Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2009

Готовимся к ЕГЭ

Анализ лирического произведения

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

А.А. Фет. 1885 г.

В8. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?

В9. Как называется приём внутреннего образного сопоставления предметов и явлений, делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании сердце цветёт)?

В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).

В11. Каким размером написано стихотворение?

В12. Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует приём повторения одинаковых или близких звуков (Раскрываются тихо листы, // И я слышу, как сердце цветёт). Как называется такой приём?

С3. Какую роль в этом стихотворении играет мотив молчания?

С4. Какие ещё стихотворения о взаимопроникновении человека и природы вам известны и как они перекликаются со стихотворением А.Фета?

Ответы и комментарии

B8 кольцевая; кольцевая композиция; кольцо
B9 метафора
B10 анафора; единоначатие
B11 анапестом; анапест
B12 звукопись; аллитерация; ассонанс

Задания В8–В12 направлены на выявление важных поэтических особенностей стихотворения Фета: композиционных, лексических, синтаксических, ритмических, фонетических.

Анализируя стихотворение Фета в задании С3, ученики могут отметить, что в его основе лежит парадокс: герой принимает решение не делать признания в любви, “молчать, скрываться и таить все чувства” (если перефразировать Тютчева) — и тем самым ярко своё чувство выражает. Это одна из характерных черт поэтического мира Фета (“О, если б без слова сказаться душой было можно!”), предвосхитившего искания символистов и вообще суггестивной поэзии ХХ века, построенной на умолчаниях и разрывах (здесь поэт делает шаг и в сторону музыки, но это отдельная тема). Впрочем, Фет и сам наследник: можно вспомнить «Невыразимое» Жуковского и «Silentium!» Тютчева. Герою стихо­творения помогает “высказаться” природа: в центре стихотворения образ распускающегося ночного цветка, который становится одновременно и “расцветающим сердцем”. В этом метафорическом образе ключ к мировосприятию Фета, остро ощущавшего взаимопроникновение человека и природы. Подобное отношение к миру мы найдём в поэзии Б.Пастернака (при выполнении задания С4 можно посоветовать ученикам обратиться, например, к его стихотворениям «Как бронзовой золой жаровень» или «Когда разгуляется...»). По-другому, но тоже интересно можно привлечь для сопоставления, с одной стороны, стихотворения С.Есенина, а с другой — М.Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива...»).

Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru