Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2010

Я иду на урок
8–9-й классы

“Хлещет сплошной звездопад”

Урок внеклассного чтения по повести В.П. Астафьева

Предварительно детям даётся задание прочесть повесть В.П. Астафьева «Звездопад»1 с карандашом в руках и выделить в тексте те эпизоды, где встречаются образы, связанные со светом. Урок строится как обсуждение этих эпизодов (ученики должны заметить, что в повести два источника света — настольная лампа и звёзды).

1-й эпизод. Завязка истории. Герой-рассказчик представляет нам себя. В момент рассказа он, по-видимому, вспоминает свою военную молодость. При свете лампы рождается герой в деревенской бане, при свете лампы в госпитале приходит к герою его первая любовь.

Как вы думаете, зачем рассказчик с первого предложения обращает внимание на такую “прозаическую деталь”, как деревенская баня? Как эта деталь связана с рассуждением героя о любви? Рассказчик размышляет о том, что его обыкновенная любовь стала необыкновенной по двум причинам: во-первых, идёт война и герой находится в госпитале, а во-вторых, о любви сказано так: “каждое сердце обновляет её по-своему”.

2-й эпизод. Встреча героев. Вместе с рассказчиком мы переносимся в то время, когда он лежал в госпитале. Под наркозом он испытывал состояние, близкое к смерти: “неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционного стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь её, как звёздочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь”. Впервые в функции сравнения появляется образ звезды. Герой ассоциирует себя со звёздочкой, которая гаснет в темноте.

Чем отмечено пробуждение героя от наркоза? Герой видит свет лампы. Прикрытый газетой абажур. Девушку, которая читала книгу. Герой сохранил очень яркое, детальное воспоминание о девушке, хотя с той встречи прошло довольно много времени.

Как в тексте обозначено, что это была необычная встреча? “Я всё, всё увидел разом, хотя в палате горела лампа, всего лишь семилинейная лампа. Наверное, был ещё какой-то свет, который озарил мне всю её!” Герой прямо не говорит о своих чувствах. Но читатель понимает его состояние: здесь важны и повтор местоимения “всё”, и способность “увидеть всё разом”, и мысли о каком-то неведомом свете, озарившем девушку.

Почему рассказчик по прошествии стольких лет избегает банальных слов “влюбился с первого взгляда”? Найдите в этом отрывке синонимичное выражение (“увидел разом”). Это ещё одно доказательство слов, с которых повесть начинается и которые можно воспринять как эпиграф к ней: “Любовь — старая штука, но каждое сердце обновляет её по-своему”.

Анализ этих двух эпизодов мы заканчиваем размышлением о том, какое воплощение в начале повести получает антитеза “свет — тьма”. Тьма — это болезнь героя, гаснущей “звёздочки в осенней ночи”, близость смерти, война. Свет — это образ Лиды, это любовь, это выздоровлении героя, желание жить, отсутствие войны.

Образ больничной лампы ещё несколько раз появляется в тексте. Вот герой пытается “бежать” от своих зародившихся чувств: “И до чего я чувствительный, оказывается! Но не на такого напала! Меня, брат, такими штучками не доймёшь… Я, брат… Я вот сейчас встану и погашу лампу. Какого чёрта она горит днём?” А вот он говорит о своём телепатическом призыве “быть рядом” на новогоднем концерте: “Она, очевидно, по моему взгляду или ещё по чему догадалась, что, если не сядет рядом со мной, я уйду и чего-нибудь натворю: окно разобью, лампу, а может, и зареву”.

3-й эпизод. Свидание героя с Лидой проходит под светом звёзд. Это кульминация рассказа. “— Гляди, Миша, сколько звёзд сегодня! — наконец заговорила Лида, и я поглядел на небо. Звёзд и в самом деле сегодня было очень много. Ближе других ровно светились солидные, спелые звёзды, а за ними мерцали, перемигивались, застенчиво прятались одна за другую звёзды, звёздочки, звёздушки. И не было им конца и края, невозможно было их перечесть — эти бессонные, добрые звёзды”.

Этот отрывок читаем вслух и отмечаем обилие эпитетов и олицетворений, относящихся только к одному образу звёзд. Герой видит звёзды “солидные” и “спелые”, “застенчивые” (солидные и спелые — это, конечно, “звёзды”, застенчивые — “звёздочки”, “звёздушки”).

Зачем художник так эмоционально обогатил образ? Попробуем разобраться, соотнеся эпитеты и олицетворения с эмоциональным состоянием героя. Для полноты объяснения необходимо вспомнить разговор героя с матерью Лиды, в котором заходит речь об ответственности за другого человека, об обстоятельствах, которые больно напоминают о несвоевременности романтического чувства.

Согласны ли вы с позицией матери Лиды? Как повлиял этот разговор на героя? Рассуждения пытаемся включить в лирическое отступление о звёздах. К каждому тропу подбираем слова, передающие чувства героя. Солидные, спелые звёзды — это чувство ответственности за любимого человека. Это вступление в зрелость. Тот жизненный этап, которому, может быть, война и не научит. “Мать неуверенно протянула руку, нежно погладила меня по плечу, и я от этого чуть было не заревел. — Дети вы мои, дети! — Она уронила руки”. Звёздушки, которые застенчиво прятались, — это чувства нежности, трепета и застенчивости, которые последовали за первым поцелуем.

4-й эпизод. В финале повести мысли и чувства героя снова обращены к звёздам. “В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звёзды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли ещё задолго до того, как мы родились, но свет их всё ещё идёт к нам, всё ещё сияет нам”.

Какую роль играет глагол “хлещет” в описании? Подбираем синонимы к глаголу “хлестать”: стегать, сечь, бить прутом, хлыстом. Ещё говорят — “дождь хлещет, как из ведра”. Одни значения порождают мотив боли — такую боль приносит человеку потеря любимого (“память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о тебе думающий…”). Другие связаны с идеей интенсивности, силы. В повести это сила света, исходящего от звёзд. Свет воскрешает в памяти яркие счастливые дни военной юности и даёт силы жить теперь.

Какие из этих значений слова “хлестать” вы почувствовали в финале повести? Обоснуйте ответ. Для этого необходимо понять внутреннее состояние героя по прошествии многих лет. Мы встречаем уже не юношу- солдата, а умудрённого человека. Теперь герой находит счастье в памяти о любви, ему хватает сил растворить боль потери любимого человека в любви к родине. “Я люблю родную страну свою, хоть и не умею сказать об этом, как не умел когда-то и девушке своей сказать о любви. Но очень уж большая земля-то наша — российская. Утеряешь человека и не вдруг найдёшь”. Герою приходят на память слова Пушкина о “душе любящей” — “Печаль моя светла…”

Чего же больше в финале повести — мудрости, “светлой печали” или боли? Этот вопрос урока остаётся открытым.

Примечание


1 Текст повести можно найти в Интернете (см., например, http://www.bookssite.ru/scr/page_137039.html).

Рейтинг@Mail.ru