Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2009

Я иду на урок
11-й класс

Александр Куприн: материалы из хрестоматии для школьников

Он “так влюблён в земную заманчивую красоту, что готов боготворить каждый её осколочек, каждую пылинку”. Эти слова из романа Куприна «Юнкера» можно поставить эпиграфом к рассказу о жизни и творчестве писателя. Ненасытность к жизни, страсть ко всему прекрасному — вот что отличало личность этого большого художника.

Родился писатель в Пензенской губернии. Отец — мировой судья, разночинец. Мать — из обедневших дворян. О времени юности Куприна мы узнаём из автобиографической повести «Кадеты». Однажды, на склоне лет, когда репортёры предложили Александру Ивановичу написать автобиографию, он ответил, что всё его творчество автобиографично, то есть основано на том, что сам писатель пережил, перечувствовал и передумал. Воистину, это была “остросюжетная” биография: служба в армии, репортёрство, спорт, путешествия, редактирование журнала, цирк, зубоврачебное дело, в водолазном костюме он опускался на морское дно, летал на самолёте и воздушном шаре, в его жизни была большая любовь, тоска эмиграции и возвращение на родину. “Умирать нужно в России, дома”, — говорил Куприн.

“Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года, — читаем мы в книге его дочери Ксении «Куприн — мой отец». — Моя мама погибла во время блокады Ленинграда пять лет спустя. Оба они покоятся рядом на Волковом кладбище. Это своего рода музей. Первым погребён здесь писатель-бунтовщик Александр Николаевич Радищев в 1802 году. Каждое имя на памятниках принадлежит прошлому, настоящему и будущему”. Так же, бесспорно, настоящему и будущему принадлежит яркое имя А.И. Куприна.

Следует помнить, что современниками писателя были М.Горький и И.А. Бунин, с которыми Куприна связывали сложные, неоднозначные отношения. Но к “горьковскому направлению” (вопреки многим ожиданиям, вопреки уважению и благодарности со стороны Куприна к пролетарскому писателю) он так и не примкнул. Соратничество и соревнование — так, наверное, можно охарактеризовать взаимоотношения Куприна и Бунина. Оба с неизменным интересом следили за творчеством друг друга, слава к ним обоим пришла ещё в России, в доэмигрантский период. Да и на чужбине два этих имени часто ставились рядом в статьях литературных критиков, кандидатуры обоих выдвигались на Нобелевскую премию.
Но у Куприна была своя дорога в жизни и литературе. Так и сердце каждого читателя отыскивает свой собственный путь к постижению творчества писателя.

ПО-РАЗНОМУ ЦВЕТУТ ФИАЛКИ

Прочитайте начало рассказа Куприна «Фиалки» 1915 года.

Какие ощущения и настроения героя близки и понятны вам? Предположите, исходя из наметившейся логики рассказа, какое событие может произойти в жизни героя. Найдите и прочитайте рассказ до конца. Сопоставьте свой предполагаемый вариант с текстом купринского рассказа.

Начало мая. Триста молодых кадетских сердец трепещут, переполненные странными, смешными и трогательными чувствами: азартом, честолюбием, отчаянием, смертельным ужасом, надеждой на слепое счастие, унынием, тупой покорностью судьбе... Необычайной стала жизнь, вышедшая из привычных рамок сурового военного уклада, расчисляющего по командам и сигналам каждую минуту дня и ночи... Парты вынесены из классов в длинные рекреационные залы и расставлены по вкусам соседей, которые зимою ссорятся, как пара каторжников, скованных короткой цепью, а теперь предупредительны, уступчивы и услужливы, точно молодожёны. А иногда можно увидеть, что пять или шесть парт соединились вместе, образовав сомкнутую многоугольную фигуру бастиона, со стенкой сзади, в виде ненарушимого тыла. Там заседает эгоистическая артель муравьёв, работающая сообща и беспощадная к искательствам бездомных стрекоз.

И целый день зубрят, зубрят. Иные, закрыв пальцами глаза, уши и даже нос, как это делают трусливые купальщики, качаются взад и вперёд в тягучей тоске. Первые ученики держатся твёрдо и уверенно, но и они побледнели и осунулись за эти страдные дни. Они хорошо знают, что пройдут блестяще, но всё-таки копошится тревожная и завистливая мысль: “А вдруг? Вдруг не первым, а вторым?..”

