Я иду на урок
11-й класс
Мы делаем газету о Тургеневе
Урок, на котором мы ставим целью развитие письменной речи, можно провести в форме игры «Мы делаем газету». В ходе такой игры ученики получают роли журналистов, редакторов, корректоров, делятся на четыре группы в соответствии с количеством страниц газеты и создают тексты публицистического стиля. Мы расскажем об опыте работы над газетой о нашем земляке И.С. Тургеневе (она создавалась к его юбилею, но такая привязка в принципе не обязательна).
Первый этап — создание макета большой газеты.
• Школьная газета «И слово звучит»
• Интервью «Орфей собирает друзей»
• Очерк «Когда мы были в Спасском…»
• Заметки «Знаете ли вы, что…»
Первая группа готовит торжественное слово о Тургеневе. В нём должны быть и рассуждение о том, что значит имя писателя для наших современников, и призыв к взрослым и детям читать произведения Тургенева. Необходимо использовать восклицательные и вопросительные предложения, обращения, которые придадут тексту эмоциональность, некоторые общепринятые клише. Ученики подыскивают фотографии для своей страницы, редактор набирает текст на компьютере и вставляет в него соответствующие теме фотографии (так делают представители каждой группы).
Вторая группа составляет вопросы для интервью с одним из участников школьной конференции, посвящённой творчеству И.С. Тургенева. Этот жанр — один из важных для газеты. Чтобы интервью получилось удачным, надо отыскать интересного собеседника, изучить предмет беседы, продумать основные и дополнительные вопросы.
Третья группа работает над очерком, в котором будет описана экскурсионная поездка в Спасское-Лутовиново.
На последней странице ребята из четвёртой группы решили разместить интересные факты из жизни и творчества писателя.
Учитель заранее проверяет материалы и составляет план урока.
1. Отчёт представителей четырёх групп.
2. Лото «Определи ошибку».
3. Взаимное редактирование представленных статей.
4. Результаты редактирования, печать газеты.
5. Подведение итогов урока.
Все работы распечатываются, и на уроке редакторы вначале зачитывают их, а затем обмениваются текстами для взаимопроверки. Используя памятку с видами ошибок, учащиеся внимательно перечитывают сочинения и обсуждают варианты исправления. Заключительный этап игры — объявление результатов редактирования текстов, исправление ошибок в электронном документе и печать школьной газеты.
К уроку потребуются: компьютер, проектор, памятки учащегося, раздаточный материал, статьи в газету, слайды с фотографиями и репродукциями картин, макет газеты, лото.
Прокомментируем этапы урока.
1. Отчёт представителей четырёх групп
Первая группа (1-я страница. «Поздравление») подготовила такой текст.
Уважаемые ученики, учителя и родители!
Поздравляем вас с замечательным событием в культурной жизни нашего края — 190-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Что значит имя всемирно известного писателя для нас сегодня? Безусловно, это великолепное искусство русского слова, в котором Иван Сергеевич Тургенев запечатлел наш любимый орловский край, красоту неброской природы и красоту простого человеческого счастья. Читая такие произведения, как «Записки охотника», «Дворянское гнездо», перед нами встают наши родные места: Орловское Полесье, Спасское-Лутовиново, улицы города Орла. Мы видим в героях произведений наших земляков, живших более 150 лет назад. Среди них — Герасим из рассказа «Муму», настоящий русский богатырь; бескорыстный однодворец Овсяников из «Записок охотника», спасший людей от голода; прекрасная тургеневская девушка Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо», пожертвовавшая своим счастьем во имя высокого долга. В этих героях проявилась вера Ивана Сергеевича Тургенева в великие, неисчерпаемые духовные возможности народа.
Хотя писатель прожил долгие годы вдали от России, но его сердце и мысли всегда были с ней. И.С. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык, “этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.
Дорогие друзья, обязательно прочитайте произведения нашего великого земляка, и перед вами откроется прекрасный поэтический мир, развивающийся по законам красоты!
Учитель. Анализировать и редактировать поздравление будет вторая группа после выступления всех редакторов. А сейчас слово предоставляется руководителю второй группы.
Вторая группа — 2-я страница. Интервью «“Орфей” собирает друзей».
Вот уже три года в нашей школе действует научное общество «Орфей», получившее высокую оценку и награды в городских и областных исследовательских конкурсах. Завершила свою работу школьная конференция «О красоте, природе и человеке», посвящённая 190-летию И.С. Тургенева. Мы составили четыре вопроса и обратились к одному из её участников, ученику 10-го класса Александру Гуркину.
Корреспондент. Саша, не считаешь ли ты, что заниматься исследованием — это нудное и скучное занятие?
А.Г. Я хочу в ответ процитировать слова Александра Сергеевича Пушкина, который считал, что самым интересным на свете является следование за мыслью великого человека. А таковым для меня является Иван Сергеевич Тургенев. Я думаю, что каждый может попробовать свои силы в научной работе, ведь «Орфей» всегда собирает друзей.
Корреспондент. Саша, поделитесь своими впечатлениями о конференции.
А.Г. Сейчас, когда все волнения позади, я могу сказать, что чувствую радость оттого, что всё удалось. Ребята, на мой взгляд, хорошо защитили свои рефераты и исследовательские работы, их было десять.
— Какие из них были наиболее интересными?
— Мне понравились выступления Алёши Рыцарева о театре И.С. Тургенева, Саши Коновалова о языке «Записок охотника» и Логвиновой Насти о пушкинских традициях в творчестве И.С. Тургенева. Тургенев вслед за Пушкиным стремился к наиболее правдивому изображению внутреннего мира человека. И для этого искал художественные средства, способные показать человеческие переживания именно так, как они чаще всего проявляются в жизни.
Корреспондент. Саша, расскажите о своей работе.
А.Г. Ещё в прошлом учебном году я выбрал тему для исследования «Приёмы изображения героев в романах И.С. Тургенева» и начал читать книги «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети», а затем внимательно перечитывал и анализировал тургеневские приёмы: отсутствие прямой авторской характеристики персонажей, приём испытания героев любовью, тайный психологизм. Положительные персонажи, духовно близкие автору, изображаются изнутри их сознания, формами внутреннего монолога. А люди значительные, но далёкие писателю показаны со стороны, в сознании окружающих.
Корреспондент. Саша, мы благодарим тебя за содержательное интервью и желаем тебе успехов в творчестве.
Третья группа — 3-я страница. Эссе «Когда мы были в Спасском…».
Осенью прошлого года мы отправились на экскурсию в Спасское-Лутовиново. Мы хотели надышаться воздухом тургеневского парка и взглянуть на дорогие писателю места, поклониться его малой родине. Эта экскурсия вызвала много чувств и мыслей, которыми поделится с вами Логвинова Настя.
“Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь…”, — просил Иван Сергеевич Тургенев в одном из писем к Полонскому. Пока я перечитываю эти строки, в моём воображении возникают знакомые фотографии усадебного дома, прямых аллей парка и огромного, широко раскинувшего ветви дуба. Это любимое место Тургенева.
Сегодня я иду к усадьбе и сквозь переплетение ветвей вижу светлый деревянный дом с мезонином, за которым высоко несут свои вершины старые деревья парка. Необъяснимое чувство светлой грусти и в то же время умиротворения ощущаешь под сводами вековых деревьев. Хорошо, что здесь не стригут деревья, это придаёт парку заслуженное величие.
А вот и дуб, посаженный самим Тургеневым. Они, конечно, хорошие друзья, человек с мощным талантом и могучее дерево. Здесь особенно понимаешь, почему у писателя было необыкновенно острое чувство природы. Вот мальчишка бежит по аллеям парка, чтобы скрыться в укромном местечке от угроз матери и поделиться с природой своей обидой. А вот высокий старик медленно идёт по дорожке к любимой скамеечке над прудом, чтобы встретить рассвет и получить так необходимую ему духовную поддержку. Между этими мгновениями — целая жизнь, наполненная горестями и радостями, утратами и приобретениями…
Интерьер дома помогает мне перенестись в далёкое прошлое и представить, как Иван Сергеевич принимал здесь своих друзей, как спорил с ними и обсуждал новинки литературы, театральные постановки. А за окнами всё падают листья и стоят деревья-исполины так же, как сто лет назад. Нет, всё-таки что-то изменилось в мире. Наверное, стало светлее и радостнее. Теперь мы можем найти ответы на волнующие нас вопросы в книгах Тургенева, открывшего тайну предназначения человека. Я тоже изменилась благодаря Спасскому и узнала многое о необыкновенном писателе.
Четвёртая группа — 4-я страница. Знаете ли вы, что…
Для нашей страницы мы написали две интересные, на наш взгляд, заметки о предках по линии отца писателя и об одном иллюстраторе книги Ивана Сергеевича Тургенева «Сказки», изданной в Орле.
Подвиг Петра Никитича Тургенева
К отцовской родословной Иван Сергеевич питал особый интерес и вполне заслуженно гордился ею. В отличие от Лутовиновых Тургеневы оставили заметный след в отечественной истории.
С гордостью вспоминал писатель о подвиге Петра Никитича: в эпоху Смуты и польского нашествия в 1606 году в Кремле он бесстрашно обличил Лжедмитрия, бросив ему в лицо всенародное обвинение: “Ты не сын царя Иоанна, а Гришка Отрепьев, беглый монах из Железноборовского монастыря, я тебя знаю!” За это был подвергнут праведник жестоким пыткам и казнён на лобном месте.
История одной книги
В 2005 году в книжных магазинах нашего города появилась чудесная книга И.С. Тургенева «Сказки», в красном переплёте с золотой рамочкой, с красочными иллюстрациями. Вскоре мне подарили это произведение искусства. Оказалось, что иллюстрации к каждой сказке нарисовали орловские дети, среди которых была Катя Чистякова, ученица нашей школы. В этой книге три её рисунка. Особенно мне понравилась иллюстрация к трогательному рассказу «Перепёлка». Катя показала самый важный момент повествования, когда перепёлка отвлекает собаку от своих птенцов.
И в мире людей, и в мире животных матери порой совершают настоящие подвиги, спасая детей.
2. Лото «Определи ошибку»
Учитель. Теперь вы обменялись текстами для взаимного редактирования написанного и попробуете себя в роли редактора и корректора. Вначале давайте повторим виды речевых ошибок с помощью ЛОТО и памятки для учащегося. (Редакторы раздают дидактический материал в своих группах и памятки с видами речевых и грамматических ошибок, начинается соревнование «Кто быстрее и точнее определит вид речевой или грамматической ошибки и устранит её».)
Дидактический материал
1. Это произведение поражает нас своей правдивостью и жизненностью.
2. О войне написано много произведений. Писатели с интересом обращаются к этой теме.
3. Героиня нуждается в постоянном восхищении.
4. Живя в монастыре, мечты преследовали Мцыри.
5. В романе Твардовского «Василий Тёркин» раскрывается тема героизма на войне.
6. Когда мы подъехали поближе, то увидели, что этот куст сирени самый красивейший.
7. Тёркин — это незаурядная личность, которую мы наблюдаем в течение всей поэмы.
8. На другой день Ася изменилась, она не смотрела на рассказчика и хорохорилась.
9. К Вареньке рассказчик относится восторженно, к Гагину он относится по-дружески.
Когда учащиеся заполнят все клетки лото, редакторы вывешивают таблицы с ответами на магнитную доску. Учитель вывешивает образец, проверяет работу учащихся, определяет победителя и даёт слово представителю победившей команды для комментирования.
3. Взаимное редактирование представленных статей.
