Я иду на урок
10-й класс
Воспитание чувств
«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева в программе 10-го класса
“Почему ушла услада неспешности? Где они теперь, праздношатающиеся былых времён?.. Неужели исчезли вместе с просёлками, лугами и полянами, то есть вместе с природой? Чешское присловье определяет их сладостную праздность такой метафорой: они засмотрелись на окна Господа Бога. А кто засмотрелся на них, тому нечего скучать: он счастлив. В нашем же мире праздность обернулась бездельем, а это совсем разные вещи…”
Милан Кундера
В 10-м классе мы всегда фокусируемся на двух гигантах литературы XIX века — «Преступлении и наказании» и «Войне и мире». Но часто упускаем при этом прозу чувства, ставя на второе, неглавное место романы без глобального исторического или социального пафоса — простую, неспешную, отдохновенную прозу. Динамика в ней скорее внутренняя, чем внешняя, и современному школьнику понадобится некоторое напряжение чувств, чтобы вчитаться в неё и полюбить. Но результат стоит этого напряжения. В первую очередь к “прозе чувства” можно отнести «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева.
Каким же образом научить школьников любить неторопливый, “вечерний” стиль прозы Тургенева? Даже финал «Дворянского гнезда», в котором всё обостряется и драматургическое напряжение возрастает, спокоен. “Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула не него; только ресницы обращённого к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только ещё ниже наклонила она своё исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые чётками, ещё крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо”.
Тему, начатую в «Дворянском гнезде», можно продолжить — факультативно прочитать «Чистый понедельник» И.А. Бунина. Для этого нужно включить его в список летнего чтения в конце 9-го класса.
Это тем более важно, что Тургенев даёт своему читателю чувство преемственности прошлого, настоящего и будущего — чувство рода. Тургеневский герой не приходит из ниоткуда, за ним всегда стоят его прошлое и история его фамилии. Исключение составляет только Базаров — и то лишь в первой половине «Отцов и детей». Герой не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда, оставляет после себя что-то важное: потомка, яркое воспоминание, письмо; иногда это продолжение кажется не значимым, но Тургенев каждой своей строчкой доказывает, что и мелочь может быть целительна. Тихая улыбка Лаврецкого в финале — примирение с несбывшимся, утешение нерасцветшего чувства.
Продолжение в другом — условие обязательного для Тургенева светлого финала. Такая светлая грусть делает его прозу поэзией. По сути, многие его произведения — это стихотворения в прозе. И самый известный романс на его стихи «Утро туманное» («В дороге») стоит эпиграфом ко всему его творчеству.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая голос колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Задание. Стихотворение («В дороге») было написано в 1843 году, «Дворянское гнездо» — в 1859-м. Можно ли, фантазируя, предположить, что стихотворение — своеобразный ключ к «Дворянскому гнезду» и к творчеству Тургенева в целом? Найдите в стихотворении основные мотивы романа, найдите подтверждение этому в тексте «Дворянского гнезда».
Тургенев всегда природен, чувства и поступки его героев соответствуют пейзажу, броские, показные чувства выглядят как случайные, временные, даже иностранные. Финал тургеневской книги всегда открыт — и для читающего, и для будущих писателей — это своего рода духовное (или душевное)завещание героя. Потому так важно на уроке продолжить линию, изображённую Тургеневым, — в Бунине в первую очередь.
“Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд тёмных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать моё присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот” («Чистый понедельник»).
Сопоставляя произведения, которые разделяют восемьдесят пять лет, читатель понимает, что время не так сильно меняет чувства человека, как это кажется. Ощущение продолжения рода, собственного происхождения актуально сейчас необыкновенно, особенно для десятиклассников. Шестнадцатилетний человек проходит по городу, в котором день ото дня ломают старые дома, чтобы построить новые. И день ото дня в нём крепнет чувство, что и после него тоже не останется ничего, как не остаётся ничего от тех, кто жил в его городе до него. Два из трёх жизненных обязательств (“Построить дом, посадить дерево…”) теряют свою важность в глазах подростка. Пространственное ощущение переносится на жизнь в целом. Человек, не чувствующий зависимости поколений друг от друга, видит впереди и позади себя обрыв — и потому не может избавиться от ощущения опасности. Отсюда появляются агрессивность и желание разрушать. Литература же наравне с музыкой способна противостоять этим демонам бессмысленности.
