Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2009

Я иду на урок
6 – 8-й классы

От воссоздающего воображения — к пониманию текста

Рассказ Александра Грина «Крысолов» на уроке

Воссоздающее воображение в психологии понимается как воображение, направленное на создание образов, соответствующих словесному описанию, карте, чертежу и т.п1. На его основе можно приблизиться к пониманию художественных текстов, трудных для детей и подростков. Покажем, как это сделать, на примере рассказа А.С. Грина «Крысолов».

Урок начинается с небольшой беседы.

— Как, по-вашему, чего больше в рассказе «Крысолов» — добра или зла?

— Можно ли считать этот рассказ мистическим? Фантастическим? Психологическим? Сказочным?

— Чем мотивированы в рассказе видения героя?
Вместе с учащимися приходим к выводу, что видения героя мотивированы голодом, болезнью, температурой, то есть имеют реальную основу. Вместе с тем

всё, что происходит, очень таинственно, и это привлекает читателя. Галлюцинации героя основаны также на предчувствии беды, которая может произойти с близким ему человеком. Хотя в рассказе много фантастического, но само явление — предчувствие — имеет вполне реальную основу. Мы знаем, что люди иногда предчувствуют беду, происходящую с дорогим человеком, находясь за много километров от него. Это явление — явление психологическое — привлекало А.С. Грина, как привлекает оно сегодня и нас.

Даже эта небольшая беседа даёт возможность представить многогранность гриновского рассказа. Задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся, как по-разному, с разных точек зрения можно смотреть на художественное произведение и открывать в нём всё новые и новые грани, даже если это небольшой рассказ. Для этой цели мы используем приём “постановка фильма по рассказу”. Учащиеся будут в течение обсуждения выступать в роли художников, композиторов, сценаристов.

Сначала мы попытаемся создать декорации для фильма. На доске вывешивается несколько листов бумаги, где на разном цветовом фоне изображено одно и то же: улица города, дома и одинокая фигура, бредущая вдаль. Классу предлагается задание: выбрать цветовой фон для изображения событий (чёрный, серый, жёлтый, многоцветный) и пояснить свой выбор. Выполняя такое задание, каждый воссоздаёт в своём воображении описание героев, погоды, времени суток и сопоставляет свою “картинку”, свои наглядные образы со зрительной опорой. Ответы могут получиться разными, но они должны соответствовать словесному описанию, тексту, так как именно текст управляет читательским воображением. Чем более верными и точными являются зрительные образы, тем лучше работает воссоздающее воображение.

Интересно, что более интересные ответы дают учащиеся художественно-графического отделения: видимо, чувство цвета у них развито лучше. Большинство выбирает серый фон для декораций — именно такие психологические ощущения вызывает рассказ. Детям кажется, что зла в рассказе больше, всё плохо в жизни героя, поэтому и жизнь его должна протекать на сером фоне.

После всех ответов учителю необходимо сделать вывод: “Конечно, каждый ощущает рассказ по-своему, в своей цветовой гамме. Но если читать рассказ Грина внимательно, то можно увидеть, что события происходят на серовато-беловатом фоне. Действие происходит в марте, стоит промозглая погода, идёт сырой снег; персонажи на рынке одеты в старую рваную одежду. Наступает вечер, холодный, мрачный, серый; потом мы видим на рынке героя в банке, плохо освещённом, тоже мрачном; потом ранним утром, когда ещё не взошло солнце. Солнца в рассказе, таким образом, вообще нет. Поэтому общий фон серый. Но в конце рассказа фон меняется, из серого, холодного становится более тёплым, радостным”.

На следующем этапе урока учащиеся выступят в роли композиторов. Теперь им нужно представить рассказ с точки зрения звукового оформления: на фоне каких звуков будет протекать действие нашего фильма, какая музыка будет сопровождать его.

Обычно одни учащиеся говорят, что это звук шагов по лестницам, другие, что главные звуки — это шуршание бумаги под ногами героя, третьи услышат писк крыс, скрип открываемых дверей. Таким образом, мы понимаем, что рассказ буквально переполнен разнообразными звуками. Теперь осталось пофантазировать о музыке, которая будет сопровождать блуждание героя по этажам банка. Все ученики обычно сходятся на том, что это должна быть таинственная музыка, вызывающая страх.

Хорошо, если учитель сможет подобрать что-то подходящее к данному рассказу и прослушать вместе с детьми фрагменты инструментальных пьес. Можно взять для контраста и совсем не подходящую музыку. Пусть ученики выскажут своё мнение о том, соответствует ли эта музыка нашему фильму.
На следующем этапе урока сделаем вывод о том, какое ощущение создаётся от рассказа: светлое, радостное, мрачное, тоскливое? И как вызывает это ощущение у читателя автор?

При беседе обратим внимание детей на место действия произведения — Петербург. Можно вспомнить стихотворные строки, посвящённые Петербургу и совпадающие по настроению (А.А. Блок, Н.А. Некрасов и др.). Обязательно нужно акцентировать внимание на времени действия: война, разруха, голод. Тоска, которую вызывает рассказ, связана и с безысходностью положения героя, с его одиночеством.

Итак, мы создали цветовой и звуковой фон фильма. Теперь нужно выяснить, чего больше в рассказе — описаний или действий, и сделать вывод о сюжетной линии рассказа, о последовательности происходящих событий. То есть теперь мы выступим в роли сценаристов. В результате у нас получится последовательность действий героя. Герой на рынке знакомится с девушкой и берёт её телефон; продаёт книги и номер телефона вместе с ними; встречает знакомого; идёт ночевать в здание заброшенного банка и бродит там по коридорам и комнатам; находит шкаф с едой; звонит девушке по отключённому телефону (соединение происходит чудесным образом); идёт на чей-то голос и чуть не падает в пролом в полу; подслушивает разговор, из которого узнаёт, что девушке угрожает опасность, бежит спасать её, сам спасается от погони, вылезает на крышу и спускается по водосточной трубе, успевает добежать до квартиры девушки, предупреждает её; хозяин ловит чёрную крысу; герой остаётся с этими людьми.

При перечислении действий напомним о том, чтобы ученики воссоздали в своём воображении эту последовательность событий, цепочку действий. Приходим к выводу, что сделать это совсем не сложно. Значит, сложность рассказа не в сюжете, а в чём же? Вывод сделают сами учащиеся: сложность рассказа заключается в большом количестве описаний. Описания создают настроение рассказа и вызывают у нас определённые ощущения. В то же время благодаря описаниям мы можем понять, что за человек главный персонаж, что он думает о жизни, о себе. Зададим следующий вопрос: “Если бы мы снимали фильм, что бы сделали с рассуждениями героя? Ведь их показать нельзя”. Обычно ученики предлагают такой вариант — голос за кадром. Реже — разговор героя с самим собой или бред героя, связанный с его болезнью.

Итак, фильм снят. Осталось сделать вывод: о чём он? Ответы будут примерно такие: это произведение об одиночестве; о человеке, выброшенном из жизни. И кто-нибудь обязательно добавит: о любви.

На лицах учеников можно прочитать удовлетворение — вот какие молодцы: текст поняли, фильм снять по нему готовы, выводы об идее сделали. В этот момент слово берёт учитель: “В начале нашего разговора о произведении я сказала, что мы попытаемся посмотреть на рассказ с разных сторон, постараемся увидеть все его грани. Объясните, почему автор поместил своего героя в банк, а не в какой-нибудь сарай или заброшенную квартиру? Почему герой всю ночь бродит по бесконечным этажам и коридорам и не может найти выход из этого лабиринта? Что символизируют эти этажи и коридоры? Ещё раз прочитайте их описание и постарайтесь представить себе, как они выглядят”.

Ответы учеников порой могут порадовать:

— Блуждание героя по бесконечным коридорам символизирует его блуждание по жизни, незнание, какой выбрать путь; в конце сюжета путь этот найден — найден выход из здания.

— Банк — это символ прошлого — богатства, денег. Он разрушен, потому что для революции важны другие идеалы.

— Банк — это символ разрухи, всё брошено, запущено.

Учитель.

А есть ли скрытый смысл (подтекст) в рассказе о крысах? И о крысах ли идёт речь?

Анализируя отрывок, посвящённый крысам, учащиеся обычно делают вывод о том, что под крысами автор подразумевает людей, которые живут только ради себя и даже во время войны наживаются на горе других людей.

И ещё один момент рассказа не должен остаться без внимания: Крысолов говорит, что герой был окружён крысами. Как можно понять эту фразу? После всего сказанного учащиеся уже готовы сделать вывод, что эту фразу можно понять по-разному: буквально и в переносном смысле. Переносный смысл заключается в том, что герой связал свою жизнь с людьми, похожими на крыс, и поэтому чуть не погиб.

Теперь можно подводить итоги. Совместными усилиями мы пришли к тому, что, во-первых, рассказ передаёт психологическое состояние героя, измученного болезнью, голодом, не знающего, как жить дальше; указано на загадки человеческой психики; во-вторых, автором воспеты чудеса, которые творит любовь; в-третьих, конфликтом рассказа является конфликт добра и зла, который разрешается победой добра; в-четвёртых, автор критически показывает людей, которые наживаются на чужих бедах, и даже на войне.

Проведённая работа даёт возможность учащимся понять, что любое произведение — это тайна, загадка, но разгадать её можно, если суметь увидеть текст с разных точек зрения. И искать эту разгадку — интересно! А мне, преподавателю литературы, также понятно, что найти разгадку, глубже понять текст, создать фильм по рассказу А.С. Грина нам помогло воссоздающее воображение.

Примечание

1 См.: Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2006. С. 78–79.

Гертруда Геннадьевна Горошникова ,
преподаватель литературы Дебесского политехникума; Удмуртия, Дебесский р-н, с. Дебесы
Рейтинг@Mail.ru