1. Речевая ошибка. Плеоназм |
2. Речевая ошибка. Тавтология |
3. Речевая ошибка. Лексическая несочетаемость |
4. Грамматическая ошибка. Синтаксическая | 5. Фактическая ошибка. | 6. Грамматическая ошибка. Морфологическая |
7. Речевая ошибка. Канцеляризм |
8. Речевая ошибка. Стилистическая |
9. Речевая ошибка. Повтор слова |
Редакторы раздают несколько копий одного текста в своей группе для внимательного чтения и словари. Затем идёт обсуждение и редактирование текстов.
4. Результат редактирования, поправки в текстах
Поздравление (2-я группа)
Мы редактировали текст поздравления, которое написано в публицистическом стиле, в жанре торжественного поздравления. В тексте прослеживается логичная композиция; переход от поздравления к рассуждению о значении И.С. Тургенева в истории орловского края осуществлён с помощью вопросительного предложения. Текст обладает законченностью, но необычной: авторы сделали концовку побуждающей к действию. Мы считаем, что это оправдано особенностями стиля.
Но в тексте, на наш взгляд, есть речевое и грамматическое нарушения: неоправданный повтор слова “красота” и неверное построение предложения с деепричастным оборотом, который не согласуется со сказуемым, из-за этого искажается смысл. Мы предлагаем такой вариант: первое слово “красота” можно заменить словом “прелесть” (природы). Предложение с оборотом можно исправить так: “Читая такие произведения, как «Записки охотника», «Дворянское гнездо», мы не только следуем за мыслью великого человека, но и с гордостью узнаём наши родные места: Орловское Полесье, Спасское-Лутовиново, улицы города Орла”.
(Редактор первой группы получает проверенный текст и вносит исправления в электронный документ в компьютере.)
Интервью (1-я группа)
Нам понравилось интервью со старшеклассником, потому что в нём сохранилась интонация непринуждённой беседы с интересным человеком. В интервью может использоваться разговорный стиль (короткие простые предложения, глаголы, которые передают меняющееся действие). Повторы в тексте можно считать оправданными.
Но нарушение в логике построения интервью надо устранить. Сначала должен быть вопрос о впечатлениях. Мы предлагаем нашим товарищам первый вопрос поставить в конце статьи, композиция будет более чёткой.
Также в первом предложении есть нарушение: “нудное и скучное занятие”. Это плеоназм. Также мы считаем, слово “нудное” надо заменить на “трудное”, которое сочетается со словом “исследование”.
Очерк (4-я группа)
Сочинение Логвиновой Насти пробудило и в нашей памяти воспоминание о поездке в Спасское-Лутовиново благодаря тому, что автор легко переносится из прошлого в настоящее, откровенно делится своими мыслями. Текст станет лучше, если устранить речевые нарушения, связанные с использованием однокоренных слов — тавтологией: “Хорошо… хорошие друзья”. “Хорошие” можно заменить — “замечательные”. В предложении “Здесь особенно понимаешь” неверный порядок слов, что привело к искажению смысла. Мы предлагаем “особенно” поставить перед “здесь”, чтобы подчеркнуть значимость места.
Заметки (3-я группа)
Заметки нам понравились, для нас это новый познавательный материал, поэтому его можно опубликовать. Но нужно устранить речевые нарушения в заметке «История книги», связанные с неправильным выбором слов: точнее не “показала” эпизод, а изобразила. И в мире людей, и в мире животных матери порой совершают настоящие подвиги, спасая детей. Слово “мать” больше ассоциируется с миром людей, поэтому мы предлагаем такой вариант: “И в мире людей, и в мире животных можно увидеть настоящие подвиги самопожертвования”.
5. Подведение общих итогов урока. Распечатка и вывешивание газеты.
Литература
Капинос В.И. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.
Кожин М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
Лидман-Орлова К.Г. Учимся писать изложение. М.: Дрофа, 2003.
Мартьянова И.А., Сергеева Е.В. Сочинение: пишем на “отлично”. СПб.: Сова, 2002.
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. Тверь: Фамилия, 1995.
Рыбкина О.А. Русский язык и культура речи. Орёл: ОГУ, 2003.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.