“Тургенев — Бунин — а кто после них?” — спросит десятиклассник. Татьяна Толстая, Саша Соколов, Людмила Улицкая — и этот ряд вполне можно продолжить. И, кто знает, может быть, его продолжит и нынешний ученик, читающий «Дворянское гнездо».
Вопросы и задания
I. К биографии Тургенева
1. Как называлась родовая усадьба Тургеневых?
2. Где учился Тургенев (университеты; отделение)?
3. Что представляли собой первые литературные опыты Тургенева? В каком жанре он начинал работать?
4. Перед вами — список произведений Тургенева. Исключите лишнее.
«Отцы и дети» | «Каштанка» |
«Записки охотника» | «Ася» |
«Дым» | «Первая любовь» |
«Муму» | «Рудин» |
5. В каком году было написано «Дворянское гнездо»?
6. Назовите имя возлюбленной Тургенева.
7. Где родился и где умер Тургенев?
8. Прокомментируйте слова Тургенева (на отдельном листе или в тетради): “Прекрасное — единственная бессмертная вещь, и пока продолжает ещё существовать хоть малейший остаток его материального появления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью…”
II. К роману «Дворянское гнездо»
1. Перечислите героев романа.
2. Охарактеризуйте основной конфликт романа.
3. Художественными идеалами Тургенева были “простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы”. Говоря об этом, он имел в виду “спокойствие”, проистекающее “из сильного убеждения или глубокого чувства…” Таким образом, главным в искусстве Тургенев считал создание красоты. Это распространялось и на отношение Тургенева к человеческой душе. Он изображал своих героев всегда спокойными и благородными в выражении чувств. Если же герой суетится, излишне жестикулирует, много говорит, значит, Тургенев презирает его и стремится полностью дискредитировать. Кого из героев «Дворянского гнезда» Тургенев недолюбливает, считает никчёмным? Почему вы так решили?
4. Психологизм Тургенева называют “скрытым”, так как он давал читателю возможность угадывать чувства и мысли своих героев по внешним проявлениям.
По каким признакам мы узнаём:
а) о любви Лаврецкого к Лизе;
б) о любви Лизы к Лаврецкому;
в) о любви Лемма к Лизе;
г) о стремлении Михалевича к порядочности и правде?
5. “Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственным мнением”. Согласны ли вы с авторской позицией Тургенева?
III. Работа над текстом романа
1. Вспомните родословную Лаврецкого. Для чего Тургенев и другие русские литераторы так подробно излагают родословные своих героев? Важно ли происхождение героя для понимания его образа?
(Этот вопрос выводит нас на понятие рода.)
2. Объясните смысл названия романа.
(Возможны два варианта: логический и ассоциативный.
Логический позволяет прямо трактовать образ дворянского гнезда. Ассоциативный, возникший у учеников, — “Птицы, которые вырастают, улетают, но возвращаются”. Таким образом, появляется мотив разлуки и возвращения.)
3. Схематически изобразите взаимодействие персонажей, их связи.
4. Для характеристики каждого персонажа найдите в описании его внешнего вида красноречивую деталь (два галстука Гедеоновского).
5. Составьте таблицу персонажей (Лаврецкий, Лиза, Пестова, Лемм, Паншин, Михалевич, Глафира). Найдите нерациональный, непредсказуемый, но чрезвычайно важный для характеристики персонажа поступок, совершаемый каждым персонажем (пример: стихотворение Михалевича).
6. Напишите монолог от имени одного из героев. Сделайте его таким, чтобы можно было угадать, какой именно персонаж его произносит.
7. Почему уход Лизы в монастырь приближает Лаврецкого к Богу?