Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2009

События и встречи

«Гоголь в современном мире» ... А в современной школе ?!

Круглый стол «Гоголь в современном мире», приуроченный к 200-летию со дня рождения писателя, прошёл в середине марта в Москве на ВВЦ в рамках XII Национальной выставки-ярмарки «Книги России».

Рассказать на страницах «Литературы» об этом мероприятии, казалось бы, одном из многих юбилейных, побудила, во-первых, его представительность, а во-вторых, но в-главных, сама тональность обсуждения.

Организатору “круглого стола”, известному литературоведу и критику Наталье Ивановой, работавшей при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и фонда «Русская литературная инициатива», удалось собрать представительный состав участников во главе с выдающимися литературоведами — Ю.В. Манном, С.Г. Бочаровым, Жоржем Нива (Франция). Было много писателей, работающих, по их собственным представлениям (или по представлениям критики), “в гоголевской традиции”. Писателей всегда послушать интересно, а здесь каждый особенно старался.

Так, первый лауреат «Русского Букера» Марк Харитонов прочёл длинный, как он его назвал, верлибр, посвящённый Гоголю, а прозаик Евгений Попов, известный со времён «МетрОполя», произнёс, хотя фуршета на “круглом столе” не предусматривалось, тост «Наш бедный Гоголь», завершающийся словами: “Пушкин и Гоголь — вот истинно двуглавый орёл, обе головы которого смотрят на нас”. Прозаик же Владислав Отрошенко сообщил, что, помимо бортковского «Тараса Бульбы», на нас надвигается «Вий», снятый киркоровским клипмейкером Олегом Степченко “по неизвестной рукописи” гоголевского шедевра (на этих словах Юрий Владимирович Манн вздрогнул). Милосердный Отрошенко поспешил успокоить ведущего нашего гоголеведа. Неизвестной эта рукопись была лишь для Степченко и для пиаривших его журналистов, но зато теперь вся наша страна пребывает в восторге от находки, а Украина завидует — неизвестных рукописей Гоголя, даже на русском языке, клипмейкеры или хлопцы Хорошковского там не отыскали…

Писатель Вячеслав Пьецух не только, подобно большинству выступавших, безрадостно высказался о характере юбилейных празднований (как оно было, читатели этого номера «Литературы» уже знают), но и заявил, что у Гоголя будущего вообще нет. Гоголь рассчитан на квалифицированного читателя, а в современном мире таковых почти не осталось.

Представляется, что в данном случае известным мастером слова изрекалась всё же не истина, а фигура речи, некий псевдопарадокс (чем, к слову, страдали и выступления некоторых других “наследников гоголевской традиции”). Не буду задаваться здесь вопросом, что есть “квалифицированный читатель”. Не буду, зная, что, например, гоголевская «Коляска» с восторгом воспринимается уже младшими школьниками, ибо им не только понятен Чертокуцкий, но и близок — как носитель если не младенческого, то детского сознания. Нет проблем и с реальным чтением «Ревизора» в школе и даже как бы незавершённых «Мёртвых душ».

Гоголь открыт любому читателю, особенно если его не калечить доспехами борца с самодержавным строем и т.д. К сожалению, от вульгарных прочтений оказались не свободны иные ораторы, восхищавшиеся сегодняшней, так сказать, социально-экономической актуальностью многих гоголевских образов: Мавроди как Чичиков и т.д. — неохота повторять эти пошлости, особенно если помнишь, что ещё известный Ермилов в своё время сравнил Павла Ивановича с Трумэном.

Сатира Гоголя разит не обстоятельства, в которых оказался человек (обстоятельства жизни никогда не были и не будут курортными), а зло, в человеке заселившееся. Что-то разит, над чем-то смеётся… В значительной мере Гоголь был прав, даже заявляя, что во взяточничестве чиновников виноваты их жёны, заставляющие мужей взятки брать. Всё исходит из человека и возвращается к человеку.

