Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2009

Я иду на урок
Готовимся к ЕГЭ

В этом году выпускники не сдают обязательный экзамен по литературе. Хорошо это или плохо — покажет время. ЕГЭ по литературе необходим очень малому количеству абитуриентов, но практически у каждого словесника, работающего в 11-м классе, есть хотя бы один ученик, сдающий ЕГЭ. Печатаем материалы в помощь коллегам — их просьбы о консультациях в последнее время становятся всё настойчивее. Тренировочные блоки к ЕГЭ вы найдёте во всех номерах апреля–мая. Если ЕГЭ по литературе сохранится и в будущем году, откроем специальную рубрику с сентября. Следите за нашими публикациями.

ЕГЭ по литературе: проверяем себя

Экзаменационная работа по литературе в 2009 году состоит из трёх частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического/драматического произведения и лирическое произведение). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), ориентированных на базовый уровень и требующих в ответе написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2) повышенного уровня сложности, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В, базовый уровень) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4 — повышенный уровень) в объёме 5–10 предложений. Задания типа В оцениваются максимально по одному баллу, задания С1–С4 — максимально по 3 балла.

Для выполнения заданий части 3 (С5 — высокий уровень сложности) нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Максимальная сумма баллов, которые может получить выпускник, — 39 баллов.

Варианты тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе и самопроверки, а также другие необходимые учителю материалы можно найти в Интернете на порталах информационной поддержки эксперимента по введению ЕГЭ www.ege.edu.ruи Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru. Кроме того, появился ряд методических пособий, которые и учитель, и ученики могут использовать в подготовке к экзамену, например:

  • Сдаём единый государственный экзамен. Литература / Авт.-сост. С.А. Зинин, Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская. М.: Дрофа, 2007.
  • Литература: ЕГЭ-2008: реальные задания / С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова. М.: АСТ-Астрель, 2008.
  • Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2009. М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009.

Уровень своей подготовки к экзамену выпускник может определить самостоятельно уже сейчас, выполняя задания, аналогичные демоверсии экзаменационной работы 2009 года. Предлагаем одно из таких заданий — по эпическому тексту.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент
текста и выполните задания B1–B7; C1–С2

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Мат­рёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Мат­рёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодоб­рительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Мат­рёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросё­нок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.
Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)

 

При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву
пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов,
знаков препинания и кавычек.

В1 Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?

В2 К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?

В3 Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?

В4 В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части (“…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?

В5 Как называются воскли­цательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?

В6 Как называется сниженная разговорная лексика (“за обзаводом”, “сударка”, “одново”, “дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?

В7 Содержание фрагмента показывает нам, что образы Мат­рёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?

Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ
на вопрос в объёме 5–10 предложений.

С1 Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”?

С2 Каким традициям русской литературы XIX века следовал А.И. Солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Ответы к заданиям В1–В7


задания
Ответ
B 1 Игнатич
B 2 рассказ
B 3 развязка
B 4 градация
B 5 риторические <или> риторические
восклицания
B 6 просторечие <или> просторечная
B 7 антитеза <или>
образная антитеза

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru