Я иду на урок
6 - й класс
Урок по повести «Детство»
Подростков волнуют проблемы становления личности. 12–13 лет — трудный возраст. Уже не дети, но ещё и не взрослые. Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны. Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого, и «В дурном обществе» Короленко, и даже «Вождь краснокожих» О.Генри. Произведения разные и по сути, и по жанру, разными будут и уроки. Первый из них посвящён автобиографической повести Л.Толстого.
Эпиграф к уроку
Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Л.Н. Толстой. «Детство»
I. Подготовка к восприятию
— Как вы воспринимаете детство? Это действительно хорошая пора? Почему?
— Прочитайте эпиграф к уроку. Какие эпитеты употребляет Толстой, говоря о детстве? Почему?
— Многие писатели и поэты вспоминают о детстве как о прекрасной поре:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
(Марина Цветаева)
А какие книги о детстве можете назвать вы? Какие из них вам понравились?
— Вспомните книги А.Линдгрен, которые мы изучали в прошлом году. Кто главные герои её произведений?
II. Беседа о повести Л.Толстого «Детство»
— Что значит автобиография? (Запись в тетрадь: автобиографическое произведение — произведение, основанное на событиях и фактах из жизни автора.)
— Кто главный герой и от чьего лица ведётся повествование?
— Как вы думаете, кому принадлежат слова, вынесенные в эпиграф нашего урока, — автору или Николеньке? Почему вы так решили? Какие чувства передают эти слова?
Чтение начала повести, главы «Учитель Карл Иванович». Это чтение предваряет вопросы.
— Какие чувства испытывает Николенька?
— Что вы можете сказать о главном герое, прочитав самое начало повести? Запишите ключевые слова, характеризующие героя.
Чтение главы «Драка».
— Что мучит Николеньку? Как он себя ведёт? Запишите ключевые слова.
— Оправдываете ли вы героя? Кто из вас попадал в подобные ситуации? Как вы в них поступали?
III. Сделайте вывод. Что можно сказать о герое повести по первым отрывкам? Как показан его характер?
IV. Подумайте дома над вопросом: “Какую цель поставил перед собой автор, создав автобиографическую повесть?”
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лев Толстой в начале пути “Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства” — эти слова, сказанные Л.Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору. «Детство» — первое произведение двадцатичетырёхлетнего юнкера, ведущего военную, походную жизнь, участвующего в сражениях, — в поэтическом отношении необыкновенно совершенно. Читая это произведение, вы не заметите, что оно — итог долгой, трудной, терпеливой работы. В дневниках того времени Толстой особенно внушает себе самому, что терпение и упорство в труде — свойства, которые он должен каждодневно в себе развивать и укоренять, что без этого он ничего не достигнет. И он создаёт одну за другой четыре редакции своего произведения, перепахивая каждую строку, перестраивая, коренным образом меняя сюжет, смысл и наполнение образов… Сохранены или вновь введены только ясные, выразительные детали. Читатель видит мать героя, когда она разливает чай: “...Одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли”. При всём её спокойствии, уравновешенности, постоянной заботе о других, о хозяйственных мелочах для блага детей и мужа, при всём этом вода, текущая через верх чайника на поднос, выражает её тайное смятение и предчувствие последствий предстоящей разлуки. Или ещё деталь: пальцы приказчика Якова, в яростном движении которых опровергалось всё то, что говорил отец и что Яков безмолвно и почтительно выслушивал. Или — “чёрная круглая табакерка” и другие предметы вокруг Карла Иваныча, которые лежат так чинно, они доказывают, что совесть его чиста… В «Детстве» всё взято в движении, всё, что есть, тотчас перестанет быть. Последний день в деревне. Последние занятия с Карлом Иванычем. Охота перед самым отъездом. Расставание с матерью навсегда. Образ отца в его отношении к приказчику, к Грише, в споре с матерью во время обеда, во время охоты. И в Москве: динамичное название глав — «Собираются гости», «До мазурки», «Мазурка», «После мазурки», «В постели». Но за лёгкой музыкой танца слышится иная музыка, в детской влюблённости таятся иного рода мотивы: “...Когда я лежу и думаю о ней, Бог знает, отчего делается грустно и ужасно хочется плакать”. И вдруг эти тайные мелодии нарастают могучим ударом: «Письмо», «Что ожидало нас в деревне», «Горе». И самая грустная, самая захватывающая песня «Последние грустные воспоминания», — прощание с детством. Около сотни страниц, двадцать восемь глав, в каждой — пронизанный быстрым движением и в то же время весьма устойчивый быт. |