Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2009

Готовимся к ЕГЭ

Анализ лирического произведения

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах
и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Владимир Маяковский, 1913

В8. Черты какого поэтического направления начала XX века можно найти в этом стихотворении?

В9. Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный падеж.)

В10. Назовите художественный приём, основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений и лежащий в основе многих образов стихо­творения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).

В11. Обычно в художественном приёме сравнения используется союз как. Но во втором четверостишии использована ещё одна форма сравнения — без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?

В12. Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытечет по человеку ваш обрюзгший жир)?

С3. В чём двойственность лирического героя этого стихотворения?

С4. Какие стихотворения о поэте и толпе вам ещё известны и как они перекликаются со стихотворением Маяковского?

Ответы и комментарии

B8 футуризм
B9 грубый гунн, бесценных слов транжир и мот
B10 метафора
B11 творительный
B12 звукопись; аллитерация; ассонанс

Задания В8–В12 направлены на выявление важных особенностей стихотворения Маяковского, которые характерны для поэтики футуризма.

Анализируя стихотворение в заданиях С3 и С4, учащиеся могут отметить двойственность лирического героя: с одной стороны, он “грубый гунн”, он плюёт в лицо толпе, с другой — поэт с трепетным сердцем. Двойственность его и в том, что он презирает толпу, но одновременно не выносит одиночества (здесь придётся вспомнить и о других дореволюционных стихотворениях Маяковского). Это стихотворение лежит в русле определённой традиции, романтической в своём истоке: гордая, сильная личность противопоставляет себя толпе. Тема “поэт и толпа” тоже традиционна. Для сопоставления учащиеся могут привести программные стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова.

Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru