Я иду на урок
11-й класс
“Застывший кадр” на уроке литературы
В последнее время учителю литературы стало гораздо сложнее работать: детей трудно заинтересовать простым книжным текстом, ведь у них дома лежат диски с замечательными компьютерными играми. Многие перестали читать, к девятому классу добровольно читающих остаётся не более трети, а остальные или не читают вообще, или с неохотой подчиняются учителю и родителям. Волей-неволей приходится придумывать что-то интересное.
Таким интересным (и, может быть, спорным) считаю применение “застывшего кадра” из телефильма — он становится иллюстративным материалом к тексту. Почему стоит брать отдельный “застывший кадр”, если можно посмотреть сам фильм? Дело в том, что телефильм, как правило многосерийный, посмотреть на уроке не представляется возможным. Домашний просмотр хорош, но не обязателен, так же, как и домашнее чтение. В лучшем случае дети посмотрят две-три серии, чтобы иметь о фильме общее представление. К сожалению, современные старшеклассники идут на урок литературы, недостаточно внимательно прочитав текст, и недосмотренный, не прокомментированный учителем фильм не помогает понять литературное произведение.
Конечно, отрывки из фильма по изучаемому произведению можно включить в презентацию и организовать аналитическую беседу-обсуждение образов, созданных режиссёром. Такая работа, как правило, вызывает многочисленные споры, никто не остаётся равнодушным. По ходу спора учителю нетрудно уяснить для себя, кто из детей внимательно, всерьёз читал произведение, кто приводит весомые аргументы в защиту своей точки зрения. Но чтобы провести такую дискуссию, необходимо прямо в классе, на уроке просмотреть отдельные эпизоды фильма (а это не менее 5–10 минут на каждый!). Таких эпизодов иногда набирается много, дети просят показать что-то ещё, и на уроке, к великому сожалению, может не остаться времени на чтение.
Года полтора назад я искала иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», но не нашла того, что мне хотелось бы не только показать детям, но и сделать предметом обсуждения. То есть не нашла того, что помогло бы мне, как учителю, поработать с текстом самого романа. Конечно, под рукой есть фильм В.Бортко, можно посмотреть любой отрывок, но где взять время?! Я вспомнила, какое большое впечатление производила на нас в детстве киноафиша с “застывшим кадром” из фильма. Некоторые кадры сами по себе можно считать удивительной находкой режиссёра. В хорошей, добротной экранизации всегда есть такие кадры. И тогда вместе с учителем информатики мы попробовали “остановить мгновенье”: с помощью специальной программы мы “сфотографировали” выбранные мною самые нужные для урока кадры, которые я и включила в презентацию как иллюстративный материал к занятию по теме «Жанровое своеобразие романа и его воплощение в фильме В.Бортко».
Урок прошёл удачно, а я ещё раз убедилась, что возможности компьютера безграничны: на смену блёклому раздаточному материалу пришла яркая иллюстрация, которая выведена на большой экран или, если есть такая возможность, находится на экране монитора перед одним-двумя учениками. Задания, которые при этом предлагает учитель, могут быть весьма разнообразны. Это и чтение отрывка, к которому художник нарисовал иллюстрацию, и характеристика персонажей, и комментарий учителя, и спор о том, соответствует ли иллюстрация замыслу автора, и сравнение нескольких иллюстраций к одному и тому же тексту, что практически возможно только при наличии компьютера. И самое главное — это интерес. Интерес работы с компьютером накладывается на интерес работы с текстом и, может быть, побудит детей к чтению. Главная цель урока литературы — не только повысить культуру чтения подростков, но и просто приохотить их к чтению, “заманить” их в мир книги (хотя бы с помощью компьютера).
Итак, для урока нам потребуются: медиапроектор, компьютер, акустическая система, экран. Материалы к уроку: портрет М.А. Булгакова, презентация в PowerPoint, телефильм В.В. Бортко «Мастер и Маргарита». На доске эпиграф: “Умирая, он говорил, — вспоминала Елена Сергеевна, — может быть, это и правильно... Что я мог бы написать после «Мастера»? ”
1. Вступительное слово учителя
Роман Булгакова необычен. Литературовед Г.А. Лесскис, перечисляя возможные определения жанра «Мастера и Маргариты», приводит и свой термин — двойной роман. Его точка зрения убедительна, и нам стоит с ней познакомиться. Нам поможет фильм В.В. Бортко «Мастер и Маргарита», появившийся на экранах в 2005 году. Надо попробовать понять, почему писатель поставил перед собой такую художественную задачу: написать двойной роман? Чем объясняется соединение двух романов в одном?
2. Работа с текстом
Прочтём отрывок из главы 12 «Чёрная магия и её разоблачение». Это эпизод, когда Воланд (в фильме эту роль талантливо сыграл Олег Басилашвили) со сцены разглядывает зрительный зал (слайд). После чтения текста учитель предлагает внимательно вглядеться в остановившийся кадр и спрашивает: мы знаем, кто такой Воланд, а вот почему он имеет право произнести фразу “они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...”? Может быть, потому, что лишь ему одному дана возможность сравнивать происходящее с уже произошедшим, причём с тем, что было ещё в дохристианскую эпоху, и не по документам, не по воспоминаниям, а по личным впечатлениям.
Что же произошло в этот момент в этой точке земного шара, то есть на сцене в Варьете, с помощью присутствия Воланда? Произошло соединение двух миров: прошлого и настоящего, исторического и нынешнего. Какого же нынешнего? В чём его особенность, по мнению писателя?
3. Беседа по тексту романа и фильму
Два года назад Воланда в Москве не было, а в главе 7 «Нехорошая квартира» (слайд) приведён интересный факт: “люди начали бесследно исчезать”. Почему? Это примета времени, это Москва начала 30-х годов, точнее, вся страна. Так Булгаков затронул тему сталинских репрессий. В фильме В.Бортко позволяет себе кинематографическую вольность: то, о чём у Булгакова сказано лишь обиняком, у режиссёра представлено подробно и точно так, как и происходило в те времена. Есть даже герой, безымянный, но чрезвычайно могущественный, ставший своеобразным олицетворением власти органов НКВД. Его роль исполняет В.Гафт (слайд). Его герой страшен; почему, чем? Безгранична власть Сталина, безгранична власть карающих органов и сопоставима, страшно сказать, с властью самого Воланда. Выходит, время Сатаны уже наступило... Время доносов, подозрительности, выявления врагов и шпионов и последующего их уничтожения. Одной из жертв своего времени стал герой романа Булгакова — Мастер. Но может быть, он стал случайной жертвой? Нет, герой романа, талантливый и погружённый в себя человек, не знал, что нельзя было писать (слайд) роман о Понтии Пилате.
4. Аналитическая беседа и культурологический комментарий к тексту
Почему нельзя было писать роман на “такую странную тему”? Вспомним, о чём беседовали Берлиоз и Иван Бездомный (глава 1). О поэме на антирелигиозную тему, и в связи с этим Берлиоз настойчиво внушал Ивану, что “Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нём — простые выдумки, самый обыкновенный миф”. Советские идеологи вели мощную антирелигиозную пропаганду, в том числе и с помощью художественной литературы. И вдруг появляется роман о Пилате, известном римлянине, который в 26–36 годы новой эры на самом деле был прокуратором Иудеи. Но вы вправе спросить: а при чём здесь та самая пропаганда? А вот послушайте отрывок из Символа Веры, молитвы, читаемой в церквах при христианском богослужении: “Верую во единого Господа Иисуса Христа... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес... и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и страдаша, и погребена”. Символ Веры читается при каждом богослужении, имя Пилата упоминается вместе с именем Иисуса.
В фильме роль Пилата была замечательно сыграна К.Лавровым (слайд). Подумайте, почему на слайде с изображением Понтия Пилата помещены гневные призывы, что они обозначают? “Странная тема” написанного Мастером романа стала поводом для травли, которой он подвергся как писатель, не угодивший власти. Автобиографичность ситуации очевидна: Булгаков многие годы испытывал подобную травлю на себе. А может быть, странным был не роман, не автор и не тема, странным, необъяснимым было время? Иначе как понимать заголовки романов тех лет: Ф.Гладков. «Цемент»; В.Катаев. «Время, вперёд!»; М.Шагинян. «Гидроцентраль»... Если бы булгаковский Мастер выполнял Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года, он не стал бы писать роман о Пилате.
5. Работа с текстом, чтение, беседа
Итак, роман о Пилате не вписывался в то время, в котором жил Мастер. А сами Мастер и Маргарита с их надеждой на счастье? Они кажутся пришельцами из других миров в этой обыденной жизни, где люди более всего обеспокоены квартирным вопросом.
Читается отрывок из главы 13, первая встреча Мастера с Маргаритой (слайд). В фильме В.Бортко достаточно поэтично рассказано об отношениях Мастера и Маргариты, режиссёр использовал, пожалуй, каждую строчку романа, чтобы снять тот или иной кадр. Роли Мастера и Маргариты талантливо исполнены А.Галибиным и А.Ковальчук.
6. Беседа по тексту романа и фильму
Кто чувствует себя вольготно в современной Мастеру Москве? Наглый котяра Бегемот и надувало Фагот (клетчатый). Сопоставим эпизод романа с соответствующими кадрами фильма. Глава 27, «Конец квартиры № 50», отрывок, в котором рассказывается о том, как в квартиру № 50 врываются те (у Булгакова они не имеют конкретного обозначения), кто пытается арестовать неуловимых обитателей вышеназванной квартиры (слайды). Читаем эпизод и размышляем над вопросом: а если бы на месте Коровьева и Азазелло были обыкновенные люди и они знали бы, что их идут арестовывать, как бы они себя вели, что бы они чувствовали? Ожидание ареста, чувство ужаса при мысли, что и тебя, так же, как и сотни других, могут забрать, посадить и объявить врагом народа, было для многих людей (вспомним Мандельштама, его стихи: “Мы живём, под собою не чуя страны...”) постоянным состоянием, “хроническим”. А свита Воланда ничего не боится: в этом запуганном, затравленном мире они чувствуют себя как рыба в воде. Поистине надо быть чёртом, чтобы жить в таком мире. Когда читаешь именно эту главу, возникает странное ощущение: кажется, что с помощью строк, в которых рассказывается о том, как кот издевался над всемогущей “большой компанией мужчин, одетых в штатское” (слайд), Булгаков передаёт нам, нашему времени и нашему поколению свою мечту о том, как оказаться неуязвимым перед теми, кто может прийти за тобой, перед теми, в чьих руках власть и сила.
