Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2009

Я иду на урок
Современная поэзия

Вместе с прошлым, 16-м номером читатели «Литературы» получили брошюру Н.В. Беляевой, посвящённую обзору поэтических течений и имён современной поэзии. Это определение в школе традиционно понимается расширительно: поэзия (и вообще литература) последнего полувека. Нам показалось любопытным развернуть материал брошюры в цикл занятий — уроков со старшеклассниками или семинаров на соответствующем элективном курсе. Разработок по современным поэтам для школы мало, учителя постоянно жалуются на их нехватку. Надеемся, что наша новая рубрика восполнит этот пробел. На её страницах вы встретитесь и с признанными мэтрами, и с поэтами более молодыми, чьё творчество ещё не уложено в рамки твёрдых оценок.

Первую встречу в новой рубрике мы решили отдать Арсению Тарковскому, протянувшему своей поэзией нить от Серебряного века к новому рубежу веков. Предлагаемый урок может быть проведён после изучения лирики поэтов Серебряного века.

Отблески русской классической поэзии в творчестве Арсения Тарковского

Главное для меня — это поэзия, которую
я понимаю как жизнетворение.


Арсений Тарковский.
Автобиография1

Занятие можно начать не с объявления его темы, а с прослушивания известной песни «Вот и лето прошло» на стихи Арсения Тарковского (автор музыки М.Фрейдкин). Песню можно найти на сайте «Музей шансона» (http://www.shansonprofi.ru/archiv/lyrics/freidkin/p1/freidkin_vot_i_leto_proshlo. html). Маловероятно, что школьники знают, кем написан её текст. Этим будет создана ситуация удивления, и через известное (популярную песню) произойдёт “вхождение” в неизвестное — художественный мир поэта. После этого можно объявить тему занятия.


Материалы о жизни и творчестве А.Тарковского можно найти в «Википедии» (http://ru.wikipedia.org/wiki/), откуда по ссылкам можно отыскать тексты его стихотворений (http://stroki.net/content/blogcategory/54/67/, портреты поэта, стихи в авторском исполнении в формате mp3, а также побывать в интернет-музее Арсения Тарковского (http://a88.narod.ru/ars00.htm). В подготовке к уроку можно использовать стихотворения Тарковского, помещённые в антологии В.В. Агеносова и К.Н. Анкудинова «Современные русские поэты» (М.: Вербум-М, 2006. С. 11–17).

Разговор о Тарковском начинается с обращения к эпиграфу: Что такое “жизнетворение”? Почему Тарковский считал, что поэзия способна “творить жизнь”?

Обобщая мнения школьников, учитель прочитает ещё одно высказывание поэта: “Если бы меня спросили перед смертью — зачем ты жил на этой земле, чего добивался, чего хотел, чего искал и чего жаждал, я бы, не помедлив ни минуты, ответил: «Я мечтал возвратить поэзию к её истокам, вернуть книгу к родящему земному лону, откуда некогда вышло всё раннее человечество…»”

В начале занятия можно рассмотреть со школьниками портрет поэта, обратить внимание на выражение его лица.

Индивидуальное домашнее задание. Используя интернет-ресурсы, составить галерею портретов Тарковского разных лет, выбрать из них несколько изображений и подобрать к ним подписи из стихов поэта. (Если задание было опережающим, то галерею портретов можно показать на уроке.)

Главные вехи биографии и творческого пути Тарковского сообщает классу учитель. Попутно в сообщение учителя включается чтение и анализ стихов.

Слово учителя

Поэт Арсений Александрович Тарковский (1907–1989), отец знаменитого кинорежиссёра Андрея Тарковского, родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде, уездном городе Херсонской губернии (теперь Кировоград, Украина), в семье революционера, бывшего члена партии «Народная воля». Стихи Арсений Тарковский начал писать с детства. Любимыми поэтами были Михаил Лермонтов и украинский поэт Григорий Сковорода. После окончания семилетки юноша покидает родной город и скитается по Украине, Крыму и России. Впечатления этих лет, главным из которых было постоянное чувство голода, он позднее переосмысливает и включает в свои стихи.

(Чтение стихотворения «Кухарка жирная у скаред…»).

