Курсы повышения квалификации
Педагогический университет «Первое сентября»
Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы
Наталья Рудольфовна ВАНЮШЕВА — завкафедрой культурологии Экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска, почётный работник образования, лауреат конкурса газеты «Литература», автор книг и статей о методике преподавания литературы.
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой — ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие “текст” используется в самом широком его значении.
Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.
Вот почему целью курса является освоение учителем приёмов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами — освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приёмами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.
Учебный план курса
№ газеты | Название лекции |
17 | Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся. |
18 | Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков. Контрольная работа № 1. |
19 | Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации. |
20 | Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом. |
21 | Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса. |
22 | Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся. Контрольная работа № 2. |
23 | Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы. |
24 | Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях. |
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г. |
Лекция № 1.
Чему следует обучать:
российские требования и европейские стандарты
Стратегические нормативные документы, принятые в последние годы в сфере образования, особо подчёркивают важность формирования у учащихся общеучебных навыков и компетентностных качеств. В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» говорится, что “одним из требований современного общества является необходимость раскрыть индивидуальные способности человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность”. Кроме того, стандарт общего образования предполагает “овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры, необходимым условием развития и социализации учащихся”. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается также, что “общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”. Отметим, что такой подход согласуется и с основными требованиями, предъявляемыми выпускникам в европейских странах.
Однако определённые в стратегии российского образования задачи не могут быть полностью реализованы из-за ряда противоречий. С одной стороны, в нормативных документах определены приоритетные направления российского образования, но с другой — они не подкреплены научно-методической базой, способной обеспечить их успешную реализацию. Кроме того, хотя в нормативных документах написано, что школа должна развивать в ребёнке общеучебные навыки и компетентности, никто не знает, как это делать, особенно в системе. В результате на деле многие творчески настроенные учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать программы по предметам и создавать для них методическое сопровождение, что отнюдь не способствует успешной реализации программы развития российского образования.
Между тем практика показала, что если не в масштабах государства, то в рамках одного образовательного учреждения или даже региона проблемы частично решить можно. Такой опыт имеется в экономико-математическом лицее № 29 г. Ижевска (ЭМЛи), и именно о нём пойдёт речь в предстоящем цикле лекций. В лицее существует кафедра культурологии, объединившая словесников, историков и учителей МХК. Коллективом кафедры разработан, апробирован и на протяжении пятнадцати лет успешно реализуется синхронизированный курс изучения истории, литературы и МХК с 5-го по 11-й класс (ему посвящён специальный номер газеты — см. «Литература». 2008. № 10). На его основе постепенно сложилась (и теперь уже описана и готова к трансляции) система по формированию и практическому применению общеучебных навыков. Если говорить проще, то учителя трёх предметов договорились друг с другом о том, какие навыки, в какой последовательности, на каком этапе и как именно должны формироваться в ученике — и делают это целенаправленно, от четверти к четверти, от класса к классу.
В основе системы лежит классификация общеучебных умений и навыков. Они подразделены нами на четыре группы:
• учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;
• учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных задач;
• учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач;
• учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество и организацию совместной деятельности.
Определены нами и единые принципы формирования общеучебных умений и навыков:
• принцип доступности (алгоритмы);
• принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в период знакомства и освоения);
• принцип усложнения (внутри навыка);
• принцип преемственности (связь навыков в разных параллелях в период закрепления и углубления);
• принцип дополнения (внесение нового навыка).
Как показала многолетняя практика, принцип единства требований к формированию общеучебных навыков вовсе не мешает учителю заниматься именно своим предметом. Напротив, он очень удобен — и для ученика (не испытывает стресса, подстраиваясь к требованиям каждого учителя, видит преемственность историко-культурных и литературных процессов, накапливает опыт жизненно важных навыков в системе), и для самого педагога (можно проводить межпредметный контроль и организовывать творческие проекты).
5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс |
Научить сравнивать явления и объекты одного порядка, обобщать полученные данные и фиксировать результаты работы в сравнительных таблицах. Научить самостоятельно разрабатывать критерии для сравнения |
Научить сравнивать явления разного порядка, развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результаты работы как в виде различной текстовой информации (развёрнутое суждение, сравнительная характеристика), так и в виде различных графических изображений |
Сформировать навык сопоставления: выполнять сопоставительный анализ различных видов информации, явлений, ситуаций… с выявлением причинно-следственных связей | Развивать навык сопоставления: сопоставлять и анализировать различные мнения, оценки, позиции по какой-либо проблеме |
Для того чтобы удобно было ориентироваться в созданной системе общеучебных навыков, мы оформили их в виде таблицы. По ней можно не только планировать совместную межпредметную деятельность, но и следить за процессом развития ученика. Фрагмент таблицы представлен вверху.
Кроме того, подобные таблицы-планы помогают выявлять у детей проблемы, связанные с формированием общеучебных умений и навыков, что в свою очередь позволяет учителям вносить коррективы в собственное планирование по предмету или проводить соответствующие консультации. Этой таблицей пользуются и учителя естественных и точных дисциплин: при составлении многих предметных заданий они учитывают общие требования по формированию тех или иных общеучебных навыков. Например, ранее учителя, преподающие «Природоведение» или «Окружающий мир», в 5–6-х классах (и даже в начальной школе), задавали ученикам писать рефераты или тезисы к статьям, мотивируя тем, что они в своё время в этом маленьком возрасте их тоже писали. Наша таблица позволяет учителям увидеть, что навык реферативной работы формируется гораздо позже. Подобных казусов, к сожалению, было немало; созданная нами система позволила их избегать.
Общеучебные навыки надпредметны по своей природе. Каким же образом они соотносятся собственно с предметными задачами, в частности на уроках литературы? Рассмотрим этот вопрос на примере навыка сравнения. Сравнивать и сопоставлять какие-то предметы или явления в жизни, в окружающем мире — одно из главных умений человека, который познаёт мир, как известно, в сравнении. На уроках литературы мы тоже часто даём задания на сравнение или сопоставление, например, составить (устно или письменно) сравнительную характеристику образов героев. Однако невозможно научить сразу ученика выполнять эту работу качественно — необходимы определённые этапы (см. таблицу внизу):
5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс |
Сравнить образы героев (Царица и Царевна у Пушкина), образ Солнца у разных народов… выделять главный критерий для сравнения, последовательно выявлять общее и различное, обобщать результаты сравнения | Сравнивать образы словесные, живописные и скульптурные, относящиеся к разным историческим эпохам | Развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи | Уметь сопоставлять различные критические оценки, мнения по произведению, соотносить с собственной оценкой |
Из таблицы видно, что, занимаясь своим предметом, мы одновременно развиваем общеучебные навыки — и наоборот (подробнее см. лекцию № 2). Кроме того, легко проследить, как при формировании общеучебных навыков соблюдаются принципы преемственности, усложнения и дополнения.
Систематическая работа над общеучебными навыками позволила нам рассматривать их как основу для формирования образовательных компетенций. Избегая теоретических определений, предлагаем на примере одного текста рассмотреть, какие общеучебные навыки можно развивать и с какими компетентностными качествами они могут быть связаны (текст можно предлагать ученикам разных классов — мы делали это начиная уже с пятого).
И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»
Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без конца, куда ни взглянешь!
И над этой песчаной пустыней, над этим морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.
Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?
А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.
Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского.
Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?
Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс. И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И также безмолвны и загадочны их речи.
Только где твой Эдип?
Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!
Декабрь, 1878
Любой текст следует прочитать и понять, о чём в целом идёт речь. В данном тексте — о сфинксе. Но не только. Ученики отметят, что сфинкс у Тургенева разный. Как правило, говорят о трёх сфинксах — египетской скульптуре, образе-загадке и “русском сфинксе”. Для подтверждения выделенной информации ученики должны найти в тексте детали. Начинается работа по осмыслению содержания текста.
- “Над песчаной пустыней”, “громадная голова египетского сфинкса”, “крупные, выпяченные губы”, “неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри”, “глаза, длинные, под двойной дугой высоких бровей”.
- “Полусонные, полувнимательные глаза” — “что-то хотят сказать они!”, “один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь”.
- “Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён…”, “русская косточка”, “да, и ты тоже — сфинкс”.
Найдя в тексте И.С. Тургенева детали, которые представляют образы трёх разных сфинксов, ученики по сути применили навык “выделить главное”. Однако полученный результат провоцирует далее такую работу с текстом, выполнение которой потребует от ученика компетентностного подхода. В частности, ученик должен обнаружить недостаточность информации во всех трёх направлениях рассматриваемого образа, сформулировать вопросы (это применение общеучебных навыков) и наметить способы поиска ответов на поставленные вопросы, спланировать самостоятельно свои действия на пути поиска ответов (уже компетентностный подход).
