Готовимся к ЕГЭ
Анализ лирического произведения
А.Пушкин.
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818
В8. Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?
В9. Синонимом к какому из слов первого четверостишия является слово “упованье”?
В10. Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках “Мой друг, отчизне посвятим”, “Товарищ, верь: взойдёт она” и делает стихотворение эмоциональным.
В11. Выпишите из последнего предложения перифрастический оборот (перифразу), придающий речи особую выразительность.
В12. Определите жанр этого стихотворения. Для этого обратите внимание на название, на интонационные особенности последних двух предложений.
С3. Какую роль в стихотворении Пушкина играет мотив сна и пробуждения?
С4. Какие ещё стихотворения о свободе вам известны и как они перекликаются со стихотворением «К Чаадаеву»?
Ответы и комментарии
B8 | глагол |
B9 | надежда <или > надежды |
B10 | обращение |
B11 | звезда пленительного счастья |
B12 | послание <или> дружеское послание |
Как видно, вопросы части В касаются важных для понимания именно этого стихотворения моментов. Мы проверяем, видят ли ученики, что стихотворение развивается от прошедшего времени к будущему, и подталкиваем их своим вопросом к тому, чтобы они присмотрелись к глаголам, их видо-временным характеристикам и наклонению (задание В8). Нам важно, чтобы ученики поняли значение всех слов и увидели их стилистическую принадлежность, а также выявили ключевые слова (задание В9). Через синтаксические особенности (задание В10) мы придём к разговору о жанре (задание В12). Важность сообщаемого в дружеском послании подчёркивается разными средствами, в том числе и перифразой (задание В11). Все отмеченные особенности лягут в основу письменного анализа, элементы которого нужно включить в задания части С.
Задание С3 подталкивает учеников к тому, чтобы они увидели связь между пробуждением героя в начале стихотворения и надеждой на то, что “Россия вспрянет ото сна” в финале. Возможная логика рассуждения: если каждый “проснётся”, почувствует ответственность за происходящее вокруг, причастность к чему-то большему, чем узкий мир своей жизни, тогда очнётся от векового сна и Россия.
Отвечая на предложенные в задании С4 вопросы, ученики могут вспомнить как стихотворения самого Пушкина (например, «Деревню», «Узника», «Из Пиндемонти» и др.), так и стихотворения других поэтов (особенно Лермонтова, у которого мотивы свободы очень сильны, или Некрасова с его гражданской лирикой).