Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2010

Спецвыпуск
События и встречи

Конкурс, в котором нет проигравших

9 декабря 2009 года в Доме Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына состоялась церемония награждения победителей и финалистов Конкурса методических разработок и ученических сочинений по произведениям писателя. Это длинное официальное название давно сократилось у участников и организаторов до простого — «Солженицынский конкурс».

Как верно заметил выступивший на церемонии Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, проигравших в этом конкурсе не было и быть не могло: ведь главный его итог — это обращение к книгам и жизни Солженицына, которое для человека всегда становится открытием и откровением. Но без победителей конкурса не бывает — их и чествовали в этот день в Доме Русского Зарубежья, который был основан Александром Исаевичем и где всё напоминает о нём.

К учителям и школьникам — участникам церемонии — приехали со своими поздравлениями известные и уважаемые люди. Уже упоминавшийся В.П. Лукин и министр образования и науки А.А. Фурсенко представляли государственные органы, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Б.Н. Любимов, народные артисты России А.Г. Филиппенко и В.И. Бочкарёв — театральную общественность, доктор филологических наук, автор биографии А.И. Солженицына Л.И. Сараскина — научную. И конечно же, в зале была и вручала награды Наталия Дмитриевна Солженицына, поддержку которой организаторы конкурса чувствовали на каждом его этапе. Победители получили от Наталии Дмитриевны подписанные ею экземпляры полного издания «Архипелага ГУЛАГ», а также диски с записью разных произведений Солженицына в авторском исполнении и книгу Л.Сараскиной из серии «Жизнь замечательных людей» об Александре Исаевиче.

Церемония получилась очень живой и тёплой. Прежде всего потому, что её участниками стали замечательные люди, съехавшиеся из самых разных мест нашей страны — учителя, библиотекари, школьники. Конкурс не был мероприятием парадным, официальным, для галочки — тем любопытнее результат, показательнее интерес к конкурсу. Участие в нём было связано (об этом писали многие) с внутренней необходимостью, иногда даже долгом. Очень просто и взволнованно сказал об этом на церемонии Пётр Тихонович Кузнецов, учитель школы посёлка Пироговский Московской области, который в семилетнем возрасте ездил в Карагандинский лагерь навещать отца, а потом, много позже, прочёл об этом лагере у Солженицына.

“Солженицын — часть моей жизни, моя судьба” — к этим словам П.Кузнецова могли бы присоединиться многие участники конкурса. Например, Евгений Васильевич Василенко, которому не удалось участвовать в церемонии награждения, потому что он преподаёт русскую литературу в далёком Сантьяго (Чили). Он написал в своём письме так: “У меня перед Александром Исаевичем свой комплекс вины: оболваненный советской пропагандой, я в школьные годы считал Солженицына плохим человеком и неважным писателем, в чём сейчас не признаться — стыдно. Помните, как у Пушкина: «И с отвращением читая жизнь мою...»? Несколько лет назад у меня, русского читателя и человека, преподающего русскую литературу мальчикам и девочкам, была мечта — пожать при встрече руку Солженицыну и Астафьеву за всё, что они сделали. Не успел. Теперь своё уважение к ним пытаюсь передать в своих статьях”.


Может быть, именно из-за внутренней потребности каждого участника и стал наш конкурс всероссийским. Очень важные слова сказала на церемонии Н.Д. Солженицына: “Почти наверняка Александр Исаевич радовался бы больше всего географии участников конкурса… Он сам ощущал себя провинциалом и считал централизацию всех видов культурной жизни уродством… Ключ жизнеспособности России он видел не в концентрации культуры в одной-двух столицах многомиллионной страны, а в развитии по крайней мере (пользуясь солженицынской терминологией) сорока светоносных центров, которые давали бы питание и образование окружающим их регионам…”

Важно и то, что через этот конкурс мы дали возможность учителям найти друг друга, познакомиться с опытом коллег, представить свои наработки на их суд. Как сказала одна из участниц церемонии, “учителю-словеснику нужно чувствовать, что у него есть право голоса. И этот конкурс позволяет ощутить в полной мере, что такое право есть и что учительский голос будет услышан”.


А ещё собравшимся в Доме Русского Зарубежья были показаны отрывки из документальной ленты «На последнем плёсе» режиссёра Сергея Мирошниченко, запечатлевшей Александра Исаевича в недавние годы. Писатель сидел на скамье в саду около своего дома и говорил о будущем литературы, о решающем нравственном выборе в судьбе человека, о вере и совести — и хотелось вслушиваться в его голос и всматриваться в лицо, удивительное, живое, как и сами его книги.

Думаем, что этот вечер надолго запомнится всем его участникам. Запомнится по энергии сопереживания, высоте и искренности чувств. Таковы слово и дело Александра Исаевича: они обращены к душе каждого, непрестанно высветляя и расширяя “территорию добра”, о которой не уставал напоминать Солженицын.

Фото Алексея САВЕЛЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru