Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2010

Я иду на урок
7-й класс

Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что урок введения в новую тему — один из наиболее трудных типов урока. Есть такое понятие в архитектурном деле — “нулевой цикл” — фаза рытья котлована, подготовительных работ. Вот вводный урок можно обозначить как “нулевой цикл”. Знаний по теме ведь ещё нет. Или почти нет. Однако если отсутствие знания воспринять как загадку, которую надо разгадать, появляется возможность интриги. Урок начинает выстраиваться по законам художественного произведения. Постараюсь проиллюстрировать подобный подход на примере урока «Особенности притчи».

Жанр, указывающий путь

Новое воспринимается как новое на фоне уже известного, поэтому вначале нужно определить область поиска и, говоря методическим языком, актуализировать знания учащихся. На доске семиклассники видят кроссворд, который призван привлечь их внимание к категории ЖАНРА, и самостоятельно формулируют задание: надо решить кроссворд, вписав названия жанров:


Изученные в начале учебного года жанры древнерусской литературы: 1) житие и 3) хронику — распознают быстро. А вот угадать название жанра, разговор о котором шёл в 5-м классе, помогает пример-подсказка: “Осёл натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и её хотел напугать; но та услышала, как он ревёт, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику».

Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами”.

Заполняем вторую строчку кроссворда и тут же вспоминаем признаки, помогающие опознать жанр басни.

Оставшееся неназванным слово и есть тот самый икс, то новое, что предстоит узнать. Угадать термин предлагается по этимологической справке.

По происхождению слово это древнерусское, обозначало “стечение, случай” и было образовано от глагола приткнуть. Корень у этих слов течь (тч, тек), что в древнерусском языке обозначало идти, двигаться. В Библии, написанной на греческом языке, жанр этот именовался паремия — “припутное”, то есть указывающее путь, руководящее человеком на жизненном пути.

Слово найдено — притча. Но что оно обозначает, чем отличается этот жанр от уже известных? Ребятам предлагаются два определения: логическое и риторическое. И оба они нуждаются в восстановлении.

Риторическое определение записывается в тетради по литературе как тема урока: “Притча — это и ________________, и путь к ________________”. А логическое, научное определение жанра притчи семиклассники получают распечатанным на карточках, которые вклеивают в тетрадь по литературе.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса CKOPO.NET, посетители которого могут скачать игры через торрент без регистрации на высокой скорости и совершенно бесплатно! Этот торрент сайт заинтересует очень многих любителей провести свободное время за увлекательной игрой, поскольку найти что-то по своему вкусу здесь смогут найти поклонники самых разных жанров:пошаговых стратегий, шутеров, аркад, экшен, квестов и мн. др. Если же вы все-таки решите пройти несложную процедуру регистрации на сайте ckopo.net, то Вы получите ряд очень приятных дополнительных возможностей. Например, Вы сможете делиться своими впечатлениями об играх, а также узнавать мнения о них других геймеров, а также получить ответ на интересующий вас вопрос по поводу установки, системных требований, наличия возможности играть по сети и т.д. Скачивайте игры через торрент и играйте с удовольствием!

Образец карточки (распечатываются по 4 на листе А4):

Поучение в примере (словарь В.И. Даля)

Притча — небольшой рассказ нравоучительного характера,
родственный басне; содержит поучение в иносказательной,
аллегорической форме. Отличается от басни _________________и
________________________смысла, широтой ___________________________.
Иллюстрирует __________________ мысль, имеющую отношение не только к
частной жизни человека, но и к ____________________ законам бытия. Если
басня сразу преподносит недвусмысленный вывод-мораль, притча более
“открыта” по форме, может иметь ________________________ значений и
толкований. В отличие от басни притчу нельзя понять вне ___________________:
её смысл обусловлен __________________, по которому притча рассказана.
Басня — это _____________ размышлений, притча — ________________ их, повод
к размышлениям.

Далее порядок действий с логическим определением таков.

1-й шаг — прочитать первую фразу текста и сформулировать задачу, которую нужно решить на уроке. А именно: если басня и притча схожи, то нужно научиться отличать притчу от басни.

2-й шаг — послушать два текста и постараться определить: какой из них — басня, а какой — притча.

1. Однажды галка увидела, как орёл унёс ягнёнка, захотела сделать то же самое, но запуталась в руне и была поймана пастухом. Вот так-то: не стоит соперничать с сильными мира сего.

2. У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

3-й шаг — сопоставить эти произведения, выделив черты сходства и различия, и в процессе совместного обсуждения заполнить лакуны в карточках.

Притча — небольшой рассказ нравоучительного характера,
родственный басне; содержит поучение в иносказательной,
аллегорической форме. Отличается от басни глубиной и
значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует
важную мысль, имеющую отношение не только к частной
жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия.
Если басня сразу преподносит недвусмысленный вывод-мораль,
притча более “открыта” по форме, может иметь бесконечно
много значений и толкований. В отличие от басни притчу нельзя
понять вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому
притча рассказана. Басня — это итог размышлений, притча —
начало их, повод к размышлениям.

Самое важное в ходе этой работы, чтобы дети поняли: притча в отличие от басни, преподносящей недвусмысленный вывод-мораль, многозначна и может иметь бесконечное множество интерпретаций и толкований.

