Готовимся к ЕГЭ
Анализ лирического произведения
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах
и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Владимир Маяковский, 1913
В8. Черты какого поэтического направления начала XX века можно найти в этом стихотворении?
В9. Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный падеж.)
В10. Назовите художественный приём, основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений и лежащий в основе многих образов стихотворения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).
В11. Обычно в художественном приёме сравнения используется союз как. Но во втором четверостишии использована ещё одна форма сравнения — без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?
В12. Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытечет по человеку ваш обрюзгший жир)?
С3. В чём двойственность лирического героя этого стихотворения?
С4. Какие стихотворения о поэте и толпе вам ещё известны и как они перекликаются со стихотворением Маяковского?
Ответы и комментарии
B8 | футуризм |
B9 | грубый гунн, бесценных слов транжир и мот |
B10 | метафора |
B11 | творительный |
B12 | звукопись; аллитерация; ассонанс |
Задания В8–В12 направлены на выявление важных особенностей стихотворения Маяковского, которые характерны для поэтики футуризма.
Анализируя стихотворение в заданиях С3 и С4, учащиеся могут отметить двойственность лирического героя: с одной стороны, он “грубый гунн”, он плюёт в лицо толпе, с другой — поэт с трепетным сердцем. Двойственность его и в том, что он презирает толпу, но одновременно не выносит одиночества (здесь придётся вспомнить и о других дореволюционных стихотворениях Маяковского). Это стихотворение лежит в русле определённой традиции, романтической в своём истоке: гордая, сильная личность противопоставляет себя толпе. Тема “поэт и толпа” тоже традиционна. Для сопоставления учащиеся могут привести программные стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова.