Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2009

Интернет-кладовка

«Старое Радио» — юным слушателям

Ходят пророчества, что скоро бумажная пресса исчезнет и все масс-медиа сосредоточатся в Интернете. Но нашу «Интернет-кладовку» мы завели не ради подготовки к грядущим потрясениям. Думается, человек слишком сложно организованное существо, чтобы складывать всё своё пропитание, в том числе духовное, в одну корзину. Ведь предсказывали, что телевидение вытеснит радио… Но что же мы видим, точнее, слышим сегодня?! Радио нашло своё пространство и в Сети. Сегодня преподаватель искусстоведения и музыки московской школы № 1332 Елена Михайловна СЕРГЕЕВА рассказывает об очень интересном и полезном для учителей и школьников сайте под простым названием «Старое Радио».

Разместившееся по адресу http://www.staroeradio.ru/ круглосуточное «Старое Радио» организовано так же просто и понятно, как шкала тех радиоприёмников, которые стояли во многих наших квартирах ещё лет двадцать назад. Такой приёмник изображён и на главной странице сайта. На его нижней консоли три кнопки: «Старое радио» (здесь проигрываются произведения из отечественного радиофонда), «Музыка» (воспроизводятся песни прошлого — до середины ХХ века) и «Детское радио» (здесь, понятно, представлены произведения для детей и юношества, включая значительное собрание того, что изучается в школе). На главной странице размещена также «Школьная фоно­хрестоматия по литературе», «Программа передач», инструкции по технической организации прослушивания.

Создатель «Старого Радио» Юрий МЕТЁЛКИН собрал, оцифровал и выложил для свободного прослушивания (сайт принципиально некоммерческий) пои­стине сокровищницу нашего аудиофонда! При этом очень важно, что Юрий Метёлкин придирчив к качеству выкладываемого материала, на сайте не встретишь, так сказать, фоноширпотреб.

Записи мировой классики, сказки, детские передачи, хотя и сделаны давным-давно, хранят душевную теплоту, сердечность исполнителей, они свободны от изнуряющей всех нас рекламы.

Не так давно, готовясь к изучению с шестиклассниками оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», я обнаружила, что только три человека в классе знают, что у Пушкина была такая поэма. Только один помнил, о чём там идёт речь. Издания поэмы дома оказались лишь у пяти человек, при этом вытащить текст из Интернета (компьютеры есть почти у всех) пришло в голову двоим… Затем обнаружилось, что дети в этом возрасте попросту не умеют осмысленно читать стихи, не владеют интонацией. Может быть и потому, что они не наслушались по радио тех высокохудожественных передач, которые сопровождали жизнь прежних поколений.

На «Старом Радио» есть прекрасная композиция по опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Я дала задание прослушать этот спектакль, предварительно назвав вопросы, на которые нужно будет письменно ответить. И почти все ребята подготовились, с работой справились прилично. И, конечно, самой большой наградой для меня было то, что во время каникул школьники сами прочитали «Руслана и Людмилу».

Когда ученики читали по курсу литературы «Евгения Онегина», я нашла и показала им на сайте тринадцать (!) различных записей этого шедевра.

6-й класс по искусствоведению изучает Индию. Так как знакомство с литературой изучаемой страны также входит в мою программу, я обратилась к «Старому Радио» и нашла «Рамаяну» и «Сур Сагар». Жаль, пока нет «Махабхараты», но ведь коллекция растёт!

В 7-м классе перед слушанием оперы Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь» дала задание послушать запись этой повести. (На сайте есть два варианта, один лучше другого.) В результате дети провели собственное “расследование” и выяснили, что у Гоголя, оказывается, есть целый цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», что «Ночь перед Рождеством» не связана с утопленницей, а Панночка из Вия — это не то же самое, что Панночка из «Майской ночи».

Да, некоторые дети пока слушают только заданное, но, возможно, лишь потому, что ещё не освоились на сайте. Но есть и те, кто самостоятельно ищет то, что им интересно, и приобщают к сайту членов своей семьи. Например, младший брат одного из учеников слушает там сказки, и папа его тоже очень заинтересовался. Другой ученик разыскал здесь архивные записи выступлений политиков советского времени и теперь постоянно их слушает. (От шеф-редактора. Это сообщение, на мой взгляд, обозначает очень важную проблему использования таких сайтов. Одно дело, когда подросток без комментариев слушает «Оптимистическую трагедию» или, например, «Любовь Яровую», и совсем иное, если он нарвётся на речи Сталина или Андропова. Как в благое время отсутствия политической цензуры сделать подросткам пожизненную прививку против гипноза разного рода политических демагогов, авантюристов, носителей тоталитарных идей, пресловутой “ленинской гвардии” (есть там и такая передача) и т.п. — вопрос вопросов! — С.Д.).

И я почти каждый день, как только появляется время, захожу на сайт Юрия Метёлкина. И почти сразу нахожу для себя что-то интересное, например, очень радует, что на сайте есть рассказы о классической музыке, хочется только, чтобы их стало ещё больше.

Надо рассказывать об этом сайте и на родительских собраниях! Хотя, указав уже многим на «Старое Радио», обратила внимание на то, что проще всего увлечь, подойдя к компьютеру друзей или знакомых и открыв сайт. А затем предложить сделать ссылку на него в «Избранном».
Сожалений не будет, тем более, что коллекция ежедневно пополняется!

Рейтинг@Mail.ru