Готовимся к ЕГЭ
Анализ отрывка из эпического произведения
Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увёл своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, чёрные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо чёрный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придётся сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придётся углублять уже изощрённый в науке выпытывания взгляд.
Один Бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Чёрт знает что такое!” — и отойдёшь подальше; если ж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
В1. Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ»?
В2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.
В3. В первом томе «Мёртвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведённого отрывка.
В4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?
В5. На каком приёме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте: “Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, чёрные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо чёрный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов”?
В6. Прочитайте ещё раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения “характеров большого размера”?
В7. Какой фольклорный жанр используется в приведённом фрагменте для характеристики героя?
С1. Почему можно считать, что Чичиков, как и автор, имеет “изощрённый в науке выпытывания взгляд” и умеет “напрягать внимание”, чтобы “заставить перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты” человека?
С2. Каких героев русской литературы можно было бы сопоставить с Чичиковым? Ответ обоснуйте.
Ответы и комментарии
B1 | поэма |
B2 | Манилов |
B3 | 1 |
B4 | портрет |
B5 | антитеза; противопоставление |
B6 | романтизм |
B7 | пословица; поговорка |
Предложенные задания направлены на выявление существенных моментов и в отрывке, и в «Мёртвых душах» в целом. Задание В1 связано с жанром произведения: как известно, Гоголь назвал своё произведение “поэмой”. Этот термин применительно к «Мёртвым душам» имеет разные толкования: речь идёт и об эпической широте, напоминающей поэмы Гомера, и о сплаве лирического и эпического в «Мёртвых душах». Задания В2 и В3 позволяют проверить знание композиции и системы персонажей (а при подготовке повторить сведения о них). Задания Б4 и Б7 проверяют, как ученик умеет различать способы характеристики персонажа. Задание Б5 нацелено на работу с приёмами организации текста. Задание В6 позволяет повторить материал, связанный с творческим методом писателя (в частности, поставить вопрос о соотношении романтизма и реализма).
Выполняя задания С1 и С2, ученики могут написать, что Чичикова можно с полным правом назвать знатоком человеческой природы. Это хорошо видно в его разговорах с помещиками: к каждому он находит свой подход, речь и поведение его меняются в зависимости от того, с кем он общается. Для такого изменения нужно быстро оценивать собеседника, разбираться в человеческом характере. Этим свойством обладает и сам автор поэмы. Характерно, что очень часто авторская речь перетекает в речь Чичикова и мы далеко не всегда можем отделить авторский взгляд от взгляда героя. Среди героев-“психологов” можно интересно и довольно неожиданно привлечь для сопоставления Печорина. Можно встроить Чичикова и в более традиционный ряд, сравнив его с Молчалиным или Штольцем (в них сильна “предпринимательская жилка”).