Я иду на урок
6–7-й классы
Песня — душа народа
По рассказу И.С. Тургенева «Певцы»
Урок начинается с фронтального опроса.
— О чём этот рассказ?
О состязании двух певцов.
— Как он начинается?
Сначала рассказчик описывает ту деревню, в которой он оказался во время своих прогулок по окрестностям. (Выразительное чтение эпизода со слов “Небольшое сельцо Колотовка…” до слов “Невесёлый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто”.)
— Какое противоречие выявляет рассказчик?
Это народная история, живая, Н.В. Гоголь |
Деревушка бедная, ничего примечательного. Это подчёркивают эпитеты: голый холм, страшный овраг, тощие ракиты; сравнение “овраг сияет, как бездна”. Вид невесёлый, но людей это не смущает, они часто бывают в деревне, причём “охотно”, значит, не только по необходимости, но и по собственному желанию.
— Почему так происходит? К кому или к чему тянутся люди?
В этой деревне есть избушка, называемая “путеводной звездой”, это кабак, в который в мороз и в жару, в счастье и в несчастье любой может зайти и обогреться, получить совет, отдохнуть. Это кабачок “притынный”. “Притынным” называется всякое место, куда охотно сходятся, всякое приютное место. (Примечание автора рассказа.)
— Действительно ли это так? (Даём характеристику Николая Иваныча, хозяина кабака. Самостоятельный анализ фрагмента рассказа со слов “Николай Иваныч — некогда стройный, кудрявый и румяный парень…” до слов “Николай Иваныч женат, и дети у него есть”.)
У Николая Иваныча необыкновенный “дар привлекать и удерживать” вокруг себя людей, он знает быт “и помещичий, и крестьянский, и мещанский”. Хозяин кабака пользуется уважением своих соседей, богатых и бедных, он “человек с влиянием”, может предотвратить любую несправедливость. Одна из важнейших черт характера Николая Иваныча для его гостей: этот человек много повидал, много знает, но “никогда не пробалтывается, не показывает даже виду, что ему и то известно, чего не подозревает самый проницательный становой”. Значит, этому человеку можно доверять!
— Случайно ли то, что состязание происходит именно в этом кабачке?
Нет. Ведь сам хозяин “знает толк во всём, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках”.
— Как рассказчик оказался в кабачке?
Как и все другие, он пришёл именно тогда, когда нуждался в приюте, заботе, спокойном отдыхе, ведь “был невыносимый жаркий июльский день”, “воздух был пропитан душной пылью”, и даже “воды не было близко”, а значит, напиться можно было только в заведении Николая Иваныча. (Инсценирование беседы Моргача и Обалдуя — со слов “Иди, иди же! — залепетал он, с усилием поднимая густые брови…” до слов “…и оба, нагнувшись, вошли в низенькую дверь”.)
— Чем примечателен разговор двух мужчин? Почему он так заинтересовал рассказчика?
Обалдуй завлекал Моргача в кабак. Тому было это не очень интересно, но он оживился, когда узнал, что петь будет Яшка Турок (и не просто петь, а соревнуясь с другим певцом!). Рассказчик быстрее пошёл в кабак, потому что и ему уже сообщали “об Яшке Турке как о лучшем певце в околотке” и он наконец-то услышит его “в состязании с другим мастером”.
Далее следует анализ эпизода с условным названием «Состязание».
План (проверка домашнего задания).
1. Подготовка к состязанию.
2. Слушатели.
3. Поёт рядчик.
4. Убедительная победа Якова.
— Кто был более уверен в своих силах перед состязанием? (Сравнительная характеристика; см. таблицу)
Рядчик из Жиздры | Яшка Турок |
Невысокий плотный мужчина лет 30. Глаза живые. Бойко поглядывал. Одет хорошо (“новый тонкий армяк из серого сукна”). “Начнём, пожалуй, — хладнокровно и с самоуверенной улыбочкой промолвил рядчик, — я готов”. “...показался мне изворотливым и бойким городским мещанином”. |
Худой и стройный человек лет 23. Не мог похвастаться отличным здоровьем. Большие беспокойные глаза. Человек впечатлительный и страстный. “Он был в большом волненье: мигал глазами, руки его дрожали”. “И я готов”, — с волнением произнёс Яков. Он “был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца”. |
Вывод. Конечно, по внешним признакам сразу становится понятно, что рядчик убеждён в своей победе.
— Смог ли доказать рядчик, что он сильнее в пении?
Прежде чем обсудить состязание, надо подробнее познакомиться со слушателями — судьями этого необыкновенного соревнования. (Портретная галерея: словесное рисование и обсуждение рисунков учащихся к рассказу.)
— Зачем рассказчик так подробно рассказывает о слушателях?
В кабачке собираются разные люди, у каждого своя судьба, печаль или радость, они не похожи друг на друга ни по характеру, ни по положению в обществе, ни по достатку. Но есть что-то, способное их объединить, — это любовь к песне. Цель состязания обозначил Дикий Барин. Рядчику он высказал напутствие: “Пой какую хочешь, да только пой хорошо; а мы уж потом решим по совести”. А Якову приказал: “Пой, как Бог тебе велит”.
Работа по вариантам. Анализ эпизодов.
I. От слов “Итак, рядчик выступил вперёд, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом” до слов “…общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом”.
II. От слов “Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой” до слов “… что победа была его”.
Так как это состязание, то необходимо определить критерии, по которым можно выявить лучшего певца.
1. Какую песню пел каждый из соперников?
2. Как он её пел?
3. Как принимали песню слушатели-судьи?
Для описания песни рядчика находится фразеологизм “из кожи вон лез”. Это ключевые слова для понимания действий рядчика. Его интересовало, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Возможно поэтому он выбрал весёлую плясовую песню. Рядчик использовал внешние приёмы, способные приукрасить его исполнение: “играл и вилял” голосом, как юлой, так что трудно было понять слова; демонстрировал “залихватскую, заносистую удаль”. Но всё было напрасно. Слушатели долго не показывали “сильного сочувствия”, никак не реагировали на пение. И только при “одном особенно удачном переходе” они стали поддерживать рядчика, хотя Дикий Барин не расчувствовался и его “выражение губ оставалось презрительным”.
И всё же слово, которым может быть охарактеризовано пение рядчика, произнёс Обалдуй: “Потешил!” Потешил, и только. А что же другой певец? (Звучит фонограмма песни «Ах, не одна во поле дороженька пролегала».)
— Как Яков понял, что победил?
“Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь”. Пение его так подействовало на слушателей, что они “стояли как оцепенелые”. Один рядчик, открыто признав победу Якова, убежал…
— От чего можно оцепенеть?
От страха, от ужаса, от удивления.
— Подберите синоним к слову “оцепенелые”.
Удивлённые, поражённые, заворожённые.
— Чем же заворожил слушателей Яшка Турок? Чем отличалось его пение от пения рядчика?
Уже первый звук его голоса, “трепещущий, звенящий”, подействовал странным образом на всех. С каждым новым звуком Яков изменялся (“он уже не робел”), изменялся и его голос (он “не трепетал более”, “беспрестанно крепчал, твердел и расширялся”). Певец не стремился никого поразить внешними эффектами, да и песню выбрал грустную. Он изливал свою душу (“Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”), а душа слушателя отзывалась тем же (“Он пел… видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным влиянием”). Каждый, слушая песню, думал о своём, что щемило и бередило душу.
— Как вы понимаете выражение “нам сладко становится и жутко”? Что произошло со слушателями?
Единение. Разные люди с разными судьбами чувствовали одно и то же и выражали свои эмоции одинаково: “У меня… закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”; “жена целовальника плакала”; “Николай Иваныч потупился”; “Моргач отвернулся”; “серый мужичок тихо всхлипывал в уголку”; “по железному лицу Дикого Барина… прокатилась тяжёлая слеза”. Песня сделала людей другими: “все вдруг заговорили шумно, радостно”, Николай Иваныч расщедрился на лишнюю осьмушку пива, и даже улыбка Дикого Барина стала добрее. И всем было хорошо!
Подведение итогов
— Какие чувства испытывал Яков, поняв, что он победил?
“Яков наслаждался своей победой, как дитя; всё лицо его преобразилось; особенно его глаза так и сияли счастьем”.
— Почему Яков был счастлив?
Он подарил другим радость, наслаждение от встречи с прекрасным. Это и есть предназначение настоящего таланта.
Завершаем урок обсуждением названия урока и слов эпиграфа. Много споров вызывает финал рассказа — о нём стоит говорить, если класс достаточно подготовленный.
Литература
Борщевская М. Музыка в преподавании литературы // Литература. 2003. № 14.
Валагин А.П. И.С. Тургенев. «Записки охотника». Опыт анализирующего чтения // Литература в школе. 1992. № 3–4. С. 28–36.
Литература. 7-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. 4-е изд. М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2007. Ч. 1. С. 384.
Романичева Е. “Не зубрить малое, а понимать многое”, или Готовим выпускников к анализу произведения малой формы // Литература. 2001. № 47.
Щеблыкин И. Книга о народе. К 140-летию выхода в свет «Записок охотника» И.С. Тургенева // Литература в школе. 1992. № 3–4. С. 23–28.