* * *

Кухарка жирная у скаред
На сковородке мясо жарит,
И приправляет чесноком,
Шафраном, уксусом и перцем,
И побирушку за окном
Костит и проклинает с сердцем.
А я бы тоже съел кусок,
Погрыз бараний позвонок
И, как хозяин, кружку пива
Хватил и завалился спать:
Кляните, мол, судите криво,
Голодных сытым не понять.
У, как я голодал мальчишкой!
Тетрадь стихов таскал под мышкой,
Баранку на два дня делил:
Положишь на зубок ошибкой...
И стал жильём певучих сил,
Какой-то невесомой скрипкой.
Сквозил я, как рыбачья сеть,
И над землёю мог висеть.
Осенний дождь, двойник мой серый,
Долдонил в уши свой рассказ,
В облаву милиционеры
Ходили сквозь меня не раз.
А фонари в цветных размывах
В тех переулках шелудивых,
Где летом шагу не ступить,
Чтобы влюблённых в подворотне
Не всполошить? Я, может быть,
Воров московских был бесплотней,
Я в спальни тенью проникал,
Летал, как пух из одеял,
И молодости клясть не буду
За росчерк звёзд над головой,
За глупое пристрастье к чуду
И за карман дырявый свой.

1957

Индивидуальное домашнее задание. Сравните мироощущение лирического “я” стихотворения А.Тарковского «Кухарка жирная у скаред…» со стихами Н.Заболоцкого «На рынке», «Свадьба», «Пекарня», «Рыбная лавка» (по выбору учащихся).

К середине 1920-х годов поэт обосновался в Москве. В это же время были опубликованы его первые стихи, но до Великой Отечественной войны стихотворных публикаций было мало, а переводов много — более восьмидесяти тысяч стихотворных строк туркменских, армянских, грузинских классиков и современных поэтов. “Кто-то из друзей, — пишет Тарковский в автобиографии, — советовал мне издать мои стихи под видом переводов, но я на это не пошёл не столько из-за чрезмерного авторского самолюбия, сколько из-за полнейшего равнодушия ко всякого рода авантюризму”.

С 1941 по 1943 год Тарковский был на фронте, работал в редакции военной газеты 11-й (потом 16-й гвардейской) армии, но его военная служба закончилась задолго до окончания войны. После тяжёлого ранения поэту ампутировали ногу, и он снова взялся за переводы.

(Чтение стихотворения «Переводчик»).

Переводчик

Шах с бараньей мордой — на троне.
Самарканд — на шахской ладони.
У подножья — лиса в чалме
С тысячью двустиший в уме.
Розы сахариной породы,
Соловьиная пахлава,
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Полуголый палач в застенке
Воду пьёт и таращит зенки.
Всё равно. Мертвеца в рядно
Зашивают, пока темно.
Спи без просыпу, царь природы,
Где твой меч и твои права?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Да пребудет роза редифом,
Да царит над голодным тифом
И солёной паршой степей
Лунный выкормыш — соловей.
Для чего я лучшие годы
Продавал за чужие слова?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Зазубрил ли ты, переводчик,
Арифметику парных строчек?
Каково тебе по песку
Волочить старуху-тоску?
Ржа пустыни щепотью соды
Ни жива шипит, ни мертва.
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.

1960

С каким чувством в стихотворении описывается деятельность переводчика с восточных языков?

Индивидуальное домашнее задание. Составьте лексический и культуроведческий комментарии к стихотворению «Переводчик».

Военные впечатления А.Тарковского отразились в его послевоенных стихах.

(Чтение стихотворений «Проводы» и «Иванова ива».)

Проводы

Вытрет губы, наденет шинель
И, не глядя, жену поцелует.
А на улице ветер лютует,
Он из сердца повыдует хмель.

И потянется в город обоз,
Не добудешь ста грамм по дороге,
Только ветер бросается в ноги
И глаза обжигает до слёз.

Был колхозником — станешь бойцом.
Пусть о родине, вольной и древней,
Мало песен сложили в деревне —
Выйдешь в поле, и дело с концом.
А на выезде плачет жена,
Причитая и руки ломая,
Словно чёрные кони Мамая,
Где-то близко, как в те времена,
Мчатся, снежную пыль подымая,
Ветер вьёт, и звенят стремена.

1943

Иванова ива

Иван до войны проходил у ручья,
Где выросла ива неведомо чья.

Не знали, зачем на ручей налегла,
А это Иванова ива была.

В своей плащ-палатке, убитый в бою,
Иван возвратился под иву свою.

Иванова ива,
Иванова ива,
Как белая лодка, плывёт по ручью.

1958

Есть ли разница в изображении войны в стихотворении, написанном “по горячим следам”, и стихотворении, созданном значительно позже?

