Есть идея!
Вопрос о проверке знания текста
Для учителя-словесника всегда остро стоит вопрос о проверке знания текстов. Мы задали прочитать книгу (рассказ, повесть, роман), на уроке наши ученики, конечно же, в большинстве своём делают вид, что задание это выполнили. Но как узнать, что происходит на самом деле? И кто из действительно читавших как читал? Много ли из них гоголевских Петрушек, только сложивших буквы в слова, но не понявших их смысла? Один из возможных выходов: регулярно давать полуигровые задания на понимание и запоминание — полуигровые, потому что не хочется превращать радостный процесс приобщения к книге в скучное и примитивное тестирование. Подобными заданиями делится с нами в этом номере Наталья Ванюшева. |
I. При чтении «Дубровского» в 6-м классе даём ученикам карточку с заданием вставить пропущенные слова. Сами слова можно дать списком в конце (в слабом классе), а можно и не печатать (в сильном классе) — ученики должны их сами вспомнить. Это задание подходит и для контрольной. Вот примеры.
• Наконец он [Кирила Петрович] велел запрячь себе беговые ... .
• На станции **, в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим ... .
• … человек способен к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно поклонялись.
• Маленький человек в кожаном … и фризовой шинели вышел из телеги.
Слова для справки: картуз, разночинец, тщеславный, дрожки.
II. Синонимами каких слов в стихотворении А.С. Пушкина «Городок» (фрагмент) являются следующие: дорога, тень, камин, дверь, повозка, расшитый, посох, общество, странник?
Подчеркните или выпишите их.
Я нанял светлый дом,
С диваном, с камельком;
Три комнатки простые —
В них злата, бронзы нет,
И ткани выписные
Не кроют их паркет.
Окошки в сад веселый,
Где липы престарелы
С черёмухой цветут;
Где мне в часы полдневны
Берёзок своды темны
Прохладну сень дают <...>
Здесь добрый твой поэт
Живёт благополучно;
Не ходит в модный свет;
На улице карет
Не слышит стук докучный;
Здесь грома вовсе нет;
Лишь изредка телега
Скрыпит по мостовой,
Иль путник, в домик мой
Пришед искать ночлега,
Дорожною клюкой
В калитку постучится…
III. Игра «Кто есть кто?» позволяет на первом уроке по повести И.С. Тургенева «Муму» поработать с историческим контекстом. Можно раздать карточки “слова + рисунки, иллюстрации” и соединять воображаемыми линиями слова с рисунками, можно сделать слайд и прямо на нём маркерами (даны внизу любого кадра) соединять слова с изображениями (линии затем легко удаляются). После того как “выяснили”, кто есть кто, ученики должны найти в тексте соответствующих героев. Интересно можно поработать с тем, что Герасим хотя и крепостной, но не холоп. Вот возможный список слов: дворник, дворецкий, дворянин, дворня, крепостной, крепостник.
IV. Собрать из народных сказок слова и фразы, при помощи которых можно рассказать о быте наших предков (задание для 5-го класса). Составить с их помощью текст на эту же тему (описание избы, например). Затем попросить учеников перевести текст на современный язык — произойдёт замена устаревших слов. На основе полученного текста можно дать задание подумать над тем, что влияет на изменение языка (некоторые причины).
V. Подобную работу можно проводить и со старшеклассниками. Интересно предложить небольшой текст (например, описание кабинета Павла Петровича Кирсанова), в котором слова иностранные и устаревшие будут перепутаны, переставлены местами. По заданию необходимо расставить слова правильно.
Если давать такие задания систематически, то словарный запас учеников будет постоянно расширяться, а внимание к тексту — расти.