Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2009

События и встречи

О внеклассной работе по литературе

Внеклассная работа по литературе предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Но, к сожалению, для многих наших коллег сегодня внеклассное мероприятие — это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. И учитель во многих случаях не виноват: кто-то только пришёл после университета (знания по методике лишь теоретические), кто-то переживает период профессионального выгорания (и это тоже проблема сегодняшнего дня). А ведь в основе подготовки и проведения внеклассных КТД должны быть взаимный интерес и увлечённость. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у преподавателя, тем больше шансов увлечь учеников.

Хочу сегодня рассказать о некоторых формах работы по литературе, которые вызывают интерес не только у моих учеников, но и их родителей.

ШКОЛА ЮНОГО ЛИТЕРАТОРА

Наступают долгожданные осенние, зимние или весенние каникулы. Первые дня два девчонки и мальчишки отсыпаются, а потом уже и заняться чем-то хочется. И здесь мы приглашаем их в школу юного литератора. Звучит скучно, но это увлекательные занятия, игры, конкурсы в течение одного дня. Через некоторое время программа ШЮЛ может быть рассчитана и на несколько дней, и местом проведения, возможно, станет арендованный детский лагерь, но тогда без помощи хороших спонсоров не обойтись.

Проводя школу юного литератора впервые, советую приглашать не более двадцати человек. Тема дня оглашается заранее, ребята знакомятся с дополнительной литературой, выполняют творческие домашние задания. Создаётся Совет Дня, он разрабатывает программу дня, принимает заявки на участие, формирует команды (могут быть как разновозрастные, так и одного возраста), назначает кураторов — решает все организационные вопросы.

Вот примерный план проведения ШЮЛ по теме «В гостях у дедушки Крылова»:

10.00–10.15 — регистрация участников Школы;

10.15–11.15 — игровое знакомство команды с куратором; выбор названия группы (с учётом темы сбора); подготовка визитной карточки (инсценировка басни, из которой взято название команды, плюс фантазия);

11.15–11.45 — открытие Школы;

11.45–12.45 — «В гостях у дедушки Крылова»: учитель в роли И.А. Крылова знакомит ребят с биографией баснописца, используя презентацию;

12.45–14.00 — снимаем программу «Ералаш»: весёлые случаи из жизни Ивана Крылова (ребята каждой команды получили домашнее задание: найти занимательные истории, которые происходили в жизни великого баснописца, используя воспоминания современников Крылова);

14.00–14.20 — общий сбор-прос­мотр;

14.20–15.20 — исследовательская работа: сравнительный анализ басен. Каждая группа получает тексты (Хемницера «Стрекоза» и Крылова «Стрекоза и Муравей»; Эзопа «Муравей и Жук» и Крылова «Стрекоза и Муравей»; Лафонтена «Заяц и Куропатка» и Крылова «Чиж и Голубь»; Лафонтена «Виноградина и Олень» и Крылова «Свинья под дубом») и должна ответить на вопросы:

1. Что объединяет эти басни?
2. Что их отличает?
3. Чему эти басни нас учат? (Выпуск листовки-обращения к своим сверстникам.)

15.20–15.40 — общий сбор: конкурс листовок

15.40–17.00 — карнавал «В кругу героев басен И.А. Крылова», костюмы или его элементы девчонки и мальчишки изготовили дома. В ходе танцевальной программы проводятся мини-викторины: «По следам басен Крылова», «Узнай героя», музыкальные игры. Работает почтовый ящик, в который каждый из ребят отправляет письмо о том, что ему понравилось (не понравилось).