Вспомнилась на этом “круглом столе” и мудрая мысль поэта Тимура Кибирова из его недавнего интервью «Литературе» (№ 7), здесь немного её перефразирую: “Чтобы понять сочинения «наследников Гоголя», в школе надо изучать не их, а именно Гоголя”. Жаль, что все эти печальники о судьбах “гоголевской традиции” так и не задумались о том, что они — явно не читатели друг друга. Их читатели создаются в школах (или не создаются). Но проблема, которая, думается, в течение последнего года стала одной из лейтмотивных в нашей газете, на этом “круглом столе” не была даже затронута.

Так или иначе, она никуда не исчезнет. Все материалы “круглого стола” Наталья Иванова пообещала опубликовать в журнале «Знамя», так что у коллег будет возможность самостоятельно оценить то, что говорилось и до чего договорились на этом мероприятии. Может, что-то пригодится в повседневной вашей работе.

Сама выставка-ярмарка «Книги России», как и предыдущие эти мартовские выставки, была довольно скромной по масштабам (наверное, и пресловутый кризис не пошёл ей во благо). Тем не менее здесь можно было купить антологию «Гоголь в русской критике», подготовленную С.Г. Бочаровым (изд-во «Фортуна ЭЛ»; мы обязательно расскажем подробно об этой книге), а также посмотреть выставку современной книжной графики и книжную экспозицию, посвящённые всё тому же юбилею вечного нашего гения.

«Гоголевский бульвар: художественный мир
Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX–XX веков»

Эта выставка будет открыта до 18 мая в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, ул. Пречистенка, 12/2).

Название выставки — «Гоголевский бульвар» — символично. Известно, что Гоголь очень любил Москву. “Москва — моя родина”, — писал он С.Т. Аксакову в 1841 году. Прежде Пречистенский, ныне Гоголевский бульвар был любимым местом прогулок писателя, жившего неподалёку. На соседствующих бульварах стоят ныне два самых знаменитых памятника писателю.

Усилиями многих архивистов, музееведов, литературоведов, кино- и театроведов, историков, частных коллекционеров России и Украины предпринята попытка не только воссоздать историю жизни и творчества Гоголя, но и показать влияние личности писателя, его литературного наследия на мировой культурный процесс (музыка, живопись, театр, кинематограф). В основе выставки — уникальные документальные и мемориальные свидетельства, уникальная портретная галерея Н.В. Гоголя и близкого круга его современников.

В ходе подготовки выставки произошло немало открытий. Так, автограф письма Гоголя П.А. Вяземскому от 11 июня 1847 года, недавно полученный РГАЛИ в составе коллекции И.С. Зильберштейна, имеет разночтения по сравнению с ранее опубликованным текстом: “Нужно, чтобы мы всё-таки питали любовь к своей государственности, а не летали мысленно по всем землям, говоря о России. Чтобы чувствовали, по крайней мере, что строенье нового исходит из духа самой земли, из находящихся среди нас материалов”. На выставке представлены важнейшие среди новых автографов Гоголя из РГАЛИ — в частности, «Записная книга 1835 г. с лекциями и статьями по истории и географии». Представлен кожаный портфель Гоголя, другие уникальные мемориальные экспонаты, предметы эпохи, произведения живописи и графики, редчайшие книги из собраний Государственного музея А.С. Пушкина.

Экспонируются первые издания Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831), публикации писателя в пушкинском «Современнике» (1836), прижизненные издания «Ревизора», «Мёртвых душ», «Выбранных мест из переписки с друзьями». Из Третьяковской галереи на выставку поступило шесть иллюстраций Марка Шагала к «Мёртвым душам».

Яркая часть выставки — “гоголиана” в театре и кинематографе. Эскизы декораций и костюмов, реквизиты театральных и кинопостановок предоставили Большой и Малый театры, киностудия «Мосфильм». Посетители увидят также костюмы, фото- и видеорепортаж со съёмок недавнего масштабного кинопроекта — экранизации повести «Тарас Бульба».

 


Рейтинг@Mail.ru