Курс молодого словесника
Подготовка к сочинению
Вас ещё не мучил вопрос: почему школьникам, даже выпускникам, так трудно писать “парадное” сочинение? Почему даже в “части С” экзаменационной работы по русскому языку ребята так упорно не хотят придерживаться чёткой схемы: проблема — комментарий — мнение автора — собственная позиция — аргументы? Ну что тут сложного? Но нет!
Неслабые, неглупые ученики так и рвутся сломать эту схему, высказаться не по правилам и потерять драгоценные баллы. И почему те же “дети”, став студентами, запросто создают рефераты и курсовые, хотя никто их уже не учит писать?
На эти мрачные вопросы у меня нашёлся всего один ответ. Крайне неутешительный: мы ломимся против природы, против пресловутых “возрастных особенностей”. Даже выпускники в свои семнадцать лет в душе ещё настолько подростки, что им важнее высказаться — по-своему, против всех правил и схем, — чем даже набрать высокий балл. Как это ни дико, ни нелепо — не могут они ещё стать расчётливыми прагматиками. Это для нас с вами написать нечто по готовому плану — самое простое и милое дело. А для них — цинизм, предательство по отношению к себе. Что бы ни говорили о “нынешней молодёжи”, ребятам претит молчалинская “умеренность и аккуратность” (она же — бессловесность). Чуть позже они станут взрослыми и прагматичными. Но нет у них в запасе тех двух лет, которые нужны для окончания стилистической “линьки”. И в обозримом будущем никто из отвечающих за “итоговую аттестацию”, похоже, не собирается решать эту проблему. А значит, экзаменационную работу по-прежнему придётся писать в самый неподходящий для ребят момент, когда у них буквально ломается голос — письменный.
Так было всегда. Недаром же репетиторы (люди крайне прагматичные) безжалостно заставляют своих подопечных петь с чужого голоса, писать чужими словами, по чужим схемам, шаблонными готовыми блоками, в якобы научном стиле… Пусть лучше ученики повторяют, как попугаи, слова репетитора, чем рискнут подбирать свои — и не сумеют в стрессовой ситуации экзамена. Отменив вступительное сочинение, Минобрнауки, возможно, надеялось искоренить эту практику: классические темы и вопросы КИМов всё же во многом различаются. Однако отменить ломку стиля, которая настигает ребят как раз на выпуске, оно не в силах.
Что ж, наше дело — научить и “пишущих”, и “непишущих” парадному сочинению, честно объяснив им правила игры: пишем не “от души”, а “от ума”. А “от ума” способен написать нечто толковое и тот, кто не родился с даром слова. Это тяжёлая работа, и если кто-то знает более простые способы научить писать — пусть поделится! Я же могу дать только те советы, которые “работают” в моих классах.
Хорошее “парадное” сочинение без черновика и правки не напишешь. “Первый текст” — это не текст. Писатели средней руки и те публикуют (к вашему, дети, сведению) 4–5-й текст (результат 4–5 правок). Не говоря уже о муках тех, кто создаёт шедевры, — те черновиков не считают. Однако переписывать работу по многу раз мы тоже не станем. Чтобы максимально облегчить себе работу, возьмём тетрадь в клеточку, повернем её на 90 градусов, широкой стороной к себе, и проведём очень большие поля — примерно на треть страницы. А писать на образовавшемся широком поле мы будем через строчку.
Зачем такие поля? Во-первых, чтобы добавить недостающие мысли. Во-вторых, чтобы переписать неудачный фрагмент (а в-третьих — для учительских пометок). Зачем через строчку? Для исправления мелких речевых и прочих ошибок. Вообще-то можно просто писать с одной стороны листа (я всегда так пишу, и вторая часть листа в итоге редко остаётся пустой), но детям почему-то интересней с переворотом и необычными полями. А всё, что интересно, увеличивает КПД — это школьная аксиома. Таким образом, мы подготовили “беловик” и “повысили мотивацию”. Можно переходить к составлению плана.
Для первого “регулярного” сочинения мы берём какую-нибудь “скучную” тему («Митрофан как продукт воспитания») и составляем план вместе. Для этого доска делится вертикальной чертой на две половины, и так же делится лист в рабочих тетрадях. На одной половине доски/листа фиксируем всё, что класс предлагает включить в сочинение. Без всякого порядка, по мере поступления идей. Когда идеи иссякнут, переходим на другую сторону и составляем из них план: что сказать во вступлении? Когда обязательно нужно “представить” Митрофана (кто он и что)? В каком порядке лучше “подать” Митрофановы свойства и методы воспитания, которые сделали его таким? Что сказать в заключении?
Когда план будет составлен, нужно заметить, что нам пришлось добавить кое-что к первоначально записанным идеям, чтобы работа стала стройной. Всё это обязательно нужно уложить в урок и дать домашнее задание: написать черновик сочинения. Нет, не в заветной тетради в клеточку, а на чём хотите. Набело будем переписывать в классе, два урока (придётся поделиться русским), но ни минутой больше. А как будем переписывать — об этом в другой раз.