События и встречи
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ–2009
Что выбирает читатель?
Покупатель всегда прав. Нехитро, но непреложно. Но, следуя этому посылу, подавно прав читатель — покупатель особого качества, тот, кто купил за свои кровные книгу с тем, чтобы её прочесть, а если книга понравится, передать её для прочтения другим читателям. Прав даже читатель библиотеки, коий, придя в упомянутую и выбрав книгу, дал возможность не только библиотекарям поставить галку (или палку) в строгого контроля графу учёта посетителей и взятых изданий, но и оживил конкретную книгу как таковую, ибо книга живёт лишь тогда, когда её читают. Если читатель библиотеки всё-таки её прочёл. Но ведь — во всяком случае — взял. Подержал в руках.
Все эти незамысловатые рассуждения возникли в связи с тем, что учредители и координаторы некоторых современных литературных премий, помимо определённой процедуры определения лауреатов, победителей и т.д., решили дать возможность и читателям принять участие в выборе своего рекордсмена. Есть в этом что-то глубоко и притягательно демократическое: мы, жюри, выбираем, но приглашаем и вас высказать своё мнение.
Думается, в этом нет профанации идеи премии, лишь её улучшение. Особенно если премия весома как в финансовом, так и в культурном отношении. Определённая открытость в присуждении премии оберегает её от многих досужих мнений, освобождает от недоумений. Ведь бывает, что учредители премии выбирают для неё классическое, звёздное, блистательное имя, а потом выводят в число лауреатов фигуры если и литературно не бездарные, то, во всяком случае, находящиеся на другом полюсе художественных ценностей и нравственных пониманий в сравнении с теми, что были у классика.
В эпоху мгновенного распространения информации мы пишем о премиях также прежде всего в демократических, культурно-просветительских целях: публикуем длинные и короткие списки, обсуждаем произведения лауреатов. Ведь даже когда в премиальных коллизиях торжествуют интересы литературной тусовки, всё равно премиальный процесс способствует установлению некоторых ориентиров в невероятном книжно-журнальном океане (только что по массмедиа прокатилось, что Россия ныне на первом месте в мире по количеству наименований издаваемых книг).
Теперь о некоторых итогах литературно-премиального 2009-го (их подведение, по понятным причинам, ещё продолжится).
Литературная премия «Ясная Поляна», соучредителями которой выступают компания Samsung Electronics и музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», в номинации «Современная классика» присуждена известному прозаику Владимиру Личутину за роман «Раскол». В номинации «XXI век. Яркое произведение современной прозы» премию получил Василий Голованов за роман «Остров».
Всё большее внимание привлекает премия «Просветитель». Её учредитель, основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин увеличил в 2009 году число премий. Их теперь две: гуманитарная и естественно-научная.
В гуманитарный короткий список вошли трёхтомник А.Янова «Россия и Европа: 1462–1921» (Новый Хронограф, 2007–2009), книги А.Зубова «История России ХХ век» (АСТ, 2009), А.Остальского «Нефть» (Амфора, 2009) и Г.Козлова «Покушение на искусство» (Слово/Slovo, 2009). Григорий Козлов и стал лауреатом. Лауреат в области естественно-научной литературы — Леонид Пономарёв «Под знаком кванта» (Физматлит, 2007).
Каждый лауреат премии получает денежное вознаграждение в размере 600 тысяч рублей. Денежным сертификатом на продвижение книги на рынке награждаются издатели книг лауреатов премии.
Важно, что уже после объявления лауреатов–2009 началось обсуждение будущих изменений в работе премии «Просветитель». Так, намечается более широкое участие прессы при формировании длинного списка премии и отборе короткого списка. Это важное нововведение, если оно будет принято, прямо относится к нашему Издательского дому: мы с двумя десятками наших газет обладаем уникальными возможностями по объективному отбору претендентов на лавры «Просветителя».
Как обычно, многим были интересны результаты премии «Большая книга», тем более что в 2009 году, в отличие от 2008-го, их невозможно было предугадать.
В итоге три миллиона рублей получил Леонид Юзефович за роман «Журавли и карлики», полтора миллиона — Александр Терехов за роман «Каменный мост», миллион — Леонид Зорин за книгу «Скверный глобус». Так решили члены Литературной академии. А вот по итогам читательского голосования в премии лидировал Андрей Балдин с книгой «Протяжение точки», выпущенной нашим ИД (см. подробнее: Литература. 2009. № 22). На втором месте — Леонид Юзефович, на третьем — Мариам Петросян (роман «Дом, в котором…»).
Специальный приз «Большой книги» в номинации «За честь и достоинство» был вручён Борису Васильеву, автору повестей о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие...» и «В списках не значился».
