Колонка редактора
И в этом русском языке!
Первый июньский номер «Литературы» мы, как обычно, отдаём Пушкину. В этом году он так или иначе соотносится с 210-летием со дня рождения “солнца нашей поэзии”. Но мы не хотим заострять особого внимания на этом как бы юбилее. Разве что в «Листках календаря» высказываются на этот счёт соответствующие рубрике суждения. Ведь собирая в одном номере раз в году материалы о Пушкине, мы не забываем гения до следующего года. Вопросы изучения его жизни и творчества в современной российской школе, сообщения о новейших достижениях пушкинистики, которые, конечно же, важны для коллег, постоянно в круге внимания редакции.
Поэтому, как и десять лет назад, мы старались в этом номере соединить практику и литературоведческие разыскания, школу и науку. В «Литературе» № 21/1999 была напечатана подготовленная литературоведом викторина «Евгений Онегин», в этом номере читатели найдут две игры по пушкинскому роману, пришедшие к нам от учителей, работающих в российской глубинке. Источники вроде бы разные, но подход, как видим, общий. Действительно, почему бы не приблизиться к “магическому кристаллу” шедевра с помощью интеллектуальной игры?!
Десять лет назад «Литература» опубликовала статью И.П. Золотусского «Пушкин и Гоголь», сегодня мы также не можем без той темы обойтись: свои её повороты представлены в забытой статье Г.Л. Лозинского и в размышлениях Игоря Клеха. Известный литературовед М.В. Строганов, выступивший в 1999 году с яркой статьёй «“Покой и воля” Пушкина», сегодня представляет своё видение причин и предпосылок мифа о Пушкине. И тем ставит нас лицом к лицу с Пушкиным подлинным, живым...
Можно найти и другие сближения между этими двумя номерами «Литературы», но любому вдумчивому читателю они не покажутся странными, а лишь откроют ещё раз то, что нас всех объединяет. Да, конечно, Пушкин. Но за этим коротким именем действительно та “бездна пространства”, в которую все мы погружены.
В пушкинских бумагах сохранилось несколько строк, которые цитируются постоянно.
“Только революционная голова, подобная Мирабо и Петру, может любить Россию так, как писатель только может любить ея язык. Всё должно творить в этой России и в этом русском языке”.
Но если первое предложение получило и будет продолжать получать разноречивые толкования, смысл предложения второго непреложен. Будут живы и многоязыкий российский народ, и российская школа, если сохранят волю к творчеству, к созиданию, повторим, в этой России и в этом русском языке!