Я иду на урок
6-й класс
Пастернаковский «Июль»
В шестом классе один из уроков посвящается стихотворению Б.Л. Пастернака «Июль». Анализируя это произведение, ученики обращают внимание на то, что июльский воздух показан как живое существо, то есть содержание всего произведения определяет олицетворение. На основе наблюдения над лирической композицией они составляют характеристику этого необычного героя, предварительно выделив опорные цитаты.
Посмотрим, каким видят шестиклассники июльский воздух: “Пастернак называет июльский воздух и привиденьем, и домовым, и баловником-невежей, и дачником-отпускником. Кто это — мифическое существо или человек? Что-то в нём есть таинственное, странное. Но в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что у него есть характер, как у человека” (Владимир С.); “Это легкомысленное существо, оно такое подвижное, что просто не может стоять на месте: «везде болтается некстати», любит таскать пух одуванчиков, вбегает в комнату в вихре сквозняка и взвивается до потолка с занавеской, как с танцоршей. Для него нет никаких границ, преград, так как оно пролезет в любое окно, пролезет, куда захочет” (Лариса К.); “Это весельчак и болтун, «всё громко говорящий вслух». А ещё это «нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа». Я вижу перед собой человека, который не считается с правилами приличия, живёт, как ему хочется, постоянно находится на природе — самый настоящий «дачник-отпускник». Он мне симпатичен, ведь он вольнолюбивый, подвижный, юморной” (Александра П.). Ученики отмечают основные качества этого “жильца приезжего” и выражают свою симпатию к нему. Принципиально важно и то, что первый ученик говорит о некоей неопределённости этого образа, напоминающего и мифическое существо, но такое близкое, родное, связанное с домом, домашним очагом, и человека, у которого обнаруживается характер, проявляющийся в экстравагантных поступках.
Ученики по-разному отвечают на вопрос “Почему поэт изображает июльский воздух как человека?”, но их точки зрения могут быть сведены к нескольким тезисам, каждый из которых формулирует одну из художественных функций приёма: 1) развёрнутое олицетворение помогает поэту ярче, образнее, точнее описать июльский воздух, его свойства и “повадки”; 2) поэт хочет подчеркнуть сходство природы и человека; 3) поэт при помощи олицетворения выражает свою любовь к июлю, лету, природе в целом; 4) поэт таким образом приближает июльский воздух к читателю, который начинает относиться к этому явлению природы с искренней симпатией и даже с любовью.
Следует отметить, что, отвечая на вопрос синтезирующего типа, шестиклассники вновь обращаются к художественному тексту, приводя те или иные цитаты с целью подтверждения своих мыслей.
Далее ученики получают для осмысления несколько фрагментов из лирических произведений Б.Л. Пастернака, в которых обнаруживается изображение природы на основе олицетворения.
1. Гроза в воротах! На дворе!
Преображаясь и дурея,
Во тьме, в раскатах, в серебре,
Она бежит по галерее.
По лестнице. И на крыльцо.
Ступень, ступень, ступень…2. А ночь войдёт в мой мезонин
И, высунувшись в сени,
Меня наполнит, как кувшин,
Водою и сиренью.3. Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя обгладывает молодь.
Задевши за её хребет,
Болтается на ветке жёлудь.
Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всём лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Прежде всего шестиклассники на основе наблюдений над художественным текстом объясняют употребление автором олицетворения. Характеризуя первый фрагмент, они обращают внимание на то, что гроза в нём показана бегущей к самому дому. Вот она приближается к крыльцу, поднимается по ступенькам. Сам повтор существительного “ступень” как бы передаёт всю динамику происходящего, всё психологическое напряжение ситуации. Шестиклассники обращают внимание и на деепричастие “дурея”, при помощи которого поэт показывает состояние грозы, всё более и более теряющей разум. Во втором фрагменте, более сложном для объяснения, говорится о ночи, которая входит в мезонин и, высунувшись в сени, наполняет душу лирического героя ощущением красоты, гармонии, непостижимой трепетности мира. Именно эти начала символизируют вода и сирень. В третьем фрагменте растенья, напуганные лосихой, глазеют на происходящее, “опутанные ворожбой”. Кажется, что они застыли от страха. И лишь один ручей ничего не боится и нарушает тишину своим голосом, звучащим “то тише, то звончей”. Настолько он удивлён небывалым случаем в лесу, что не может сдержать своих чувств.
