы Петрова-Водкина и «Банки» Бориса Турецкого.

И.В. Конева

Вторая линейка опять поставила педагогов перед нелёгким выбором. Как сказал Сергей Волков, это был выбор между сиюминутным (ЕГЭ) и вечным (Достоевским). Большинство учителей выбрали второе. Задолго до начала в аудиторию, где проходил мастер-класс словесника петербургской гимназии № 524 Ирины ЕЖОВОЙ «“Человек есть тайна...” (вступительные уроки по Достоевскому в 10-м классе)», было невозможно попасть. Ирина Вячеславовна рассказала, что начинает разговор с подростками о Достоевском с анализа короткого рассказа «Мужик Марей» из «Дневника писателя». Рассказ читается прямо в классе (это занимает десять минут), а потом школьники пытаются вслед за Достоевским “вглядеться в человека”.

Конечно, залы, где проходили занятия, посвящённые ЕГЭ, тоже не пустовали. На лекции заместителя председателя предметной комиссии по русскому языку Москвы Людмилы ДУДОВОЙ «Единый государственный экзамен по литературе в 2010 году» шла речь о том, какие плюсы могут быть у ЕГЭ. А они, по мнению Людмилы Васильевны, всё-таки есть. Например, задания, требующие от учеников развёрнутого ответа, дают им возможность высказаться, которой они часто лишены на уроках литературы, где солирует учитель.

В это время в соседней аудитории под руководством Сергея ВОЛКОВА проходил круглый стол «От урока словесности — к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ)». В нём участвовали постоянные авторы газеты: учитель литературы лицея № 1525 Москвы Евгения Абелюк, доктор педагогических наук Наталья Беляева, методист Пермского ИПКРО Валентина Шенкман и словесник Традиционной гимназии Москвы Оксана Смирнова.

 

Как шутили сами участники дискуссии, это было “самое бесполезное” (с точки зрения практической пользы) мероприятие Марафона. Ведь на нём учителя просто обменивались мнениями по поводу ЕГЭ. Но именно этот непринуждённый и открытый разговор многим оказался особенно нужен.

Третья линейка Марафона была посвящена вопросам творческим и профессиональным. Большой интерес вызвала лекция президента Русской ассоциации чтения Натальи СМЕТАННИКОВОЙ «Эффективные стратегии работы с текстом».

Мастер-класс Ирины КОНЕВОЙ, словесника санкт-петербургской школы № 546, «Методы и приёмы использования презентации на уроках литературы. Из опыта работы учителя» был посвящён тому, как с помощью других видов искусства, прежде всего живописи, можно рассказывать детям о литературных явлениях. Особенность метода Ирины Васильевны состоит в том, что ученики на её занятиях не записывают всё под диктовку учителя, а сами в ходе классной работы дают определения новым понятиям.

В завершение отчёта рука тянется написать нечто банально-лирическое: “Вот и закончился очередной День учителя литературы…” Но остановим бегущую строку. Пока что ничего не закончилось, а словесники умеют и будни делать праздниками. Так что лучше вспомним фразу современного классика: “Жаль, если кого-то не было с нами!”.

Фото В.Строковского

Рейтинг@Mail.ru