Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2009

Читальный зал

Вологодские пенаты, или Пятая Вологда

ВОЛОГОДСКИЕ ПЕНАТЫ, или ПЯТАЯ
ВОЛОГДА / Авторы-составители
Наталия Серова, Игорь Шайтанов;
под редакцией Игоря Шайтанова.
Вологда:
Книжное наследие; Череповец:
Порт-Апрель, 2008. 616 с.

В “Русской Фиваиде на Севере“, как назвал наши вологодско-белозёрские края известный русский религиозный писатель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв, мне довелось побывать дважды, но если бы я провёл здесь годы, не думаю, что узнал бы о них достаточно много. Предложив своё сравнение, Муравьёв вспомнил о египетской пустыне, где некогда селились подвижники раннехристианского отшельничества, сравнил их обители с многочисленными монастырями в здешних местах... Но где сейчас эти монастыри, где тот мир русской традиционной жизни? Что от него осталось?
Сегодня, в первые годы третьего христианского тысячелетия, после кровавого, костоломного опыта российского ХХ века, и о монастырях этих, и о высокоразвитой светской культуре думаешь, как об одной из наших многочисленных Атлантид, как об одном из наших Градов Китежей. Но вот оказалась в моих руках эта книга, начал её читать, и тяжёлая грусть отступила, возникло ощущение света, медленного, мягкого, умиротворяющего, как севернорусское утро.

Это чудо книги, в ней можно собрать и открыть читателю то, что одному человеку нужно постигать годами. Я не расставался с этой книгой несколько дней, прочитывал десятки страниц, а иногда — одну-две, рассматривал фотографии, что-то перечитывал, обращался за какими-то справками в энциклопедии, заглядывал в разные художественные произведения. В конце концов я обнаружил, что благодаря «Пятой Вологде» совершил большое, зримое путешествие не только в эту область и её столицу, но и в исторический мир, который всё же не только не утрачен здесь, но и почти чудесным образом восстанавливается как источник нашего здорового мировосприятия.

Конечно, заглавие прямо указывает на автобиографическую повесть «Четвёртая Вологда» вологодского уроженца, классика русской литературы ХХ века Варлама Шаламова, книгу сложную, “книгу не-Любви”, но книгу совершенно необходимую для самоосознания происходившего с нами. И книгу эту перед чтением «Пятой Вологды» полезно перечитать, что я и сделал. Но затем, склоняясь над многочисленными разножанровыми произведениями «Пятой Вологды», напомнить себе ещё раз, что уныние — действительно смертный грех и проще всего, радостнее всего оно преодолевается трудом, что и сделали создатели этого по-севернорусски празднично оформленного тома.

А по внешности дело начиналось довольно буднично, отчасти и бюрократически. Первый заместитель губернатора Вологодского области Е.А. Поромонов, кстати, учитель по образованию и опыту работы, заметив, что некогда славное общество «Знание» прекратило действовать, поставил задачу найти замену. Так полтора десятка лет назад возник проект «Открытая трибуна» (название взято у великого итальянского кинорежиссёра Лукино Висконти), подкреплённый также популярной тогда идеей: “Россия спасётся провинцией”. Идея эта в целом бесспорная, ибо больше всего мы страдаем от центростремительности нашего развития. Но у создателей проекта появился вопрос, не менее злободневный и одновременно вечный: а чем спасётся провинция? Так начался долгий и очень интересный путь изучения культурной судьбы провинции и роли провинции в русской культуре. Надо оценить цивилизаторский порыв Е.А. Поромонова, к сожалению, вскоре трагически погибшего, но главное понять: таким путём не только можно, но и совершенно необходимо пойти во всех остальных краях, областях, республиках России. Мы все наконец должны увидеть нашу страну в том состоянии, в котором она находится, провести, так сказать, инвентаризацию тех культурных ценностей, которые сохранились, которые способны возродиться. Книга «Пятая Вологда» показывает и возможность этого, и, главное, радость, которая возникает при этом, радость и энергию, которые вливаются в души многих людей.

Просветительский проект «Открытая трибуна» привёл на вологодскую землю десятки известных писателей, поэтов, кинематографистов, философов. В живом диалоге шли поиски путей обустройства родной земли, в конце концов, говоря крылатыми солженицынскими словами, “сбережения народа”. И очень важно, что все эти усилия не остались достоянием магнитной ленты, киноплёнки, а воплотились в книгу.

Несмотря на кажущуюся пестроту структуры, она наделена обаянием запутанности русского леса, в котором, тем не менее, есть и свои опушки, свои грибные места (живые воспоминания о былом, за которыми всегда ощутим размах личности рассказчика), свои ягодники (поэтические подборки известных поэтов) и, конечно, буреломы (к последним отнесу попытку скандала вокруг творчества поэтессы Веры Павловой, затеянную известным литературным зимогором позднесоветской поры Вадимом Дементьевым. История эта подробно передана на страницах книги).

При этом книга прошита хроникой событий проекта (рубрики «Афиша года»), которая и оказывается путеводной тропой для читателя. И читатель в любом краю России этой книге должен обрадоваться. Голоса, которые звучат на её страницах, не сливаются в хор, но и каждый не звучит поодиночке, а вкладывает именно своё в эту симфонию открытой трибуны. Да ещё вовлекает вас в разговор о самом важном в жизни, как это сделала, например, петербурженка, критик Марина Дмитревская, проведшая в Вологде детство и написавшая об этом пронзительную лирическую новеллу.

Не одна она, повторю! И религиозный философ Татьяна Горичева. Прозаики Евгений Попов, Владимир Личутин, Андрей Битов, кинорежиссёры Вадим Абдрашитов и Марлен Хуциев. Филологи Карен Хьюитт и Игорь Кондаков. Композитор Валерий Гаврилин. Конечно, поэты Олег Чухонцев, Александр Кушнер, Светлана Кекова, Геннадий Русаков, Юрий Куб­лановский...

Мне не перечислить всех. Книга для долгого чтения, для возвращения к ней. Открытая трибуна. “Странный край: за всё время ни одной злой собаки” (из записок поэта Алексея Алёхина).

Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru