Колонка редактора
Последний довод королей
Эти слова были вышиты на шапках гренадеров, которые во время Северной войны состояли на вооружении шведской армии, — да, наверное, и не только шведской и не только в XVII–XVIII веках. Когда дело было плохо и короли чувствовали, что пропадают, как шведы под Полтавой, они выпускали на поле боя гранатометателей-гренадеров. Оттого ещё их шапки были украшены и чем-то вроде маленьких ананасов: круглыми бомбочками с веером огня от взрыва. Видимо, этот довод на противников действовал.
Впрочем, не всегда — Полтавскую битву всё-таки выиграли не шведы. Что не помешало им в будущем добиться в социально-экономическом плане гораздо большего, чем их победители, — но это к слову.
А слово будет вот о чём: когда придёт нужда, знайте, что ваш последний довод — это наша газета. Не в смысле, что мы будем закидывать гранатами ваших недругов, а в том, что мы можем много чем помочь. У нас можно, например, очно и заочно повысить свою квалификацию на лицензированных курсах и получить за это настоящее удостоверение, как говорится, государственного образца. У нас можно заказать справку о публикации, если ваш материал принят нами к печати, — и предъявить её во время аттестации. Участвуя в мероприятиях Издательского дома «Первое сентября» — Фестивале учительской книги, Марафоне, — можно стать обладателями специальных сертификатов для портфолио.
Это, так сказать, помощь внешняя, формальная, для начальства. Но гораздо сложнее, пытаясь жить внутри профессии, вести диалог с самим собой. Потому что не знаю где как, но в нашем деле поражений больше, чем побед. Тут важно не впасть в отчаяние при виде того, что совершается, не решить раз и навсегда всё бросить и больше никогда не переступать порога класса. Мысли, голоса, энергия наших коллег со всей страны, саккумулированные на страницах нашей газеты, могут стать последним доводом в бесконечном споре с самим собой о том, как жить. И помочь. Сегодня вам — а завтра ваш голос, живой и тёплый, тоже в свою очередь кому-то поможет.
Собственно, шведскую шапку со словами, вынесенными в заголовок, я увидел на выставке в Историческом музее, куда привёл своих девятиклассников. Экскурсию вела моя же выпускница — наши всюду! — пятнадцатилетней давности. Что-то есть очень правильное и важное в такой связи поколений. И именно она, чудесная Маша, Марья Борисовна, показала мне и нам всем гравюру одной из, кажется, девяти триумфальных арок, через которые шли после Полтавской битвы победившие войска. Она была совершенно роскошна. Но важнее всего было её название, гордо реявшее над изображением ворот: “Врата триумфальные, строенные трудами школьных учителей”.
Во как оно бывало! А вы говорите — кризис...