Милые дети, первые ученики, украшение корпуса, гордость родителей! Вы не хуже и не лучше других детей. Но что значит первенство и праздное честолюбие в сравнении с тем, что мимо вас прошла ещё одна весна юности? Конечно, придут и другие вёсны, которыми вы впоследствии, на досуге, будете комфортабельно и медленно наслаждаться, сознательно смакуя их прелести на севере и на юге хоть всех стран мира. Но никогда не вернётся именно эта, эта самая весна, готовая буйно и щедро вторгнуться в ваши зоркие глаза, в разверстые ноздри, в чуткие уши, в ваши жадные, наблюдательные, девственные, ничем не запятнанные умы, вторгнуться и оставить там навеки доброе семя радости и красоты земной.

Того же самого мнения и семиклассник Дмитрий Казаков. Вернее сказать, у него столько же мнения о влиянии природы на человеческие души, сколько его у жеребёнка, скачущего по зелёному лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке среди болот страстную любовную песню, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух, у ручного кроткого верблюда, который вдруг становится весною страшным в своём любовном бешенстве.

Просто-напросто весна с её колдовскими ароматами, вкрадчивыми чарами и мятежными снами обволокла его душу непонятной истомой и щекочущей бессознательной радостью, от которой хочешь и плакать и смеяться, и не знаешь, куда девать себя то от непомерного острого счастья, то от сладкой скуки. Разве мог бы Казаков сказать сам себе, почему прошлым летом, живя в имении, он — солидный шестиклассник, куривший почти открыто, басивший и лучше всех товарищей притягивавшийся к турнику на одной руке, — он вдруг, случалось, не мог преодолеть в себе безумного мальчишеского желания взять и помчаться диким галопом по высокой росистой вечерней траве, изгибая голову, брыкаясь, визжа и пьянея от острых запахов полыни, повилики, ромашки и клевера? И почему ночью, во время сильной грозы, он выскакивал из дому совсем голый, босой, торопливо просовывал ногу в лямку гигантских шагов и один, под жестоким дождём, взмывал высоко к чёрному небу, к грому и молниям, дрожа от исступлённого восторга, от беспредметного вызова, от пылкого ликования молодого тела?

В 1933 году, в эмиграции, писатель создаёт другой рассказ с похожим названием — «Ночная фиалка». Прочитайте его. Что общего, какие отличия вы видите в значении символического образа цветка в рассказах 1915 и 1933 года? Как изменились тональность творчества, мироощущение писателя?

“НО И ЛЮБОВЬ — МЕЛОДИЯ…”

Одно из самых значительных произведений в творчестве Куприна — новелла «Гранатовый браслет» (1911). “Это… печальная история маленького телеграфного чиновника… который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён”, — пишет автор в период работы над произведением своему другу профессору Д.Батюшкову. И ещё тому же адресату: “Теперь я пишу «Браслет», но плохо даётся. Главная причина — моё невежество в музыке… Да и светский тон!” А надо было достичь широкого, страстного — Largo Appassionato (смотри эпиграф к новелле). Невежественным в музыке считал себя Куприн, но любил её как всё прекрасное, изящное.

В критической литературе о произведениях писателя много определений и терминов, относящихся одновременно к музыке и литературе, даже определённо музыкальных: тональность, лейтмотив, контрапункт, интонация... Сам писатель даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» в эпиграфе.

Прослушайте внимательно вторую часть сонаты № 2 Бетховена и ответьте на вопросы.

  1. Какие картины в вашем воображении рождает эта музыка?
  2. Как изменяется её характер?
  3. Какие чувства и мысли она навевает?

Обратимся к размышлению над прочитанным текстом произведения.

  1. Подберите несколько эпитетов, определяющих общую тональность новеллы.
  2. Каким событием открывается произведение? Соответствует ли радостному событию настроение экспозиции? Какие детали создают ощущение печали и тревоги?
  3. Сгруппируйте героев произведения по важности их образов в описываемой коллизии.
  4. Какую роль в произведении играет образ генерала Аносова?
  5. Как создаются автором внешний и психологический портреты Веры Николаевны? Какую роль в этом отношении играет образ её сестры? Можно ли сказать, что образы сестёр во всём соотнесены по принципу антитезы?
  6. Какой эпизод, на ваш взгляд, является завязкой сюжета?
  7. Проследите, как развиваются в новелле мотивы крови и рока. Каково их значение для понимания проблематики произведения?
  8. Почему автор противопоставляет восприятие истории любви Желткова братом и мужем Веры?
  9. Как Женни Рейтер угадывает, какую часть бетховенской сонаты следует исполнить для подруги?
  10. Один из персонажей произведения называет всю эту историю мелодекламацией. Кто? Какой смысл вкладывает в слово? Что оно означает на самом деле? (За разъяснением при необходимости обратитесь к энциклопедии.)
  11. Мелодекламация часто звучала в интеллигентских дворянских домах. Именно мелодекламацией (в высоком, эстетическом смысле) заканчивается «Гранатовый браслет»: на фоне музыки, исполняемой Женни Рейтер, в сознании героини возникают обращённые к ней слова Желткова с лейтмотивом “Да святится имя твоё”… Прочитайте финал произведения под музыку Бетховена. Какие новые мысли и ощущения дали вам музыка и слово, объединённые в восприятии?
  12. Сопоставьте образ лирического героя стихо­творения А.А. Фета 1862 года с героем новеллы Куприна «Гранатовый браслет».

    Не избегай; я не молю
    Ни слёз, ни сердца тайной боли,
    Своей тоске хочу я воли
    И повторять тебе: “люблю”.


    Хочу нестись к тебе, лететь,
    Как волны по равнине водной,
    Поцеловать гранит холодный,
    Поцеловать — и умереть!

  13. Если вы обучались в музыкальной школе и имеете представление о сонатной форме (экспозиция, разработка, реприза; главная, побочная, связующая партии...), можете ли отметить следы её в композиции купринской новеллы?
  14. По времени создания «Гранатовый браслет» Куприна относится к периоду отечественной культуры, получившему название Серебряного века. Одна из идей, развивающихся в творчестве писателей и поэтов этого периода, — синтез искусств: взаимопроникновение различных видов искусств, стремление передать средствами одного искусства возможности другого, переплетение их элементов, утверждение общности эстетических законов музыки, живописи, литературы. Большой популярностью также пользуются в это время положения, разработанные поэтом и философом Владимиром Соловьёвым: 1) вся эмпирическая (то есть познаваемая чувствами) реальность есть несовершенное отражение идеального мира; 2) вера в мистические способности человека, возможность непосредственно общаться с трансцендентным (потусторонним) миром; 3) в Божестве прозревается женское начало (идея Вечной Женственности), и только в стремлении к нему — путь к счастью человека.

Напишите сочинение на тему «Философские и эстетические идеи Серебряного века в новелле А.И. Куприна “Гранатовый браслет”».

“РЕПОРТЁР ЖИЗНИ”

Страстность, увлечённость Куприна-художника гармонично сочетались со строгой деловитостью и взыскательностью настоящего мастера. Он выработал для себя своеобразный литературно-профессиональный “кодекс”. Это характеристика и творческой “технологии”, и индивидуального творческого метода писателя:

“Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица... Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо...

Второе. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «Мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».

Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарные иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека.

Третье. Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове...», «Он прижался лбом к холодному стеклу...», «Пожал плечами...». ...Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

Четвёртое. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов,— словно кто прошёлся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного.

Пятое. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего...

Шестое. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.

Седьмое. Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки... Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось...

Восьмое. Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру — составь её план, а то, смотри, запутаешься сам.

Девятое. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним... Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

Десятое. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты — репортёр жизни... влезь в самую гущу жизни... Кончил переживать, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно”.

Какие из положений “кодекса” вы можете использовать при создании собственного текста (сочинения эссеистического или литературоведческого характера)?

 

Марианна Борщевская ,
к.п.н., доцент кафедры словесности и культурологии ГОУ ДПО НИРО
Рейтинг@Mail.ru