Победа Андрея Балдина для нас приятна не только потому, что мы вместе работаем, а книга вышла у нас. Замечательно, что именно читатели выбрали книгу сложно устроенную, не развлекательную, а открывающую возможности для интеллектуального самоусовершенствования.
И сам факт того, что организаторы «Большой книги», несмотря на все проблемы этой амбициозной премии, из года в год настойчиво проводят открытое читательское голосование (подробности на сайте премии www.bigbook.ru), выступает залогом нашего желания всё же остановиться, оглянуться и хотя бы в премиях достичь принципов честной игры.
Очевидно, по тем же причинам ещё в 2004 году в рамках премии «Русский Букер» (www.russianbooker.org) стал проводиться «Студенческий Букер» (http://studbooker.rsuh.ru/), где российские студенты выбирают свой лучший роман года на русском языке. Таким образом, если лауреатом «Русского Букера»–2009 стала Елена Чижова за роман «Время женщин» (Звезда. 2009. № 3), то лауреат «Студенческого Букера» — также автор-ветеран нашего ИД Николай Крыщук за роман «Кругами рая» (Звезда. 2009. № 1, 2) — “за оригинальное творческое восприятие современной действительности, за смелую попытку провести повествование по тонкой грани между мгновением и вечностью, заглянуть за зеркальную поверхность наших дней, где и находится прекрасный мир художественности”.
Наша газета в 2008 году по согласованию с попечителями премии «Русский Букер» провела среди учителей литературы опросы в рамках длинного и короткого списка премии с целью установления читательских предпочтений в социально и литературно чуткой педагогической среде.
В 2009 году проект «Учительский Букер» обрёл более определённые очертания. Его участникам — школьным словесникам и учителям-предметникам России, Беларуси и СНГ — предлагалось на основании длинного и короткого списков «Русского Букера»–2009 предугадать вначале короткий список, а затем лауреата, дав пояснения в небольшом эссе.
Интересной особенностью проекта стало стремление участников (точнее, участниц, коих большинство) сделать именно свой выбор, а не вычислять решение жюри. В итоге наибольшее число голосов набрал роман Романа Сенчина «Елтышевы» (в некоторой тавтологии мы не виноваты). Надо полагать, таким образом выборщики поддерживают острую социальность повествования известного писателя постсоветского поколения, соотносящуюся вместе с тем с метафизическими проблемами бытия, так или иначе одолевающими каждого человека. На втором месте — роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой», и это отражает стремление наших читателей к самоосознанию неразрывности человеческих связей между ещё досоветским историческим прошлым и посткоммунистическим настоящим.
А Кассандрами в «Учительском Букере» оказались двое, и обе из Мурманской области (это правда, придумать можно было и поинтереснее): учителя литературы Юлия Николаевна Солнцева (гимназия № 1 Североморска) и Ольга Сергеевна Баранова ( гимназия № 1 города Полярные Зори).
Вот что пишет Ольга Сергеевна в своём эссе:
“Отдаю свой голос Елене Чижовой не потому, что писательница уже в третий раз становится финалисткой «Русского Букера» (2003, 2005), пора бы и победить. Мне интересна её проза. Роман «Нюточкин дом» представляет нам женский тип современного Башмачкина, и написано хорошо! А в романе «Время женщин» Чижова мастерски использует приём повествования от лица нескольких героинь, волею судьбы оказавшихся в одной коммунальной квартире. Центр этого мира — немая девочка с, как сейчас говорят, плохой наследственностью. Старухи, прожившие нелёгкие жизни, воспитывают её трудом, верой и добротой, оберегают и надеются. Смысл такой педагогики высказывает одна из них: «...если яблоко, тут уж от людей зависит: дичком кислым останется или соком садовым нальётся...» И они победили!”
Вместе с тем в материалах «Учительского Букера» хорошо просматривается проблема романа в современном восприятии. Какие “большие книги” (по объёму) читают сегодня? Выходят ли российские ученики из школы с пониманием своеобразия жанра романа, его смысла в их человеческой судьбе? Задают ли себе названные вопросы их наставники?
Вероятно, эти проблемы станут предметом обсуждения среди педагогов в наступившем году, даже если проект «Учительский Букер» не будет продолжен. Удручало, например, то, что мы получили полтора десятка писем, где их авторы, поддерживая идею «Учительского Букера», жаловались на недостаток времени для чтения… Эта отговорка, дорогие коллеги — учителя словесности, банальна до абсурдности (или абсурдна до банальности), и мы предлагаем навсегда наложить запрет на её употребление. Тем более что литературные премии уже открыли сезон–2010.