Сопоставительная деятельность шестиклассников организуется при помощи вопроса “Какой из поэтических фрагментов ближе всего к стихотворению «Июль»?” Совершенно очевидно, что формулировка не называет признак, на основе которого следует соотносить друг с другом поэтические тексты, и соответственно допускает разные варианты ответа: “К стихотворению «Июль» ближе фрагмент о бегущей грозе. И июльский ветер, и гроза какие-то суматошные, подвижные, непредсказуемые: в любой момент от них можно ожидать чего угодно” (Максим Н.); “Я считаю, что и в стихотворении «Июль» показывается отрицательное влияние ветра на жизнь людей, ведь «он мешается во все дела, в халате крадется к кровати, срывает скатерть со стола», то есть создаёт людям неудобства. В первом фрагменте гроза так и ворвётся в дом, и чувствуется, что герой стихотворения этого страшно боится, да и грозу-то мы видим его глазами. Опять природа мешает людям, осложняет их жизнь” (Алина К.); “А мне кажется, что к стихотворению об июльском ветре ближе фрагмент о лесе и ручье, потому что в нём показывается природа сама по себе: в этих двух произведениях она не влияет на человека” (Анна Х.); “В стихотворении «Июль», а также в первом и третьем фрагментах природа показана как особый мир, хотя и очень похожий на мир людей” (Ольга З.).
Как мы убедились, сравнение поэтических текстов помогает детям глубже осмыслить стихотворение «Июль» и понять отношение Б.Л. Пастернака к природе, но для того, чтобы в их сознании возникла некая модель мира, присутствующая в лирических произведениях поэта, необходимы обобщающие суждения учителя, которые систематизируют сказанное детьми. Что же это за суждения?
Во-первых, явление природы может показываться как существо жизненно активное, динамичное (июльский ветер; бегущая гроза; ручей, который не может не поделиться с окружающим миром своими впечатлениями) и как существо статичное, как бы скованное страхом или недоумением (растения). Б.Л. Пастернак создаёт такую картину, используя приём олицетворения. Во-вторых, поэт показывает природу как суверенный мир, живущий по собственным законам, но чаще всего вторгающийся в мир смежный, мир людей, и неизбежно влияющий на него. Но вряд ли можно согласиться с мнением Алины К., что поэт показывает отрицательное воздействие июльского ветра на жизнь людей: читая стихотворение, ощущаешь симпатию, если не любовь лирического героя к этому озорнику и “баловнику”, охваченному игровым настроением. В поэтическом мире Б.Л. Пастернака природа, резкая, буйная, не справляющаяся с избытком жизненных сил, или спокойная, умиротворённая, вызывающая у созерцателя гармоничное состояние духа, всегда прекрасна, даже возвышенна. Мало того, её можно назвать хранителем мудрости, которой она иногда делится с человеком. Но подробный разговор об этом впереди — в одиннадцатом классе. Тем не менее эти мысли звучат в конце урока по лирике Б.Л. Пастернака в шестом классе. Таким способом учитель намечает детям перспективу развития — эстетического и даже философского.
Как мы видим, охарактеризованный выше урок формирует начальное представление шестиклассников о мироощущении автора, а также делает для них более понятными художественные функции одного из его излюбленных художественных приёмов.
На уроке в шестом классе сравнение, не теряющее своей центростремительной направленности (практически постоянной обращённости к тексту изучаемого произведения), получает сильные центробежные импульсы, подводя юных читателей к принципиальным особенностям поэтического мира Б.Л. Пастернака. Наблюдение же над новыми текстами, сжатое во времени, лишь подготавливает следующий этап занятия, характеризующийся сопоставительной деятельностью учащихся.