Вот примерные вопросы, которые возникают у учеников (формулируют самостоятельно).
• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно?
• Какие ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных глаз”, придают образу загадочность?
• Тургенев видел взгляд сфинкса таким, а есть ли иное восприятие?
• Русский мужик и египетская скульптура — такие далёкие культурные и исторические образы. Почему у писателя возникло желание их сравнить?
• Кто такой Эдип?
Пятиклассник, конечно, не может самостоятельно решить весь комплекс задач, однако ему под силу многое. Например, он ставит задачу найти недостающую информацию о египетском сфинксе в энциклопедиях, справочниках, в Интернете. Таким же образом он узнает об Эдипе и прочтёт миф о загадке сфинкса. Что касается осмысления линии “русский мужик — тот же сфинкс”, то в 5-м классе, конечно, без помощи учителя ученик не справится (необходимо знание биографии И.С. Тургенева, особенностей его творчества, контекста времени), но страшеклассникам это будет под силу.
Между тем компетентный ученик в 5-м классе может поставить себе другую задачу и самостоятельно её решить. Эта задача вновь ставится через вопрос: “Только ли Тургенев обращался в своём творчестве к образу сфинкса?” Найти информацию для её решения в современных технических условиях несложно: достаточно набрать в поисковом окне Интернета ключевые слова. Ученик получит множество примеров из русской поэзии XIX–XX веков, что в свою очередь повлечёт за собой постановку следующих задач, в частности сопоставление информации из различных по жанру текстов. Например:
Эдипа сфинкс, увы! он пилигрима
И ныне ждёт на жизненном пути,
Ему в глаза глядит неумолимо
И никому он не даёт пройти.
Как в старину, и нам, потомкам поздним,
Он, пагубный, является теперь,
Сфинкс бытия, с одним вопросом грозным,
Полукрасавица и полузверь.
(К.Павлова)
Сфинкс, не разгаданный до гроба, —
О нём и ныне спорят вновь;
В любви его роптала злоба,
А в злобе теплилась любовь.
(П.Вяземский)
Безусловно, ученик старшего класса, работая с подобным текстом, сможет реализовать больше компетентностных качеств, причём разных. Однако на данном примере мы показали, что даже пятиклассник, если его научить, способен проявить приобретённые умения и навыки в нетипичной ситуации (одно из главных требований компетентностного подхода) — формулировать задачу и решать её самостоятельно.
Последовательность работы с миниатюрой И.С. Тургенева «Сфинкс» при компетентностном подходе можно представить в виде следующих блоков.
Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом:
• сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• определить наиболее общую, доминирующую идею текста.
Выявление информации:
• определить основные элементы текста;
• найти необходимые единицы информации.
Понимание текста:
• сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию;
• обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, своих мыслей;
• сделать заключение о намерении автора.
Осмысление содержания текста:
• связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников;
• найти доводы в защиту своей точки зрения.
Осмысление формы текста:
• определить (выявить) композицию текста;
• слышать авторский голос, различать авторские оценки изображаемого;
• дать стилистический комментарий.
Несложно заметить в выделенных выше задачах требования, которые предъявляются учащимся на международном тестировании PISA. Основное требование — ученик должен проявить компетентность в постановке и решении различных задач. Под компетентностью эдесь понимается “способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях”, при этом учитывается “интегративный характер такой способности — то, что одно умение может компенсироваться другим”.
Печальный итог участия наших школьников в тестах PISA известен. Специалисты, анализировавшие результаты, выявили ряд дефицитов в учебных умениях наших школьников, среди которых есть те, что имеют прямое отношение к нашему предмету.
• Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д.
• Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.
• Нет привычки видеть детали.
• Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.
Одним словом, российские школьники, согласно выводам комиссии, “не умеют работать с текстовой информацией”. Между тем работа по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся как раз и позволяет решить проблему с теми или иными дефицитами. Более того, решение возможно не только в старшем звене, но и в среднем, на раннем этапе.
Для того чтобы понять, насколько наши задачи совпадают с требованиями международного тестирования, мы составили сравнительную таблицу, из которой видно, что развитие общеучебных умений и навыков при работе с текстами на уроках литературы (гуманитарных предметов в целом) соответствуют этим требованиям. Приводим фрагмент таблицы.
Требования к заданиям PISA | Общеучебные навыки |
• выбрать из текста ответ на вопрос • придумать заголовок • сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста • отделить основные идеи от второстепенных • определить основные составляющие графика или таблицы • связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников • найти доводы в защиту своей точки зрения |
• формулирование вопросов различного вида и типа • формулирование темы урока, творческого задания, текста • выделение главной мысли и темы текста • классификация информации • преобразование одного вида текстовой информации в другой • сопоставление оценок, мнений • владение правилами и видами доказательств |
Назвав в качестве одной из причин неудачи российских школьников в международном тестировании “неумение работать с информацией”, комиссия далее конкретизировала этот вывод: учащиеся не умеют “сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию”. Как показывает опыт, решить проблему возможно на итоговых уроках по теме или уроках контроля знаний, причём с использованием межпредметной связи. Этой теме мы посвятим отдельное занятие, сейчас же приведём в качестве примера межпредметную контрольную работу для 7-го класса (она прошла в контексте изучения древнерусской истории, культуры и литературы).
Основание города
Представьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и вам надо основать город. Причины для этого могут быть разные: например, вы князь, вам нужна опорная точка, центр, столица или пришло время развивать торговые связи с соседями, оборонять границы от воинственных племён.
Утилитарные соображения понятны: нужно, чтобы были пути — сухопутные и водные. А ещё лучше, чтобы это был перекрёсток. Место должно быть и на виду, и хорошо защищено.
Однако практические цели строительства города были у наших предков не единственными. Место должно быть обязательно красивым. Гармония — необходимый признак сакрального, следовательно, ваш город должен стать естественной, органичной частью ландшафта. (По материалам статьи журнала «Человек без границ».)
Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.
Задание 2: прочитайте фрагменты стихотворений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите планы-схемы кремлей старинных русских городов.
1. Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!2. На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад!3. Он как камень дорогой,
Красивый, драгоценный, золотой.
Сплошною крепкою стеной
Лежит на зелени равнинной.4. И солнце его купола золотит.
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.5. Временем не стёрта — припорошена,
Создана руками чёрной нелюди,
Красота церквей, как гуси-лебеди,
Унесёт назад в святое прошлое.
Здесь не в сказках на мосту калиновом
Бились с ворогом за землю русичи,
Погибали и вставали тысячи,
И пылал на небе звон малиновый.
Смотрят мудро арки вековых ворот,
Крепостной стены бойницы узкие...
Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис. Опишите ваш город: место, обязательные элементы его, выбрав любой вариант записи — текст или схемы.
Задание 4: используя полученную информацию, раскройте тезис: “Закон гармонии есть во всех творениях Вселенной, и древние строители следовали ему”, то есть сформулируйте вопросы (запишите их) и ответьте на них.
Задания контрольной работы, как видно, сочетают в себе применение компетентностных качеств и общеучебных навыков. Работа межпредметная: в основе заданий знания по истории древнерусского периода о строительстве городов, знания особенностей русского зодчества. Формулировки же заданий предлагают ученикам реализовать как общеучебные навыки, так и предметные. Например, в № 3 (“опишите ваш город”), выбрав в качестве варианта записи текст, ученик создаёт образ города и, включив цитаты из стихотворений, художественно описывает его (см. подробнее лекцию № 2). А умение читать планы-схемы, по сути, реализация такого компетентностного качества, как умение ориентироваться на местности по карте.
Подведём итоги. Успешность формирования общеучебных навыков и компетентностных качеств, о которой говорится в нормативных документах российского образования, во многом зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Возможность решения задач современного образования — объединение учебных дисциплин, в частности гуманитарных, в систему. А такая система становится основой для создания единства требований к формируемым умениям и навыкам.
Каким образом можно решить отмеченные задачи на уроках литературы — материал следующих лекций.
Вопросы для повторения
1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств?
2. Что подразумевают под компетентностью?
3. Что значит компетентностный подход при работе с текстом?
4. Какова основная причина провала российских школьников на международном тестировании?
Литература
Каспржак А., Митрофанов К. и др. Почему наши школьники провалили тест PISA // Директор школы. 2005. № 4–5.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004.