Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2009

Я иду на урок

“Тихие лирики”

Все этапы урока могут быть организованы в форме эстафеты, когда каждый следующий поэт является в чём-то продолжателем предыдущего.

1. Слово учителя

Сам термин “тихая лирика” возник как оппозиция “громким” поэтам, читавшим свои стихи на стадионах и в многоместных аудиториях. Во главе этого ряда, как правило, ставят Николая Рубцова (1936–1971) и менее известного Алексея Прасолова (1930–1972) — думается, потому, что они не только обладали незаурядным художественным дарованием, но и раньше других ушли из жизни. “Тихих” лириков объединяло не только безусловное следование традициям русской классической поэзии, но и общность поэтической судьбы, выражавшаяся прежде всего в поздней, запоздалой, а то и посмертной известности. Их противопоставляли и так называемым “городским” поэтам, называя первых “органичными”, а вторых — “неорганичными” или “книжными”.

“Тихие” лирики, вслед за Николаем Рубцовым и Владимиром Соколовым, тяготеют в своём творчестве к тютчевско-фетовской традиции. Они воспринимают человека как часть природы и соотносят человека и мирозданье, что придаёт их лирике философский характер. Поэты этого направления стремятся к личностно-психологической тематике, изображению картин неброского русского пейзажа, традиционным стихотворным размерам. В стихах “тихих” лириков не встретишь ритмических сбоев, разностопных строк, экзотических рифм. Даже метафоры и другие яркие тропы не занимают в их поэзии главного места. Поэтому “тихость” “тихих” лириков не только в камерности читательской аудитории, но и в негромкой, задушевной прелести обычного русского слова, простоте поэтического синтаксиса, спокойствии интонаций. Поистине “здесь мало увидеть — здесь надо всмотреться”, “здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно” (такими словами лаконично охарактеризовал среднерусский пейзаж поэт Николай Рыленков). В этом можно убедиться, познакомившись с некоторыми стихами “тихих” лириков.

2. Эстафета чтецов

Урок продолжает поэтическая пятиминутка, в которой, как эстафета, прозвучит несколько стихотворений “тихих” лириков. Во время чтения на экране или интерактивной доске будут сменяться портреты поэтов, которые можно найти в Интернете, а на следующих этапах урока эти (или другие) портреты лириков будут появляться снова, чтобы “протянуть” через урок зрительную, наглядную “линию” каждого поэта.
Опережающие вопросы и задания перед концертом-миниатюрой.

• Какие слова, образы, картины в этих стихотворениях кажутся вам самыми значимыми, ключевыми?
• Докажите, что в этих стихах соседствуют разговорная лексика и слова высокого стиля. Какова функция такого сближения?
• Приведите примеры соединения в стихах бытового и бытийного, философского планов.
• Постарайтесь заметить особенности стилистики каждого автора.
• Что же всё-таки объединяет этих непохожих поэтов?

Можно прочесть стихотворения Н.Рубцова «Ночь на родине», А.Прасолова «Мирозданье сжато берегами», В.Соколова «Шёл снег...», А.Жигулина «Опять в глазах колымский камень», О.Чухонцева «Черёмуха в овраге. Соловей...», Г.Русакова «Низкое солнце садится», Г.Ступина «Туман среди зимы, капель...».

3. Эстафета биографий

Страницы биографий “тихих” лириков могут быть подготовлены учащимися предварительно на основе Интернет-ресурсов и книги В.В. Агеносова и К.Н. Анкудинова «Современные русские поэты: Антология» (М.: Вербум–М, 2006). На уроке собранная самостоятельно информация прозвучит в сообщениях о результатах выполнения домашней работы, например, в такой форме.

• Поэт Владимир Николаевич СОКОЛОВ (1928–1997) родился в городе Лихославле Калининской (ныне Тверской) области. Первые стихи были им написаны в возрасте восьми лет. В старших классах школы Соколов с другом Давидом Ланге издаёт рукописные журналы «ХХ век» (1944) и «На заре» (1946). В это же время юноша посещает литературный кружок советской поэтессы Елены Александровны Благининой. По рекомендации Е.А. Благининой и профессора Л.И. Тимофеева в 1947 году Соколов принят в Литературный институт, который он окончил в 1952 году, занимаясь в семинаре поэта Василия Васильевича Казина. Впервые стихотворение Владимира Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» (1948, 1 июля). Дебют не остался без внимания Степана Щипачёва (статья «Заметки о поэзии 1953 года»). Он рекомендовал поэта в Союз писателей СССР. Первая книга, которую Соколов хотел назвать «Крылья», вышла в 1953 году под заглавием «Утро в пути». На фоне остальных поэтических книг года, в которых всё ещё господствовала война, сборник Соколова, по мнению критиков, свидетельствовал о приходе нового поэтического поколения, среди которого назывались имена Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Цыбина. Как писал Евтушенко, Соколов “учил нас серьёзному отношению к поэзии” и стал первопроходцем темы.

Поэт Владимир Соколов — кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983), Международной премии имени Н.Вапцарова (1989), первый лауреат Государственной премии России им. А.С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996). На протяжении более чем сорокалетнего пути в русской словесности у поэта вышло всего около двадцати книг. Скрупулёзность в работе со словом была для него важнейшей в стихосложении. Соколов писал: “Русский словарь для меня как Библия для верующего” (По В.Кузьмину)1.

Алексей Прасолов

Соколов был классическим “тихим” лириком. Он любил описывать старинные городские районы, невысокие дома, ясную осень, снежную зиму. Пейзажи Соколова берут начало от поэтических картин Фета. Они двуплановы (состояние природы гармонирует с состоянием души лирического “я”), размыты, неопределённы, полны акварельных полутонов. Чёткий рисунок приобретают только чёрные ветви зимних деревьев на фоне белизны пушистого снега. Свой художественный идеал поэт ищет в прошлом, в классической традиции русской лирики. Поэтому для его стихов характерны традиционность рифмовки и стихотворных размеров, стройность композиции, сдержанность поэтических интонаций, обилие зрительных деталей (По В.Агеносову)2.

• Поэт Анатолий Владимирович ЖИГУЛИН (1930–2000) родился в Воронеже. В юношеские годы он создал антисталинский кружок единомышленников, деятельность которого была направлена на изучение “подлинного” марксизма-ленинизма. За это в 1949 году был обвинён в антисоветской деятельности и отправлен в колымские лагеря, где находился до 1954 года. Вернувшись из лагерей, Жигулин окончил Воронежский лесотехнический институт (1960) и Высшие литературные курсы (1965). “В лагерях было много людей, попавших туда случайно. Некоторые из них прозревали, увидев подлинное, страшное лицо великой утопии, лапищи надзирателя над наивными утопистами, некоторые ломались, «ссучивались», становились мелкими стукачами, но семнадцатилетний Толя Жигулин, попавший туда в 1948 году, был одним из немногих, кто попал туда за дело, осмелившись создать подпольную юношескую организацию, ставившую своей целью борьбу против обожествления Сталина, то есть за разоблачение великой утопии как ловкой политической иллюзионистки. Ужас тогдашнего кровавого цирка был в том, что публично распиливаемые на человеческом лесоповале люди уже не срастались. Жигулин вослед Солженицыну, Шаламову, Евгении Гинзбург, Домбровскому стал одним из послов призраков этого страшного лесоповала истории. Его стихи «Кострожоги», «Бурундук» стали лагерной классикой, а книга «Чёрные камни» — неоценимое свидетельство на суде истории” (И.Б. Роднянская)3.

В.В. Агеносов4 считает, что литературная критика, относящая А.Жигулина к “тихим” лирикам, не совсем права, так как значительное количество его стихотворений имеет остросоциальное звучание. По мнению критика, поэтический мир Жигулина — жёсткий, пронзительный, лишённый идиллии. Но с “тихими” лириками его всё же сближает значительная роль лирического пейзажа. Однако не “мягкий” Фет, а “жёсткий” Бунин — учитель Жигулина. Пейзажи у поэта — это словесная живопись. Особенно он любит изображать осень, её неяркие приметы, жёлто-бурый колорит. Для стихов Жигулина характерны намеренная скудость тропов, отсутствие символики.

• Поэт Олег Григорьевич ЧУХОНЦЕВ (1938) родился в городе Павловский Посад Московской области. Писать стихи начал ещё в школе. В 1962-м окончил филологический факультет Московского областного педагогического института; обосновавшись в Москве, он и после трагической одновременной кончины родителей не утратил постоянных связей с отчим домом. “«Деревянное отечество» Чухонцева — подмосковный городок, прочными нитями связанный с российской историей, кормящийся столько же от фабричного ткачества, сколько от земли, стал для поэта той «почвой», которая в сочетании с широкой культурой, приобретённой «интеллигентом в первом поколенье», во многом определила характер творчества поэта”5.

Чухонцев начал печататься с 1958 года, но книги его стихов, попавшие под запрет официальной критики, пролежали в центральных издательствах более десяти лет. Невозможность публикации собственных стихов побудила поэта к активной переводческой деятельности (перевёл десятки тысяч строк, в том числе из К.Кулиева, П.Севака, О.Вацетиса, чешских, венгерских, хорватских поэтов, европейской классики, американской поэзии). Прочитавший в 1960-е годы произведения русской религиозно-философской и историософской классики (прежде всего К.Леонтьева и В.Розанова, затем Н.Бердяева, Г.Федотова), Чухонцев как поэт перенёсся в иное пространственно-временное измерение, чем его обвинители, “принимавшие язык чуждой им мыслительной традиции за вредоносный «эзопов»”6.

С выходом книги стихов «Из трёх тетрадей» (М., 1976), рукопись которой пролежала в издательстве «Советский писатель» с 1961 года, поэт “возвращается в видимую зону подцензурной поэзии”7.

Начиная с первых откликов критика неизменно подчёркивала связь Чухонцева с магистральными традициями русской поэзии. Помимо сознательного “пушкинианства” поэту близки Е.Баратынский и поздний В.Ходасевич. Некоторые критики находили в поэзии Чухонцева сближения с образами и проблематикой стихотворений Блока и Бунина, а также с его романом «Жизнь Арсеньева».

Олег Чухонцев — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993) и Пушкинской премии России (2003). Он стал третьим — после Александра Кушнера (2005) и Олеси Николаевой (2006) — лауреатом национальной литературной премии «Поэт» (2007)8.

Чухонцев во многом следует установкам “тихой” лирики, однако избегает чистого пейзажа. Его лирическое “я” — человек “посада”, житель маленького городка, занимающего промежуточное положение между городом и деревней. Речевой строй лирики Чухонцева демократичен, материален, изобилует подробностями повседневной жизни. Но его поэтическому миру свойственна и философская направленность. Эта двойственность отразилась и в интеграции бытовой, разговорной лексики и возвышенных поэтизмов9.

• Поэт Геннадий Александрович РУСАКОВ (1938) родился в Воронежской области, рос в детдоме, воспитывался в Суворовском училище. Затем учился в Литературном институте, откуда перешёл в 1-й Московский институт иностранных языков, который окончил в 1966 году. В 1960–1980-е годы Русаков подолгу работал синхронным переводчиком в секретариате ООН в Нью-Йорке и Женеве.

В 1960 году вышел первый сборник его стихов, высоко оценённый Арсением Тарковским. Русаков — поэт-философ. В его стихах соседствуют высокое и низкое, мировая культура и скудный быт, античность и современность. Человек в его поэтическом мире находится в единении с природой. Особая горечь ощущений лирического “я” — сиротское, лишённое радостей детство.

После смерти жены, поэтессы Людмилы Копыловой, Русаков не писал почти пять лет. Затем постепенно создавался цикл «Разговоры с Богом», в котором звучат богоборческие интонации, потому что, по мнению лирического “я”, Всевышний — лишь равнодушный свидетель беды поэта.

Лирика Русакова отличается высоким эмоциональным накалом при скупости изобразительно-выразительных средств10.

“Геннадий Русаков — поэт без истории”, — сказано в рецензии на сборник «Стихи Татьяне». Он “дан” в каждом стихотворении весь без остатка. Речь идёт о развитии стиха, о картине мира, передаваемой через стихи. В каждом стихотворении — концепт целой жизни с определённой точки, в деталях. Новое стихо­творение — то же с другой точки, так как не все точки выявлены, не всё сказано…

Стихи Русакова выразительны каким-то невозможным, неправильным, но жизнеспособным соединением осовеченной архаики и модерна. Пастернаковский снег, летящий на мех, мандельштамовские стёкла времени и хорошая девочка Лида, машущая из окна не Смелякову, а Русакову, — непостижимым образом создают здесь единое пространство… Целые музыкальные фразы и зримые картины из закромов акмеизма; к осам и пчёлам, которыми полнятся стихи Ахматовой и Мандельштама, сюда добавляется осот, который жалит, как пчела и оса, жжёт, вырывая из памяти страшное… Тяжесть и нежность вроде бы от Мандельштама, но как-то так, что тяжесть — клюевская, а нежность — пастернаковская: акмеизм у Русакова процветает и поднимается на новую ступень обогащения смыслов (По И.Невзоровой)11.

• Поэт Геннадий Леонтьевич СТУПИН (1941) родился в Аткарске Саратовской области. В 1961 году окончил Московский заготовительный техникум по специальности охотовед-зверовод. Вернувшись из армии в 1964 году, работал в Твери, Подмосковье и Москве. В 1991–1993 годах учился на Высших литературных курсах Литературного института. Неустроенность и удалённость от родных мест, оторванность человека вообще от питающих его здоровый дух корней предков, размышления о родине и народе стали основными мотивами стихов Ступина 1980-х годов и биографического эссе «Горячая земля». С пронзительной прямотой он выразил ностальгию русской души, истончённой печалью, осевшей “на чужой сторонушке”. Ступин выступил в печати сразу как поэт вполне сформировавшийся, зрелый, так как, пробуя писать с двенадцати-тринадцати лет, публиковаться начал почти в сорок лет (с 1980 года).

Геннадий Ступин

Стихи Ступина последнего десятилетия12 глобально жестокого ХХ и начала XXI века полны отчаяния, страдания. Это время — “окаянные дни” разрушения страны, когда народ, для которого смысл жизни — в созидании и духовном единстве, в большинстве оказался не у дел. Единство русского народа Ступин увидел в единстве предков. Поэзия Ступина рубежа веков насыщена образами и лексикой запредельности существования человека, уступающего временам. Здесь — смерти, могилы, кладбища, смертный холод, тоска, видения с того света, горе и гнев, молчание, немота, одиночество, воскресение, вставание, сон, бессонница, взывания: “Проснись!”, “Очнись!”, “...надобно проснуться”. Понятно отчаяние поэта: жизненная сила солнечной родины, которую он воспел в своём эссе «Горячая земля» и многих ранних стихах, лежит поверженная в пыли, грязи дорожной, полумёртвая или угасшая, затоптанная, измотанная пьянкой. Человек уже давно не “за пазухой у отеческого края”, он не защищён на своей родине никакими “правами человека” (По А Баженовой)13.

Любимое время года лирического “я” Ступина — зима. Его пейзажи соответствуют состоянию души и носят медитативный характер. Ступин не приемлет городской культуры. Его мир холоден, жесток, суров. Даже природа в его стихах испытывает человека на прочность. Ступин — поэт традиционных ритмов, многочисленных шипящих и свистящих аллитераций, в цветовом колорите его стихов преобладают холодные и тусклые тона. В поздней лирике Ступина усиливаются публицистические интонации, возникает тема гибели цивилизации (По В.В. Агеносову)14.

Обобщающая беседа

• Что, по-вашему, более всего сближает страницы жизни и творчества “тихих” лириков: их возраст, мировоззрение и взгляды на природу, человека и предназначение поэзии, отношения с властями, публицистичность поздней лирики, особенности поэтики и т.п.?

• В чём своеобразие жизненного и творческого пути каждого поэта?

4. Эстафета интерпретаций

Каждая группа получает для исследовательской работы тексты стихотворений “тихих” лириков и учебные задания к ним, а также созвучные им стихи русских поэтов. После подготовки (15 минут) группа сообщает классу о результатах своего исследования.

Группа 1. Сопоставьте стихотворения А.Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…» и В.Соколова «Вдали от всех парнасов…».

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

* * *

Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.

Они со мной ночуют
В моём селе глухом.
Они меня врачуют
Классическим стихом.

Звучат, гоня химеры
Пустого баловства,
Прозрачные размеры,
Обычные слова.

И хорошо мне… В долах
Летит морозный пух.
Высокий лунный холод
Захватывает дух.

— Какое время года и суток изображено в стихо­творениях?

— Проанализируйте в них звукописные образы. Какие картины они создают? Какие чувства вызывают использованные обоими поэтами многочисленные аллитерации на шипящие и свистящие звуки?

— Как создаётся обоими поэтами “образ” тишины?

— От чего у обоих лирических героев “захватывает дух”?

— Приведите примеры лексических соответствий, однокоренных слов. Какую роль играют эти слова в каждом стихотворении?

— Чем восхищается каждый из поэтов?

— В чём можно считать Соколова продолжателем Фета? Какие поэтические “законы” Соколов считает непреложными? Почему?

Группа 2. Сопоставьте стихотворения И.Бунина «Осыпаются астры в садах…» и А.Жигулина «Осень, опять начинается осень…».

Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья...

* * *

А.Твардовскому

Осень, опять начинается осень.
Листья плывут, чуть касаясь воды.
И за деревней на свежем покосе
Чисто и нежно желтеют скирды.
Град налетел. Налетел и растаял
Лёгким туманом в лесной полосе.
Жалобным криком гусиная стая
Вдруг всполошила домашних гусей.
Что-то печальное есть в этом часе.
Сосны вдали зеленей и видней.
Сколько ещё остаётся в запасе
Этих прозрачных стремительных дней?
Солнце на миг осветило деревья,
Мостик, плотину, лозу у пруда.
Словно моё уходящее время,
Тихо в затворе струится вода.

— Что общего в цветовой гамме стихотворений? Какой колорит преобладает? Аргументируйте своё мнение, анализируя “цветовую” лексику.

— Найдите в стихотворениях аллитерации и ассонансы. Какие звуки в них преобладают? Какие образы создаются при помощи звукописи?

— Проанализируйте “звуковую” лексику. В чём здесь общность и различие?

— Какое чувство доминирует в обоих стихотворениях? Почему лирическое “я” в обоих стихотворениях воспринимает осень почти одинаково?

— В чём философский смысл поэтических размышлений? Что общего в умозаключениях поэтов?

— Какой смысл приобретает в стихотворениях образ времени?

— В чём Жигулина-поэта можно считать преемником Бунина, а что их различает?

Группа 3. Сопоставьте стихотворения А.К. Толстого «Средь шумного бала…» и Г.Русакова «Когда играет духовой оркестр…».

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я усталый прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

* * *

Когда играет духовой оркестр
щемящий вальс прабабушкинских
залов,
нездешних лет, давно забытых мест,
воланов, кружев, вывозных невест,
поручиков, а может, генералов —
(Он руку ей на талию кладёт.
Проходят круг, он приглашён к обеду,
но вызван в полк, она три года ждёт,
чахотка, Баден, встретились у вод...
Он не узнал, её хоронят в среду.)
тогда на стыке тела и души,
в какой-то самой беззащитной точке,
на взмахе — ах, лети и не дыши,
“Вы нынче несказанно хороши!” —
сверкнёт огонь и пробежит по строчке.
И там, на сходе этих двух начал
такой укор, такая жаль чего-то —
что старый вальс так быстро отзвучал,
что я тебя тогда не повстречал...
А нынче даже верить нет расчёта.

— Как воспринимает каждый из поэтов ситуацию случайной встречи на балу?

Геннадий Русаков

— Можно ли утверждать, что главное настроение обоих стихотворений — грусть? Какие ещё чувства вызывает каждое стихотворение?

— Как влияет на настроение каждого стихотворения то, что лирический герой первого повстречал на балу свою любовь, а лирический герой второго — не повстречал? Чем, по-вашему, можно объяснить лиризм первого стихотворения и скептицизм второго?

— Какие образы первого стихотворения нашли отражение во втором? Проанализируйте смысловые “пары” и выявите их сходство и различие:

трёхсложный размер стиха (амфибрахий) вальс (счёт в музыке на три четверти)
мне стан твой понравился тонкий он руку ей на талию кладёт
очи, голос, стан, вид, смех “Вы нынче несказанно хороши!”
тебя я увидел я тебя тогда не повстречал
я тебя тогда не повстречал нынче даже верить нет расчёта

Продолжите этот смысловой ряд. Как сходные образы влияют на настроение каждого лирического “я”?

— Охарактеризуйте цветовой колорит и звуковую гамму стихотворений.

— Как в них создаётся образ пространства и времени?

— В чём, по-вашему, главное отличие этих текстов?

5. Эстафета стихов о “новой” России

В позднем творчестве “тихих” лириков начинают звучать драматические интонации, связанные с политическими, экологическими, социальными катаклизмами в России конца XX века. Эти настроения вызваны и локальными войнами, и загрязнением природы, и снижением уровня жизни людей, и их интеллектуально-нравственной деградацией.

Можно прочесть стихотворения В.Соколова «Я ус­тал от двадцатого века...», А.Жигулина «Воспоминание о воронежских садах», О.Чухонцева «Без хозяина сад заглох...», Г.Русакова «Из ресторана тянет щами...», Г.Ступина «Плещет весна на окраине...».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: “В чём проявились традиции русской классической поэзии в «тихой» лирике XX века?” Сделать анализ одного из стихотворений “тихих” лириков в сопоставлении с русской классической поэзией.

Примечания

1 По материалам сайта http://litmap.culture.tver.ru/sokolov_v_n/index.html

2 См.: Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. М.: Вербум–М. С. 174–175.

3 По материалам сайта http://www.litera.ru/stixiya/articles/150.html

4 Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. С. 179–180.

5 См.: Русские писатели XX века. Биографический словарь. М., 2000.

6 Там же.

7 Там же.

8 По материалам сайта http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/oleg_chuhonzhev/index.html

9 См.: Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. С 192–193.

10 Там же. С. 203–204.

11 По материалам сайта http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/rusakov-g/

12 См.: http://vrn.far.ru/new_page_117.htm; web.vrn.ru/sss/new_page_115.htm

13 По материалам сайта http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5203

14 См.: Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. С. 198.

 

Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО
Рейтинг@Mail.ru