Но может ли научное определение дать полное, исчерпывающее знание о жанре — суть которого многозначность? Возможно, что-то неожиданное таит в себе риторическое определение? Для того чтобы расшифровать его, предстоит пройти новый путь, и начало этого пути — обращение к истокам возникновения жанра притчи, к притчам царя Соломона.

Сперва слово учителю — об этой историко-мифологической личности надо постараться рассказать так, чтобы ребятам захотелось узнать, о чём же мог поведать столь выдающийся человек. Здесь уместны истории о том, за что одарил Господь царя Соломона величайшей мудростью и вдобавок богатством, славой, долголетием, а также о том, как рассудил царь Соломон спор двух женщин о ребёнке, и тому подобные.

Потом обращаемся к фрагментам из «Книги притчей Соломоновых» (см. Приложение). После чтения “по цепочке” стихов из 1-й и 4-й глав семиклассникам предлагаются такие задания.

Задание 1. Что представляют собой притчи царя Соломона? Выберите нужное: рассказ, стихотворение, наставление, письмо, загадка. Объясните свой выбор.

На основании наблюдений за грамматическими формами (в тексте есть обращения и много глаголов в повелительном наклонении) ученики делают вывод, что притчи царя Соломона — это притчи-наставления.

Задание 2. В главе 4 мы находим обобщённые образы МИРА и ЧЕЛОВЕКА. Каким представлен образ мира в стихах 18 и 19? Схематично изобразите (нарисуйте) его.

Дети читают стихи 18–19: 18 — Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. 19 — Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся — и рисуют две дороги: одну прямую, светлую, другую извилистую, тёмную.

Здесь же уместно выяснить, что символизируют понятия “свет” и “тьма”.

“СВЕТ” — это символ ДОБРА; “ТЬМА” — это символ ЗЛА.

Задание 3. Как изображён человек? Перечитайте стихи 20–27, выпишите в столбик слова, относящиеся к образу человека.

УХО
ГЛАЗА, РЕСНИЦЫ
УСТА, ЯЗЫК
СЕРДЦЕ
НОГА

• Попробуйте определить, какой другой, более широкий смысл имеет каждое из этих существительных, обозначающих части тела человека.

УХО — способность слышать
ГЛАЗА, РЕСНИЦЫ — способность видеть
УСТА, ЯЗЫК — способность говорить
СЕРДЦЕ — способность чувствовать
НОГА — способность ступить, совершить поступок

• Где в нарисованной нами картине мира вы поместите человека?

На развилке двух дорог: “стези праведных” и “пути беззаконных” — у каждого есть возможность нравственного выбора: куда ступить (как поступить).

Задание 4. Каков он — мир Добра? Каким надо быть, чтобы идти по стезе Света? Найдите в главе 1 и выделите разными маркерами однокоренные слова, в которых отражён СВЕТ ИСТИНЫ.

Мудрость
Мудрый (ые)
Мудрецов
Правила
Правосудие
Правота
Правосудие
Суд
Рассудительность
Разум
Разуметь
Разумный
Благоразумие
Познать
Знание
Познания
Смышлёность
Замысловатый

Задание 5. Продолжите предложения:

“Мир Добра — это мир…”
“Чтобы идти по стезе Света, нужно…”

Задание 6. Найдите среди выделенных вами слов такое слово, которое способно вместить в себя значения всех других слов, и попробуйте восстановить риторическое определение, вынесенное в название темы нашего урока.

Мудрость — 1. Обладание большим умом. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Притча — это и мудрость, и путь к мудрости.

Рефлексией о том, как ребята поняли смысл изречения и чем ценно будет для каждого из них чтение и осмысление притч, завершается интрига урока.

Домашнее задание состоит из двух частей: первая часть направлена на расширение изученного на уроке материала, а вторая — на применение.

1. Прочитайте главу 14 «Книги притчей Соломоновых». Как расширяются образы мира и человека, явленные в притчах царя Соломона? Выделите символические слова-образы и дорисуйте картину мира. Определите, каковы качества человека, идущего по стезе Света, и того, кто бредёт во Тьме, и запишите их, распределив по двум колонкам.

2. Выучите одну из притч-наставлений из этой главы и опишите ситуацию, в которой её уместно было бы употребить.

Уже на следующем уроке ребята с удивлением отмечают вневременной характер древних притч.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Книга притчей Соломоновых

Глава 1

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышлёность, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. <…>.

Глава 4

<...> 10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни. 11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. 12 Когда пойдёшь, не будет стеснён ход твой, и когда побежишь, не споткнёшься. 13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя. 14 Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых; 15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. 18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. 19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твоё;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашёл их, и здравие для всего тела его. 23 Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни. 24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. 25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. 26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. 27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла. 28 [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены. 29 Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит].

Глава 14

1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2 Идущий прямым путём боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нём. 3 В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их. 4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5 Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. 7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. 8 Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение. 9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение. 10 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. 11 Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветёт. 12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти. 13 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. 14 Человек с развращённым сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих. 15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. 17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. 18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. 19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. 21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. 22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих. 23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. 26 В страхе пред Господом — надежда твёрдая, и сынам Своим Он прибежище. 27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. 30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей. 31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 32 За зло своё нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. 33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых даёт знать о себе. 34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов. 35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Рейтинг@Mail.ru