Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2010

События и встречи

Наша литература теперь с «НОСом»

В 2009 году благотворительным Фондом Михаила Прохорова “для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке” была основана ежегодная литературная премия «Новая словесность» («НОС»).

Как объявили её учредители, премия — новый приоритетный проект фонда, входящий составной частью в его просветительскую программу под названием «Книжный мир». Этот программный блок включает в себя организацию и поддержку ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК), грантовый библиотечный конкурс, комплектацию библиотек качественной литературой, международную программу Transcript — поддержку перевода российской гуманитарной и художественной литературы на иностранные языки.

Было объявлено, что присуждение премии будет проходить в форме открытых дебатов. Оно и прошло. В зале Центра имени Вс. Мейерхольда собрались журналисты, литераторы, деятели культуры, которые имели возможность участвовать в электронном голосовании, результат которого учитывался при определении лауреата.

Он выбирался из шести претендентов, вошедших в шорт-лист премии.

• Андрей Аствацатуров «Люди в голом» (изд-во «AdMarginem press»)
• Татьяна Бочарова «Новочеркасск: кровавый полдень» (изд-во Ростовского университета)
• Лев Гурский «Роман Арбитман» (изд-во «ПринТерра»)
• Сергей Носов «Тайная жизнь петербургских памятников» (изд-во «Лимбус Пресс»)
• Андрей Степанов «Сказки не про людей» (изд-во «Livebook»)
• Лена Элтанг «Каменные клены» (изд-во «АСТ»).

Она и стала победительницей, хотя до последних мгновений этих дебатов носы всех присутствующих, казалось, были повёрнуты не в её сторону.

Но такова у нас премиальная жизнь.

В конце концов, думается, проблема не только в том, кто получит банковский чек с наибольшим количеством нулей справа от первой цифры (Элтанг премировали 700 000 рублями и внушительных размеров статуэткой — символом премии, изображающим одетый в крылатку (шинель?) нос, для которого скульптор использовал, кажется, ручку то ли от холодильника, то ли от грузовика советских времён). Все авторы произведений, вошедших в шорт-лист, получили по 40 000 рублей. Кроме того, в ходе дебатов был объявлен победитель ещё одной номинации премии — приза зрительских симпатий (200 000 рублей). Он был определён по результатам открытого голосования на сайте Фонда Михаила Прохорова (http://www.prokhorovfund.ru). Им стал Владимир Сорокин с романом «Сахарный Кремль» (изд-во «АСТ»).

Само понятие новая словесность трудно свести к критериям одной премии без номинаций. Понятно, что новое отыскивается и в беллетристике, и в нон-фикшн, где, в свою очередь, немало подразделений: и документалистика, и мемуаристика, и биографический жанр, и т.д. и т.п.

Можно поздравить Лену Элтанг и, доверяясь выбору жюри, отправиться разыскивать для прочтения её книгу. Но, разумеется, мощным прорывом в документалистике стала книга лидера короткого списка Татьяны Бочаровой. Книга о том, как, по выражению одного из членов жюри, никто из участников событий не хотел крови, но кровь пролилась. Нельзя не заметить и книгу Сергея Носова (также лидировавшего до последнего голосования), перенастраивающую наш взгляд на собственное историко-культурное прошлое.

Так что, приветствуя «Нос», многие участники-зрители открытых дебатов и двух, предшествующего и последующего, фуршетов выражали надежду, что этому носу есть куда расти.

Рейтинг@Mail.ru