Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2010

Читальный зал
Книжная полка

Москва Пастернака

А.Ю. Сергеева-Клятис,
В.Г. Смолицкий. МОСКВА
ПАСТЕРНАКА.
М.: Совпадение,
2009. 527 с. (Научный совет РАН
«История мировой культуры».
Пастернаковская комиссия).

В мире литературы одна из самых проблемных сфер — литературное краеведение. Будучи, по сути, естественнейшей формой нашего познания окружающего мира, приближения к культурному наследию родины и человечества, на деле оно непрестанно смыкается с несносной музеефикацией (намеренно употребляю это чудовищное, но ходкое в известной среде слово), активно осваивается малограмотными дилетантами, изнемогающими от нежности к своему малому патриотизму… У нас множество книг о писателях под единообразными заголовками «Классик в…» (следует топоним), но реальное знание о жизни и творчестве мастера из таких трудов, нередко увесистых, извлечь затруднительно.

К счастью, книга о Москве Бориса Леонидовича Пастернака никакого отношения к халтурному литературному краеведению не имеет. Более того, прочитав всего два-три десятка страниц, понимаешь, что в твоих руках — не просто литературный путеводитель по городу, в котором родился классик русской литературы ХХ века и с которым была связана почти вся его жизнь. Авторы книги в жёстких коммерческих условиях нашего рынка, и книжного тоже, сумели создать книгу для всех. Впрочем, здесь же нельзя не отметить издательство «Совпадение» — пока не столь известное, как наши производители чтива, но очевидно сильное — и чувствующее время, и не сдающееся времени в плен. Авторы ведут читателя по вехам московской жизни Пастернака, давая своё каждому, от старшеклассника до искушённого литературоведа. А множество фотографий (в большинстве своём исторически ценных, редких), именной указатель, объёмные примечания окончательно ставят эту замечательную книгу в авангард нашего развивающегося пастернаковедения.

Завершая вступительную главу, авторы обозначили ещё одну задачу своего труда: попытаться “хотя бы отчасти воскресить облик навсегда утраченной Москвы — Москвы Бориса Пастернака”, тем самым возбуждая у многих своих читателей то же чувство “горечи расставания с прошлым”, которое наполняло и жизнь героя книги. Без преувеличений можно утверждать: в наше посткоммунистическое время, особенно в первом десятилетии нового века, уничтожается уже не Москва Пастернака, Пушкина, Лермонтова, Александра Островского, Ивана Шмелёва, Есенина… Уничтожается Москва — обитель великой, единственной для нас русской литературы и культуры, столица превращена в мегаполис, город — в конгломерат.

В поисках прибежища от этой безы­сходности обращу внимание на следующее: книга о Москве Пастернака отпечатана вологодским ООО ПФ «Полиграф-Периодика», притом очень достойно, что называется, качественно. Экономическая основа причин такого отдаления от столицы легко прочитывается, и потому особенно приятно: это знак благого ухода от тяжело центростремительного развития нашей страны.

Рейтинг@Mail.ru