Колонка редактора
Будни и праздник Слова
День учителя литературы на восьмом Московском педагогическом марафоне учебных предметов вновь проходил в гостеприимном лицее № 1535. Информация о его программе печаталась в газете, была помещена на издательском сайте. Двери были широко открыты, и все, кто мог, кто хотел, пришли. Краткий итог: основная программа выполнена полностью, коллеги получили прекрасную возможность для свободного общения, редакция, как обычно, — новые уроки. И уроки проведения этого традиционного для нас ежегодного собрания, большого схода словесника, и уроки для совершенствования нашей дальнейшей газетной деятельности, и просто “уроки” — так мы называем между собой учебно-методические материалы наших читателей, которые затем обычно публикуются на страницах газеты. Некоторые из участников Марафона, помня, что «Литература» не только газета для учителей, но и равноправно газета учителей, их открытая трибуна и кафедра, принесли с собой свои творческие наработки и сдали их нашим сотрудникам. А те, кто не принёс, сделают это, как обычно, с помощью почты — электронной и обычной. И хотя портфель редакции, к счастью, не пустует, интересные работы обычно своих полос долго не ожидают.
Атмосфера Дня учителя литературы была и деловой, и праздничной. Самым важным рабочим событием, на наш взгляд, стало проведение круглого стола «Как привлечь подростка к чтению: делимся идеями». Правда, название по его итогам можно было бы уточнить: “...делимся идеями и проблемами”. Обсуждение наболевшего нарастало по мере того, как истекало отведённое на круглый стол время, так что мы обязательно его продолжим на страницах «Литературы», и здесь, разумеется, слово получит каждый, уже без необходимо жёсткого регламента круглого стола.
Настоящим праздником Слова стали две встречи в Большом зале. Наталья Дмитриевна Солженицына подробно рассказала о той стороне жизни и творчества Александра Исаевича Солженицына, которая была связана с его учительской деятельностью, с его взглядами на образование и просвещение. Общение было настолько тёплым и задушевным, что нарушился хронометраж Марафона, и мастер-класс Юлия Анатольевича Халфина «Школьный поэтический театр: открытая репетиция» начался с некоторым опозданием. Мастер-поэт школьной педагогики, юбиляр-ветеран вывел на подмостки сразу четыре поколения своего театра. Это было впечатляющее зрелище! И, разумеется, поучительное для коллег, которые в большинстве своём также с увлечением руководят школьными театрами...
А после Дня учителя литературы вновь пошли редакционные будни, которые никак не назовёшь серыми, несмотря на неустойчивую весеннюю погоду. В этом номере, который, как всегда, связан с Днём славянской письменности и культуры, два главных героя — Борис Леонидович Пастернак и Михаил Александрович Шолохов, два русских классика, два человека с головокружительными судьбами, два нобелевских лауреата. Возвращаясь к вышесказанному, заметим, что мы несколько просчитались при подготовке материалов: интересных статей, посвящённых проблемам изучения этих писателей в современной школе, оказалось больше, чем смог вместить номер. Но это и не беда: значит, встречи с ними продолжатся.
И в завершение. Мы продолжаем действенно участвовать в разрешении проблемы итогового школьного экзамена по литературе. Отрицательно относясь к нынешней форме ЕГЭ и последовательно выступая за восстановление полноценного письменного экзамена, мы в сложившихся обстоятельствах не можем оставить без поддержки выпускников–2009 и их наставников. Даже поставили материал о ЕГЭ в начало номера.
Желаем всем коллегам счастливого завершения этого учебного года!