Какие черты русского фольклора можно заметить в этих стихотворениях?

Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте военную лирику А.Тарковского со стихами о войне поэтов Серебряного века: «Наступление» и «Вой­на» Н.Гумилёва, «На кортике своём: Марина…» и «Юнкерам, убитым в Нижнем» М.Цветаевой, «Июль 1914» и стихи из цикла «Ветер войны» А.Ахматовой (по выбору учащихся).

В 1946 году издательство «Советский писатель» подготовило к печати первую книгу стихов поэта, но ей не суждено было дойти до читателя. После всех корректур книга была снята с производства. Сам Тарковский связывал это с постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград» и написал в автобиографии: “…К ним ни я, ни мои стихи не имели никакого отношения”. Его первая (!) книга стихов «Перед снегом» вышла только в 1962 году, когда поэту было уже 55 лет, а затем, в 1966 году, — вторая книга «Земле — земное».

Как признавался сам поэт, он с сердечной благодарностью вспоминал прекрасных русских поэтов, с которыми судьба связала его “более или менее близким знакомством: О.Э. Мандельштама, Э.Г. Багрицкого, А.А. Ахматову, М.И. Цветаеву, Н.А. Заболоцкого и многих других”. Он подчёркивал: “Также очень много дали мне знакомство и дружба с художниками и музыкантами, любовь к их искусству. И ещё к астрономии, занятиям которой я предавался с детства до недавнего времени”.

(Чтение стихотворения «Телец, Орион, Большой Пёс”.)

Телец, Орион, Большой Пёс

Могучая архитектура ночи!
Рабочий ангел купол повернул,
Вращающийся на древесных кронах,
И обозначились между стволами
Проёмы чёрные, как в старой церкви,
Забытой богом и людьми.
Но там
Взошли мои алмазные Плеяды.
Семь струн привязывает к ним Сапфо
И говорит:
“Взошли мои алмазные Плеяды,
А я одна в постели, я одна.
Одна в постели!”

Ниже и левей
В горячем персиковом блеске встали,
Как жертва у престола, золотые
Рога Тельца,
и глаз его, горящий
Среди Гиад,
как Ветхого Завета
Ещё одна скрижаль.
Проходит время,
Но — что мне время?
Я терпелив,
я подождать могу,
Пока взойдёт за жертвенным Тельцом
Немыслимое чудо Ориона,
Как бабочка безумная, с купелью
В своих скрипучих проволочных
лапках,
Где были крещены Земля и Солнце.

Я подожду,
пока в лучах стеклянных
Сам Сириус —
с египетской, загробной,
собачьей головой —
Взойдёт.

Мне раз ещё увидеть суждено
Сверкающее это полотенце,
Божественную перемычку счастья,
И что бы люди там ни говорили —
Я доживу, переберу позвёздно,
Пересчитаю их по каталогу,
Перечитаю их по книге ночи.

Незадолго до смерти Тарковский пишет ряд стихов о поэте и поэзии, продолжая тем самым вечную тему русской лирики.

(Чтение стихотворения «Меркнет зрение — сила моя…», 1977).

Меркнет зрение — сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жёстких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.

Докажите, что в этом стихотворении воплощается традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии. Что нового вносит в развитие этой темы Тарковский?

Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение А.Тарковского «Рифма» (1958) со стихотворением А.Пушкина «Рифма — звучная подруга…». В чём, по мнению А.Тарковского, величие слова и рифмы?

Вторая половина занятия может быть организована как практикум с использованием групповой формы работы.

Задания для работы в группах

Группа 1. Дайте интерпретацию стихотворения А.А. Тарковского «Как Иисус, распятый на кресте…», используя следующие вопросы или предложив свой путь анализа.

1. Какие философские проблемы поднимает автор в стихотворении?
2. Как в нём переосмысливается известный евангельский сюжет?
3. Каков эмоциональный пафос текста? Как он создаётся?
4. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему?

* * *

Как Иисус, распятый на кресте,
Зубец горы чернел на высоте
Границы неба и приземной пыли,
И солнце поднималось по кресту,
И все мы как на каменном плоту,
По каменному океану плыли.
Так снилось мне.
Среди каких степей,
В какой стране, среди каких нагорий
И чья душа, столь близкая моей,
Несла своё слепительное горе?
И от кого из пращуров своих
Я получил наследство роковое —
Шипы над перекладиной кривою,
Лиловый блеск на скулах восковых
И надпись над поникшей головою?

1962

Группа 2. Сопоставьте стихотворение Тарковского «Посредине мира» со стихотворением Фета «На стоге сена ночью южной…».

1. Составьте к каждому стихотворению краткий лексический и культуроведческий комментарий.
2. Как каждый из поэтов решает проблему вза­имоотношений Человека и Мира?
3. Что в стихотворении Тарковского созвучно поэзии “золотого века”?

А.А. Тарковский
Посредине мира

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост —
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времён грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
Я прошлое кляну, как нищий царь.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И — боже мой! — какой-то мотылёк,
Как девочка, смеётся надо мною,
Как золотого шёлка лоскуток.

1958

А.А. Фет

* * *

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль нёсся к бездне полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.

<1857>

Группа 3. Сопоставьте стихотворение Тарковского «Перед листопадом» со стихотворением Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…».

• Определите тему и главную мысль каждого стихотворения.
• В чём общность и различие лирического “я” этих стихотворений?
• Какие художественные детали помогают понять ощущение мира у каждого поэта?
• Найдите в стихотворениях черты поэзии акмеизма.

А.Тарковский

Перед листопадом

Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь жёлтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моём.
Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потёмках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.
Если считаться начнём, я не вправе
Даже на этот пожар за окном.
Верно, ещё рассыпается гравий
Под осторожным её каблуком.
Там, в заоконном тревожном покое,
Вне моего бытия и жилья,
В жёлтом, и синем, и красном — на что ей
Память моя? Что ей память моя!

1929

А.Ахматова

* * *

Небывалая осень построила купол высокий.
Был приказ облакам этот купол собой
не темнить,
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда подевались студёные влажные дни?
Изумрудною стала вода замутнённых каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских
и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший
в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный
подснежник...
Вот тогда подошёл ты, спокойный, к крыльцу
моему.

1922

Группа 4. Сопоставьте стихотворение Тарковского «Петровские казни» с картиной Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Передо мною плаха
На площади встаёт,
Червонная рубаха
Забыться не даёт.
По лугу волю славить
С косой идёт косарь.
Идёт Москву кровавить
Московский государь.
Стрельцы, гасите свечи!
Вам, косарям, ворам
Ломать крутые плечи
Идёт последний срам.
У, буркалы Петровы,
Навыкате белки!
Холстинные обновы.
Сынки мои, сынки!

1958

1. Составьте к стихотворению лексический и культуроведческий комментарий.
2. Каков эмоциональный пафос каждого произведения?
3. Проанализируйте цветовые образы стихотворения и сравните их с колоритом картины.
4. В чём общность и различие главных образов картины и стихотворения? Можно ли доказать, что Тарковский “рисует словом”?

После отчёта каждой группы подводятся итоги.

Итоги занятия. Лирике Тарковского присущи черты, свойственные русской поэзии классического периода. Вслед за Тютчевым и Фетом Тарковский воспринимает мир в единстве человека и природы. Она мудра и разумна, а человек не царь природы, а неразумный сын её. Только приблизившись к тайнам бытия, познав их, он перестаёт бояться смерти, побеждает её. Для лирики Тарковского характерны образы-символы, интерес к тайным и неразгаданным знакам, глубокая и тонкая символика русского фольклора, а также свойственная акмеистам предметность мира, его “вещность”.

У Тарковского есть поэтический цикл из четырёх стихотворений, который называется «Пушкинские эпиграфы» (1976–1977). На слова первого стихотворения из этого цикла «Почему, скажи, сестрица…» современные барды Вадим и Валерий Мищуки написали песню (см. http://bards.ru/old_audio/2532.php/).

Её прослушивание в финале урока не только станет звеном, связывающим лирику Тарковского с традициями русской классической поэзии, но и эмоциональным аккордом, завершающим разговор о самобытном поэте. Его стихи теперь открыты старшеклассникам для самостоятельного чтения и раздумий над поэтическими строками.

Если есть возможность, то классу можно продемонстрировать фрагменты фильмов Андрея Тарковского «Сталкер» и «Зеркало», в которых звучат стихи его отца.

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Тарковского. Сделать письменный анализ стихотворения Тарковского или сопоставительный анализ стихотворений Тарковского и поэтов Серебряного века.

Примечание

1 Здесь и далее цитаты даны по изданию: Тарковский Арсений Александрович. Избранное. Смоленск: Русич, 2002.

Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО
Рейтинг@Mail.ru