Читальный зал
Единый государственный экзамен. «Белая книга»
В конце февраля, когда я писал эту рецензию, в новостях прошли сообщения, что в Конституционный суд России поступило несколько исковых заявлений от родителей школьников о незаконности проведения ЕГЭ в нашей стране, во всяком случае в этом году. Подумалось: ну слава Богу! Наконец-то! Проснулся, может быть, и не таких уж богатырских сил исполненный, но всё-таки… Народ наконец-то проснулся.
Наша-то интеллигенция и не засыпала, во всяком случае на этом направлении. Свидетельством тому выпущенная факультетом журналистики МГУ «Белая книга», посвящённая ЕГЭ в целом и ЕГЭ по литературе в частности.
Почему «Белая книга»? Что такое «Белая книга»?
К сожалению, в современном употреблении это понятие сплошь и рядом размывается, вбирая в себя различные смыслы. А в изначальном своём значении Белая книга, White paper, пришла к нам из всё тех же англоязычных стран. Там это означает официальное письменное сообщение, которое поясняет политику государства, или справочный документ для заинтересованных лиц, причём такие документы могут стать основой для принятия решений.
К счастью, составители «Белой книги» о ЕГЭ — профессора МГУ В.Я. Линков и В.А. Недзвецкий, старший преподаватель факультета журналистики МГУ И.В. Петровицкая — сохранили устоявшее значение понятия. Ими собраны десятки материалов о пресловутой реформе российского образования (разумеется, и о ЕГЭ), помещённых в периодике, в Интернете, прозвучавших на радио и телевидении. Картина получилась впечатляющая (хотя составители справедливо отмечают: “Эта книга могла быть в десять раз толще”). Представлена объективная и всесторонняя профессиональная и общественная оценка той образовательной реформы, которая уже даже не предлагается, а попросту насильственно вталкивается в нашу жизнь.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН. БЕЛАЯ КНИГА.
М.: Факультет журналистики МГУ,
2008. 326 с.
Прекрасно зная, что демагогические ухищрения не способны привести к созиданию, следуя, несмотря ни на что, правилам честной полемики, сразу отведу один известный довод, кажущийся весомым нашим чиновным оппонентам и их сторонникам. Есть мнение, что с ЕГЭ борются прежде всего преподаватели крупнейших, так сказать, престижных российских вузов с МГУ во главе. Что, мол, введение ЕГЭ лишает обильной кормушки сонмище репетиторов, а также разрушает насквозь коррумпированную систему поступления в эти вузы. Но, во-первых, даже на уровне ЕГЭ-эксперимента в неисчислимом стане репетиторов возникло лишь оптимистическое оживление при, между прочим, довольно кислых видах на содержание такого репетиторства (оно воленс-ноленс становится лишь натаскиванием, а не формой систематизации и углубления знаний). Во-вторых, конкретно об МГУ. У меня есть личный, не совсем мажорный опыт общения с приёмной комиссией этого учебного заведения. Да, очевидно, в МГУ со вступительными экзаменами не всё гладко. Но когда я вижу, кто ходит в выпускниках МГУ, как-то успокаиваюсь. Что бы там ни говорили, школа МГУ делает что-то хорошее даже с “блатными”. А обвинять во всех посткоммунистических прегрешениях, в этом безбрежном океане коррупции, заполонившем ныне Россию, только МГУ — это, знаете ли, всё равно что бранить высококлассный «мерседес» за то, что он плохо едет по заболоченной местности. Давайте вначале дороги построим!
Книга, подготовленная в МГУ, этот МГУ совсем не выгораживает. Она предлагает многообразный материал, со всей ясностью показывающий, почему в нынешнем своём виде реформа российского образования превращается в похоронный по отношению к самому образованию ритуал.
В книге несколько разделов — «ЕГЭ в школьном образовании», «ЕГЭ: коррупция, нарушения», «Альтернативы ЕГЭ», «Болонская система в российских вузах» и, наконец, самый для нас важный раздел — «ЕГЭ и место русской литературы в школе».
Скажу честно, может быть, эту «Белую книгу» читать всем российским словесникам и не обязательно, но важно знать, что она существует. Ещё более важно отправить соответствующее количество её экземпляров в Конституционный суд в подкрепление родительских исков, а основной тираж разослать по нашим директивным кабинетам, ведь там тоже сидят граждане, имеющие детей — школьников и студентов. Разослать, несмотря на то что в тех кругах в докризисный, во всяком случае, период укоренилась мода учить своих детей за рубежом или, на худой конец, в закрытых учебных заведениях. Но закрытые учебные заведения исчерпывающе оценены не только в анекдотах, но и в воспоминаниях о них, а про зарубеж сейчас вообще ноу коммент.
Главное — не отступать! Позади ладно бы Москва — ведь вся Россия!
Хотя всё-таки неотступно, подогреваемо фактами ощущение, что нашу Россию так или иначе повалят. Не кризис, не падение цен на углеводороды, а именно все эти нынешние посткоммунисты, все эти чубайсята — непотопляемые и неунывающие ребята. Те, которые знают всё, ничего толком не умея. Те, перед лицом которых в необъяснимом, да уже и скучном даже параличе находится наша верховная и вроде бы без запинки красноречивая власть.
Когда недавно в разговоре я вновь вспомнил свой любимый афоризм-аксиому нашего великого императора Александра III: “У России есть только два союзника — её армия и её флот”, мой друг мудро дополнил: “Третий верный союзник России — её образование”. И вот сейчас мы все этого союзника бездарно, а если начистоту сказать — попросту подло предаём.