Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2010

Колонка редактора

О пользе вранья

Врать, конечно же, нехорошо. Но, как известно, иногда полезно. В апреле, который начинается под знаком Дня смеха, дурака, Гоголя (нужное подчеркнуть), самое время поговорить о вранье, полезном для учителя и его учеников.

Такое полезное враньё сродни хлестаковству и идёт рука об руку с необыкновенной лёгкостью мыслей, артистизмом, игрой. Поди разберись, водят тебя за нос или нет.

Вот расскажу примерный случай. Однажды — и как раз в апреле — я никак не мог придумать, с чего начать первый урок по Пастернаку в 11-м классе. И не то чтобы изучал поэта впервые: нет, 11-е классы у меня каждый год, и накатанные дорожки есть. Но тут верные конспекты не помогали, урок не складывался, всё казалось надуманным и фальшивым, нужные слова не приходили. Короче говоря, наутро мне пришлось отправиться в школу, так ничего и не решив. Еду и думаю: “Через полчаса у тебя урок. Вот ты войдёшь в класс — и? Ну что ты будешь делать? Скажешь: «Великий русский поэт Борис Пастернак родился в...»?”

Чтобы не слышать упрёков совести, я раскрыл в метро томик стихов Пастернака и стал их перечитывать. На ближайшей остановке рядом села девушка, повертела во все стороны головой, бросила взгляд в мою книжку — и стала читать вместе со мной. Я вообще не люблю, когда утыкаются в мою книгу, но тут решил — пусть. Девушка почитала-почитала и через несколько остановок вышла. Потом пришлось выходить и мне...

И вот открываю я дверь в класс — и неожиданно для самого себя прямо с порога говорю: “Что сейчас было в метро!” Предкоммуникативная, извините за выражение, фаза состоялась: одиннадцатиклассники застыли, кто как был. А я и продолжаю, как будто так и задумано: “Сел я в вагон, открыл книжку Пастернака...” — и дальше пересказываю историю с девушкой до того момента, когда она стала читать. А дальше... начинаю вдохновенно врать: “И я заметил то стихо­творение, на котором она не смогла оторваться от чтения. А потом она пропустила свою остановку! И я заметил второе стихотворение, на котором она зависла и не заметила, что ей пора. Давайте-ка я вам прочту эти два стихотворения, а вы мне скажете, почему она в них уткнулась и почему она проехала свою остановку...” И быстренько читаю им те два стихотворения, которые никак не мог связать накануне дома.

Надо ли рассказывать, что урок получился? Не надо. Я о другом. Собственная наглость так меня изумила, что я поспешил объявить находку методическим приёмом — и вот даже пропагандирую его.

Не забудьте только, что происходит это в перво­апрельском номере и, стало быть, должно сойти с рук. Да и кто скажет, было ли это на самом деле или я опять соврал с пользой для себя? ☺

Рейтинг@Mail.ru