Колонка редактора
На пороге лета
Номер, который вы держите в руках, сложился на пересечении нескольких линий. Первая из них — кавказская. Тема Кавказа выделяется в русской литературе среди прочих географических тем. Именно на Кавказе и столетия назад, и сегодня природа, политика, религия, война, национальные проблемы сплелись в роковой узел — и развязан он вряд ли будет. По крайней мере, в обозримом будущем.
Целая череда “кавказских пленников” предстанет перед нами в специальной брошюре С.Л. Каганович, которая выходит вместе с этим номером. И на страницах газеты мы поднимаем кавказский вопрос вместе с писателем Владимиром Маканиным, чей роман «Асан» получил в прошлом году премию «Большая книга», учителем Ф.А. Ноделем и его подопечными. Кавказ вне рамок политики, как культурно-природный миф, предстанет перед нами во фрагменте из книги известного учёного М.Н. Эпштейна.
Линия вторая — ахматовская. У поэта в эти июньские дни юбилей. Следуя традиции, посвящаем юбиляру «Листки календаря», публикуем материалы к изучению его творчества в школе и знакомим вас с Интернет-ресурсами в помощь к уроку.
Впрочем, об уроках накануне отпуска хочется думать всё меньше. Позади экзамены — впервые в этом году вне стен школы и полностью в новом формате (напомним, что мы вернёмся к животрепещущей проблеме экзаменов и подготовки к ним в первом же сентябрьском номере). Впереди выпускные вечера и поступление наших выпускников в вузы (опять же по новым правилам). А там и отпуск, дача, грядки, варенье, засолка огурцов и грибов, речка — или море, поезда и самолёты, иные берега, иные мрежи… Желая всем прекрасного отдыха, напомним, что лето — это и время читать. Читать то, что не успелось за год. Читать для себя. Читать для детей.
Детская литература — ещё одна линия нашего номера. Вас ждёт встреча с замечательным поэтом и переводчиком Мариной Бородицкой (поздравляем Марину Яковлевну с полуюбилеем!) и её стихами. Их прозрачная искренность напоминает нам обо всём хорошем, что бывает с человеком в жизни и что вспоминается чаще всего — увы! — только во время отпуска.
Как, например, прекрасно валяться в траве. Как здорово окунуться в воду с разбега. А сушки на костре никогда не жарили? А червей накопать — и на рыбалку? А если дождик пойдёт — снять обувь и наперегонки по лужам? Попробуем? Пока ученики не видят…