ЗАПИСЬ ДИСКА

Большое внимание во внеклассной работе по литературе должно уделяться обучению выразительному чтению. Жизнь показывает, что если ребёнок научился читать выразительно, то он и в коллективе занимает заметное место, верит в свои силы; и наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток, и ему будет труднее полностью реализовать то положительное, что в нём заложено. Учитывая всё это, каждый год работаем над записью диска. Например, в 5-м классе тема нашей работы «Любимые басни». В урочное время знакомимся с биографией баснописцев, программными произведениями. Затем каждый ученик получает задание:

1. Познакомься с творчеством баснописцев, выбери понравившуюся басню, запишись в листок-заявку (произведения не должны повторяться).
2. Создай группу (вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.
3. Подготовь выразительное, эмоциональное чтение басни.
4. Запиши чтение на диск (кассету).

Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растёт. Предлагаемые темы: 9-й класс — «Я помню чудное мгновенье...» (стихи о любви читают юноши; возможно, это и станет подарком к 8 Марта для учителей и одноклассниц); 11-й класс — «Авторская песня».

Класс Тема 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
5-й Искусство народа Жанры фольклора (иг­ра «Крестики–нолики») Народные песни
(«Угадай мелодию»)
Сочини сказку (творческая лаборатория) Художники — иллюстраторы народных сказок («Угадай-ка»)
6-й Мифы народов мира Легенды и мифы Древней Греции (викторина) Мифологический словарь (эстафета) Мифы древних славян
(парад Богов)
Конкурс рисунков
10-й Встреча с И.С. Тургеневым Жизнь и творчество (создание оригинального памятника; защита проекта) «Записки охотника»
(«Собери пазлы»)
Здравствуйте, нигилист Базаров! (диалог с героем) «Стихотворения в прозе» (конкурс чтецов)
11-й Читаем. Рассуждаем. Пишем. Нетрадиционные жанры школьных сочинений Сочинение в жанре рекламы (творческая мастерская) Сочинение в жанре эссе (творческая мастерская) Сочинение в жанре письма (творческая мастерская) Сочинение от имени одного из героев (творческая мастерская)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН


С большим удовольствием в нём принимают участие и пятиклассники, и шестиклассники, и даже десятиклассники. Марафон может длиться в течение дня, а может занять целую неделю (см. таблицу вверху). Место проведения: классные кабинеты (желательно их стилизовать согласно теме этапа). В роли кураторов этапов выступают учителя русского языка и литературы, в среднем звене — учащиеся 10–11-х классов. Заключительный этап — подведение итогов — должен стать ярким праздником, с объявлением и награждением лучших участников на каждом этапе

КОНКУРС ПРЕЗЕНТАЦИЙ

XXI век — век информационных технологий, поэтому всем ребятам этот конкурс по душе. Задача учителя — подобрать интересную тему.

• «Моя любимая книга» (вне школьной программы). Задача: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки.

• «Самая старая книга в моей семье». Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг.

• «Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее». Задача: изготовить коллаж на тему «Читающая семья».

• «В моём возрасте родители читали…» Задача: необходимо в роли родителя убедить одноклассников начать много читать.

СНИМАЕМ ФИЛЬМ

Ещё в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария начинается процесс видеосъёмки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, младших и старших сестрёнок и братишек — идёт коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создаётся ситуация успеха: ученики стараются показать всё, что знают, умеют и могут.
В моей педагогической копилке уже несколько видеофильмов («Ревизор», «Мёртвые души», «Тарас Бульба» и др.), которые ребята просматривают и спустя годы после окончания школы, а некоторые до сих пор цитируют наизусть строчки из уже полюбившихся произведений.

СОЗДАНИЕ ФОТОГАЛЕРЕИ

Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по пять-шесть человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности. Работая над созданием фотогалереи помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», ученики сосредоточили своё внимание на художественных деталях, характеризующих героев поэмы. Затем делается сам фотопортрет, в роли моделей выступают ученики. И работа, и защита проектов проходят очень весело.

Уважаемые коллеги! Давайте творить, дерзать, не жалея сил и времени, ведь наши ученики ждут от нас интересной и творческой работы. “Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы — только это педагогические краски, этюды, приёмы…”

Анна Витольдовна Супрунова ,
учитель русского языка и литературы, МОУ «Лицей № 15», г. Химки Московской области.
Рейтинг@Mail.ru