Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2009

Я иду на урок
8 – 10-й классы

Уроки повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?


М.Ю. Лермонтов

Слово учителя. Над повестью «Хаджи-Мурат» Лев Толстой работал с 1896 по 1904 год. Всемирно признанный мастер литературы, как видно, писал её с огромным творческим увлечением. Насчитывается 23 начала повести, десять редакций текста, 25 раз Толстой переделывал (“бился”, говорил он) главу о Николае I, сохранилось 2152 черновых страницы повести, тогда как в окончательном своём виде она занимает всего 250 рукописных страниц. При этом Толстой говорил, что занимался повестью “между делом”, “в минуты досуга”, “для себя”, называя его “пустяком”, “баловством”. И хотя при жизни писателя повесть так и не увидела свет, история её создания свидетельствует о том значении, которое придавал ей автор.

Попробуем сегодня прочитать повесть «Хаджи-Мурат» глазами её автора, увидеть проблемы, которые он ставит, подумаем, о чём предупреждает нас Лев Толстой.

В центре повествования — события Кавказской войны, год 1851 (точно указан автором); в произведении действуют исторические лица. Сразу отметим, что у Толстого был свой взгляд на развитие истории, на роль личности в истории.

Но что происходило тогда на Кавказе?

Выступление учащегося об истории войны на Кавказе (при подготовке можно использовать материалы телевизионных фильмов «Штурм будет стоить дорого» Бориса Соболева (есть одноимённая книга) и «Шамиль в ссылке. Элегия» Владимира Карева).

• К теме Кавказа обращались многие русские писатели, поэты. Каким предстаёт Кавказ в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова? Попробуем установить, что нового внёс в кавказскую тему Лев Николаевич Толстой. Обратимся к истории создания «Хаджи-Мурата».

Выступление учащегося об истории создания произведения. Ещё не завершив её, Толстой решил не публиковать повесть при своей жизни. Ни одно своё произведение заранее на это не обрекал.

Место действия повести — Кавказ “с его величественной и нежной природой”, который Толстой смолоду очень любил. Повесть «Хаджи-Мурат» — до некоторой степени воспоминание писателя о лучшей поре его жизни, проведённой на Кавказе. Один из вариантов повести им назван «Воспоминания старого военного» и написан в автобиографической форме.

Впервые Толстой услышал о Хаджи-Мурате в двадцатитрёхлетнем возрасте на Кавказе, в 1851 году, в том самом году, который был, как говорит историк Кавказской войны В.А. Потто, “годом величайшей славы Хаджи-Мурата”. К тому же 1851 году относятся строки о Хаджи-Мурате участника Кавказской войны В.А. Полторацкого: “Какие чудеса трубят об этом аварском хвате! Если верить наполовину тому, что воспевают о его безумной отваге и невероятной дерзости, то и тогда приходится удивляться, как аллах спасал его сумасбродную голову. Военная слава Хаджи-Мурата ни в ком не встречает себе соперничества, и популярность его гремит от Каспийского до Чёрного моря”. Впоследствии в одном из вариантов своей повести Толстой тоже говорил об этой популярности Хаджи-Мурата: “Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в то время Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев”. Тем не менее молодой Толстой ни в своих письмах, ни в дневнике за первые месяцы пребывания на Кавказе не упоминает имени Хаджи-Мурата.

15 ноября 1851 года в газете «Кавказ», в Тифлисе, где находился в те дни Толстой, было напечатано сообщение о “важном раздоре между Шамилем и Хаджи-Муратом”, а 11 декабря 1851 года сообщалось, что в результате этого раздора Хаджи-Мурат бежал от Шамиля и перешёл к русским. После перехода к русским Хаджи-Мурат приехал в Тифлис. Его принимали здесь “с большим триумфом, ласкали… увеселяли балами и лезгинками”. Хаджи-Мурат часто появлялся на улицах, и “все привыкли его видеть”, “всякому хотелось взглянуть на это смирившееся, наконец, чудовище”. Но Толстой тогда не видел Хаджи-Мурата (был болен). К тому же он отрицательно относился к Хаджи-Мурату, о чём писал брату Сергею Николаевичу 23 декабря 1851 года: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался Русскому правительству. Это был первый лихач и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”.

Не дают основания для предположения о встрече Толстого с Хаджи-Муратом и его слова в прологе к повести: “Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел…” Безусловно, тут речь идёт не о Хаджи-Мурате, а о ряде эпизодов Кавказской войны, свидетелем которой был Толстой, и о некоторых персонажах повести, как Воронцов, Полторацкий, Козловский, Барятинский и др., с которыми Толстой встречался в молодости на Кавказе.

Несомненно, наиболее пленительны в Хаджи-Мурате для Толстого были его воля к борьбе, непреклонность, несокрушимость, бесстрашие в борьбе — “один, а не сдаётся”.

• Выскажите свои впечатления после прочтения повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

• Это другой Толстой — автор романа «Война и мир»? Какую новую грань своего творчества открыл писатель в повести «Хаджи-Мурат»?

• Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определённым углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению, — неповторимый авторский взгляд на мир.

• Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

1. Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа).
2. Проблема взаимоотношения власти и человека.
3. Идейно-нравственные проблемы.

• Какие ключевые проблемы можно выделить в повести Л.Н. Толстого?

(Проблемы взаимоотношения человека и власти и проблемы войны, вопрос: что заставляет человека воевать?)

• Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чём предупреждает нас Толстой?

• В центре повествования образ главного героя Хаджи-Мурата. (Работа с эпиграфом.)

• Каким предстаёт в повести Хаджи-Мурат? Что движет им в его поступках?

(Желание власти. Толстой понимает, что всё не так просто в характере Хаджи-Мурата, в его настроениях, целях. Откровенно корыстолюбиво решение героя перейти на сторону русских с тем, чтобы пойти на Шамиля, захватить его в плен и тем самым отомстить ему, за что “русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему”.

Хаджи-Мурат — безжалостный к своим врагам воин. Именно об этом толкуют солдаты: “Сколько душ загубил, проклятый…”

Но трагедия героя Толстого в том, что он как бы попал в расщелину между двумя деспотическими мирами и их правителями — Николаем и Шамилем.)

• Обратимся к анализу этих образов. Каждому из них Толстой посвящает почти одинаковое количество страниц.

Над образом Николая писатель “бился”, просил книг о нём, читал всё подряд. Почему не получался образ русского царя?

(Толстой позже писал: “Он был нужен как иллюстрация моего понимания власти”.)

• А каково было это понимание?

(Власть для Толстого всегда была чужой человеку, говорил ли он о Наполеоне, Николае, Чернышове, Воронцове. Николай особенно вышел карикатурен: “О том, что распутство женатого человека было нехорошо, ему и не приходило в голову, и он очень удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это… Он стал думать о том, что всегда успокаивало его: о том, какой он великий человек”.)

• Найдите в тексте ключевые слова, наиболее ярко раскрывающие деспотизм Николая I, его самовлюблённость.

• Что важно подчеркнуть в портрете Николая I?

• И Шамиль, и Хаджи-Мурат были противоположностью Николаю и Воронцову, как азиатская ветвь того же деспотизма. Но написаны они были ярче, мужественнее, прямее и, может быть, помимо воли художника вызывали симпатию читателя.

• Что роднит Шамиля и Николая I? Как это подчёркнуто в описании портрета героя?

(Ни один из них не задумывается о мире на земле, о человеческом братстве, напротив, в неудержимом стремлении узурпировать власть они идут по крови собственного и чужого народа. Ими обоими движет маниакальная идея величия власти. Шамиль разжигает братоубийственную войну. Царь приказывает уничтожить аул Махкет.)

• О чём предупреждает нас Л.Н. Толстой, рисуя образы Николая I и Шамиля?

(Любая жестокость порождает жестокость. Люди, принимающие на себя ответственность за судьбу целого народа, должны нести эту ответственность.)

• Неограниченная власть, деспотизм порождают такое страшное явление как война. Мы знаем отношение Толстого к войне как событию, противоестественному роду человеческому. Какие ключевые эпизоды повести особенно ярко подчёркивают неприятие Толстым войны?

(Главы 7, 8; отношение Авдеева к чеченцам, слова Марьи Дмитриевны о Хаджи-Мурате, сожжённый аул, семья Авдеевых.)

• О чём предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?

(Люди могут и должны быть едины в своём стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светиться и на мёртвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. “Война! — вскрикнула Марья Дмитриевна. — Какая война? Живорезы, вот и всё…”)

• Понять концепцию взаимоотношения человека и мира в повести помогает композиция повести. В чём необычность? И как она помогла нам осмыслить проблемы, обсуждаемые нами?

(Кольцевая — рассказ в рассказе, элементы композиции: письмо, сказка, донесения, песня.)

• Подводя итог, можно сказать, что суть повести «Хаджи-Мурат» не только в отрицании зла, насилия, жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня, что сохраняющаяся человеческая рознь ведёт в тупик, к крови, к смерти.

Литература

Ващенко В.Я., Полякова Т.М. Предупреждение писателя // Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3.

Курбатов В. Азбука Правды: «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат» Л.Толстого // Литература в школе. 1999. № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В классе, увлёкшемся «Хаджи-Муратом», можно предложить работу с черновыми рукописями повести. Задание: сравнить черновой вариант и конечный; ответить на вопрос: как изменился смысл фразы благодаря тщательной работе автора над словом?

РАБОТА С ЧЕРНОВЫМИ РУКОПИСЯМИ

Первая фраза:

1. Было раннее осеннее утро.
2. Был ноябрьский холодный, но тихий вечер.
3. Был ясный ноябрьский вечер.
4. Был ноябрьский без снега светлый, холодный, ясный, тихий вечер.
5. В холодный, ясный ноябрьский вечер.

Вторая фраза:

1. По крутой каменной дороге… подъезжал Хаджи-Мурат с молодым аварцем Сафедином.
2. Хаджи-Мурат с Сафедином верхами на измученных лошадях въезжали в аул по крутой каменистой дороге.
3. Хаджи-Мурат с Сафедином въезжал в аул. Дорога шла по крутому каменному подъёму.
4. Хаджи-Мурат въезжал в курившийся душистым кизячным дымом чеченский немирной аул Махкет.
5. “Марья Дмитриевна и уговорила мужа отдарить Хаджи-Мурата золотыми, неидущими часами” — “неидущими” выкидывается.
6. “Вот она, — сказал Каменев, доставая двумя руками, прижав её за уши, человеческую голову” — слова: “двумя руками, прижав её за уши” выкидываются.

 

 

Ирина Владимировна Присяжнюк ,
кандидат филологических наук, преподаватель педагогического колледжа г. Шахты, Ростовской обл.
Рейтинг@Mail.ru