Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2010

Читальный зал
Книжная полка

Путь Солженицына в контексте большого времени

ПУТЬ СОЛЖЕНИЦЫНА В
КОНТЕКСТЕ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ:
Сборник памяти: 1918–2008 /
Составление, подготовка текста
и общая редакция Л.И. Сараскиной.

М.: Русский путь, 2009. 480 с.

Вышедший в дни подведения итогов нашего конкурса сборник составили наиболее значимые материалы о событиях, проходивших в Москве в связи с девяностолетием А.И. Солженицына и в память о нём. Книгу открывает стенографическое изложение круглого стола «ХХ век в творчестве А.И. Солженицына», состоявшегося в рамках сентябрьской XXI Московской международной книжной выставки-ярмарки 2008 года, а центральный раздел сборника посвящён Международной научной конференции «Путь А.И. Солженицына в контексте Большого Времени», прошедшей в Москве в декабре 2008 года. В докладах исследователей из России, США, Японии, Франции, Италии, Польши, Литвы, Индии, Румынии, Германии, Великобритании рассматриваются новые аспекты биографии, гражданская позиция и историческая мысль А.И. Солженицына, художественные эксперименты и связь его творчества с традициями русской классической литературы, ближние и дальние задачи изучения литературного наследия.

Последний раздел книги содержит стенограмму выступлений, прозвучавших в годовщину кончины писателя, 3 августа 2009 года, в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.

Особое значение для нас имеют материалы, посвящённые проблемам изучения творчества А.И. Солженицына в школе и в вузах (речь, думается, должна идти не только о филологических факультетах университетов и педвузов). Среди статей педагогического раздела — «Солженицын в школе» М.Голубкова, «Солженицын в школе: обновление концепции преподавания родной истории и литературы» протоиерея Бориса Пивоварова, «“Красное Колесо”: проблемы изучения в вузе» А.Урманова, «Проблемы восприятия творчества А.И. Солженицына студентами-гуманитариями и воспитанниками Православной Духовной семинарии» Л.Герасимовой.

Полезными учителю в его повседневной работе станут статьи «“Персональное прошлое”: уроки прижизненной биографии» Л.Сараскиной, «Опыт работы над Именным указателем к “Архипелагу ГУЛАГ”» А.Разумова, «Религиозное значение творчества Солженицына» Никиты Струве, «Сны в межузельях поэтики Солженицына» Жоржа Нива, «Диалог с русской классикой в “Августе Четырнадцатого”» А.Немзера, «Солженицын в переписке с Чуковскими» Е.Чуковской, «“Уплотнённое время”: категория времени в произведениях А.И. Солженицына» Б.Любимова, «Исторический контекст в романе “В круге первом”: наблюдения комментатора» В.Радзишевского, «Ленин: художественно-исторический портрет за гранью идеологий» И.Роднянской, «Солженицын и мы» М.Кураева.

Обобщающее значение в сборнике имеет статья Н.Д. Солженицыной «Литературное наследие А.И. Солженицына: задачи ближние и дальние».

Рейтинг@Mail.ru