7. Работа с текстом романа
Итак, вдоволь покуражившись над пришедшими их арестовывать, Коровьев и Бегемот отправляются сначала в Торгсин, куда простым смертным вход был заказан, а потом в “дом грибоедовской тётки”, точнее, в ресторан писательского дома, куда также пускали далеко не всех, а только тех, у кого были “удостоверения” (слайд). Булгаковская сатира достигает здесь настоящего сарказма, достаточно прочесть эпизод из главы 28, когда наши герои с дьявольским ехидством обсуждают, как под крышей этого дома “вызревает целая бездна” писательских талантов, а потом заявляют гражданке, требующей у них “удостоверения”, что “Достоевский бессмертен!”. Булгаков, будучи талантливейшим сатириком, издевательскими похождениями своих героев, их дьявольской безнаказанностью отомстил тем, кто закрыл ему дорогу к читателю, тем, кто, возомнив себя судьями, навешивал ярлыки, критиковал, призывал к расправе.
8. Беседа
В романе о современной писателю Москве, оказывается, есть такая сила, которая сильнее всякой силы... Так чья же власть простёрлась над Москвой? Ну это как сказать: первые слушатели романа (те, кто слушал самого автора) почувствовали, поняли этот параллелизм, эту аналогию — Воланд всесилен, но и Сталин всесилен. Прошло достаточно много времени, и современный читатель эту аналогию не проводит. Режиссёр фильма тоже не навязывает нам это соотношение, несмотря на обилие кадров с представителями органов НКВД. Напротив, завершающая сцена бала в фильме (слайд) дана так, что зрителю ясно, кто по-настоящему “Всесилен!”, как говорит Маргарита. Спрашивается, над кем? Всесилен даже над всесильными — вот к какой мысли приводит нас автор романа Михаил Афанасьевич Булгаков. Зачем же был написан им роман о дьяволе? Послушайте мнение литературоведов: “...Всемогущество главного героя явилось как условие, совершенно необходимое, с точки зрения Булгакова, для художественной модели современности” (М.О. Чудакова), и “...Все эти Берлиозы, Лиходеевы... нуждаются в таком мощном противовесе, чтобы обнаружилось их совершенное ничтожество и бессилие” (Г.А. Лесскис).
Итак, написав роман о сатане, Булгаков в фарсово-гротесковой манере рассказал нам о том, каким было время 30-х годов XX века, какой тогда была Москва. Казалось бы, художественная задача выполнена — ярко, выпукло нарисована сатирическая картина времени. Зачем же нужен роман о Пилате? И опять мнение литературоведа: “Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека... а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечества. Оно посвящено проблеме «доброй воли»... как необходимого существования личности и общества” (Г.А. Лесскис). Автор как бы предлагает нам спасение, спасение от тех, кто всесилен и могуществен. И это спасение заключается в доброй воле отдельно взятого человека. Каждый может оказаться на его месте, каждый может встать перед проблемой выбора, но не каждый изберёт путь, когда “правду говорить легко и приятно”, не каждый изберёт страдание за грехи наши (слайд).
9. Работа с текстом
В романе Мастера главным героем является Пилат, перед ним встала проблема выбора: спасти бродячего философа от казни ценой собственного спокойствия и карьеры или умыть руки и не помешать Каифе совершить преступление. Он сделал выбор, и сразу понял, что ошибся, и раскаялся. Читаем текст романа, глава 26, сон прокуратора (слайд). Это также один из самых удачных кадров фильма.
Во время чтения нам попалась строка: “и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков”. Это слова, которые одинаково важны во все времена. М.А. Булгаков в своём странном, необычном с точки зрения жанра романе говорит простые, обычные вещи: не будь трусом, предателем, подлецом, делай выбор в пользу добра, а уж если ошибся, то пытайся покаяться, и простится тебе, и обретёшь дорогу к свету, как обрёл её Понтий Пилат.
Сделаем вывод: какие задачи были решены писателем благодаря тому, что его роман в жанровом отношении оказался романом в романе, двойным романом? В «Мастере и Маргарите» произошло не просто сближение миров, древнего, ершалаимского и современного, московского (хотя это сближение чувствуется), а соединение всех начал, на которых основывается философия жизни человеческой, философия добра и зла. Несмотря на то что в каждом времени она проявляется по-своему, она вечна, и человек снова и снова встаёт перед проблемой выбора: приспособиться ко злу или защищать добро.
Литература
Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5 / Комментарии Г.Лесскиса, В.Гудковой, В.Земской. М.: Художественная литература, 1992.
Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.
Русская литература XX века: Учебник под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 2002.
Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М., 2005.