Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2009

Колонка редактора

Шаг в сторону

Недавно учителя одного из российских регионов рассказали нам, что при аттестации они должны приложить к и без того пухлой папке документов ксероксы тех статей, которые они прочли по своей специальности. Иначе как же выяснить, развивался учитель или нет, добавлять ему за это к зарплате сто рублей или погодить?

Поясню, что в этой истории рассмешило (смутило, заставило ужаснуться и покрутить пальцем у виска, взволновало — нужное подчеркнуть) нас. Нет, не то, что по наличию ксерокса невозможно проверить даже не качество, а сам факт чтения. И не то, что техника и расходные материалы во многих школах для учителя недоступны, а услуги ксерокопирования, скажем, на почте платны. И даже не то, что динамика развития человека мыслится как поддающаяся учёту и увязывается с зарплатой. Гораздо любопытнее, что проверяющими организациями заранее предполагается, что число статей, которые учитель имеет потребность или просто может освоить, очень небольшое — 3–5–10 за пять (!) межаттестационных лет. В противном случае папки с ксерокопиями рискуют стать неподъёмными. Как в анекдоте: “Зачем мне книга — одна у меня уже есть!” Кстати, а если учитель читал не статьи, а книги (не такое уж невероятное предположение!), их ксерить тоже?

По мысли управленцев, учителю необходимо и достаточно конечное и ограниченное число материалов для строительства себя как профессионала. Вернее здесь говорить даже не о строительстве, а о косметическом ремонте с периодической подкраской фасада к празднику (аттестации). Не обиден ли нам, педагогам, такой взгляд на нас?

Впрочем, начальственные решения очень часто ложатся на подготовленную почву или вызваны состоянием тех сообществ, которыми начальникам выпало управлять. Поэтому стоит спросить самих себя: а нам нужно для нашей профессии, которая неизбежно и постоянно загоняет нас в накатанную колею, выходить за рамки программ и знать больше? Какая разница ученику, кто перед ним и что он знает по cвоему предмету помимо того, что влезает в сорокаминутный урок? Необходимо ли нам делать шаг в сторону — и что за этим шагом, кроме угрозы расстрела?

Я спросил обо всём этом своих собственных учеников. Хотите знать, что они сказали? Учитель, ставящий рамки самому себе, обслуживающий себя по минимуму, ограничивающий собственную жизнь, вычисляется детьми мгновенно и становится им неинтересен.

Так что будем читать больше, коллеги! И ответим на начальственные инициативы весело и с огоньком: принесём проверяющим килограммы и тонны отксеренных книг и статей, которые мы читаем, потому что по-другому своей жизни не мыслим. Может, и они наконец заинтересуются печатным словом?

Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru