Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2009

Я иду на урок
7-й класс

"Сверхъестественное отделение носа"

Уроки с элементами мастерской по повести Н.В. Гоголя «Нос»

Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с пуб­ликою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.

А.С. Пушкин.
Примечание к повести «Нос»

«Нос» продолжает держать нас в недоумении.
С.Г. Бочаров. «Загадка “Носа” и тайна лица»

Повесть Н.В. Гоголя «Нос» описывает “необыкновенно странное происшествие”. В 7-м классе не представляется возможным глубоко и полно, с учётом социально-философского и психологического смысла, прочитать эту загадочную повесть. Но можно попробовать погрузить детей в реальное и одновременно мистическое, комическое и очень живое пространство «Носа». Оно как будто игровое — и предлагает погадать вместе с автором и его героями, как может существовать то, чего быть не может. Впрочем, не просто погадать, а поискать основы для своих догадок в языке, в сюжете, в особенностях композиции. Не всегда обязательно в общении с детьми этого возраста использовать литературоведческие термины, но всегда желательно основываться на законах, которые они выражают.

Дети к такой условной игре к седьмому классу готовы, и она может стать не просто развлечением, а способом чтения и понимания художественного произведения. Только после такого обсуждения можно будет с толком прочитать или перечитать комические и многозначительные слова в конце «Носа»: “Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают”. (И вспомнить их гораздо позже — при изучении М.Булгакова.)

Иллюстрация художницы Ники Гольц к повести «Нос».

Между тем общение с гоголевской повестью подвигает нас всё ближе к пониманию во все эпохи современной мысли, которую выразил И.Ф. Анненский: “…В рассказе можно усмотреть весьма определённую художественную цель — заставить людей почувствовать окружающую их пошлость”. Статья Иннокентия Анненского «О формах фантастического у Гоголя» подробно рассматривает эту тему.

Очень интересно рассмотрена повесть также в статье С.Г. Бочарова. Сомнительно, однако, чтобы мы были готовы говорить на таком уровне с семиклассниками. Но в итоге проведённого урока (или двух уроков) с элементами мастерской дети сами способны выйти к важнейшей мысли современного учёного: “Человеческий образ у Гоголя, в самом деле, распался на «лики без души» («нос») и загадочный, неизвестный внутренний лик («душа» или «сам» человек)”.

Ход занятия

…Их роль с мистической тревогой
Интуитивно чуял Гоголь…

А.Вознесенский

I. Вспомните поговорки и фразеологизмы, связанные с носом. (Запишите.) Если мало помним, подскажет учитель.

Комар носа не подточит. (Всё чисто, не к чему придраться.)
Прищемить нос. (Уесть кого-то, ущучить, поймать и наказать.)
Повести носом. (Почувствовать что-то интересное и проявить это внешне.)
Носом чуять.
Совать свой нос не в своё дело.
Не видеть дальше собственного носа.
Показать нос. (Подразнить.)
Нос не дорос. (Основа — метонимия.)
Водить за нос. (Обманывать.)
Натянуть нос. (Обмануть.)
Задирать нос. (Важничать.)
Мороз Красный нос.
Не выше (или не дальше) носа (видеть).
Вешать нос. (Метафора + метонимия.)
Носом землю рыть.
Столкнуться нос к носу.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Каков смысл такого частого упоминания носа в русском языке?

  • Выдающаяся вперёд часть лица, притом разных форм.
  • Выдаваться — многозначное слово. Иногда нос украшает, иногда незаметен, иногда мешает, сопит, краснеет… — в общем, как будто живёт своей жизнью. Иногда некоторым людям кажется, что их судьба зависит от носа. (Ср.: Сирано де Бержерак.)
  • Иногда из-за формы носа и его подвижности, а то и по характеру человек может напоминать животное: клюв, рыло, хобот. (А ещё бывают носорог, носуха, утконос…)
  • Как люди называют нос? Носопырка, носик, носишка, носище (носатик — носатый человек)…
  • Нарисуйте носы разной формы. Подпишите: что ощущает владелец такого носа? (Гордость, злобу, желание похвастаться, уныние, смирение, спокойствие, важность, презрение к окружающим…)
  • Послушайте стихотворение А.Вознесенского «Баллада-диссертация» (см. Приложение). Реальное это представление о роли носа или преувеличенное?

II. О смысле гиперболизма

  • Чему служит преувеличение? (Ср.: роль лупы, микроскопа, телескопа. Помогает лучше рассмот­реть, изучить, понять, найти главное. Иногда — опасное, болезнетворное.)
  • А чему может служить фантастика в правдивом повествовании, описании? (Развлечению, развитию воображения…) А ещё?…

III. Несколько слов о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. В них много фантастического, неясного — прежде всего для самих героев. Из-за чего?

  • Из-за наивности, неопытности, неумения понять реальность.
  • Из-за того, что действие — во сне или в мечтах.
  • Из-за вмешательства потусторонних сил.
  • Из-за собственного безумия, а иногда — из-за безумия мира, в котором живут гоголевские герои.

IV. Что и для кого странно в повести «Нос»?

1. Назовём действующих лиц. Представьте, что вам нужно составить афишу (если пьесы уже рассматривались в классе). (Задание можно дать как индивидуальное или в паре — заранее, на дом.) Афишу можно и нарисовать, включить портреты — по желанию.

1) Иван Яковлевич — цирюльник (брадобрей), нашедший запечённый в хлебе нос.
2) Прасковья Осиповна — его жена, которая пекла с утра хлеб, а потом ругала мужа.
3) Майор Ковалёв (Платон Кузьмич) или коллежский асессор, потерявший нос.
4) Квартальный надзиратель благородной наружности на Исаакиевском мосту.
5) Нос, сбежавший от хозяина, — статский советник.
6) Седой чиновник, в старом фраке и в очках, в газетной экспедиции.
7) Частный пристав — любитель сахара.
8) Доктор с благородною осанкою.
9) Штаб-офицерша Подточина Александра Григорьевна — (в письме.)
10) Иван — слуга майора Ковалёва.

2. Рассмотрим сюжет. Беседа о сюжете и выборочное чтение повести. (Читать с начала повести могут учитель или заранее подготовленные ученики.) Обязателен комментарий учителя к словам с неясным лексическим значением (например, цирюльник, фрак, значительная мина, кавказский асессор, штаб-офицерша, статский советник, ботфорты, пасквильный вид).

Вариант: задание выполняется заранее как индивидуальное или в паре. Тогда подготовленные ученики выступают как консультанты по мере необходимости при чтении. Они должны заранее выявить непонятные или не до конца понятные слова и ситуации. Возможны предварительные консультации.

3. Есть ли в повести объяснение, почему исчез нос? Есть ли предположения?

Что “собрали” в классе

1) Отрезал или оторвал невзначай цирюльник (“пьяница страшный”) — однако нос был цел с вечера (с прыщиком).
2) Наколдовала (“волхвования”) Подточина — но она не сердилась, а продолжала мечтать о зяте.
3) Всё происходит во сне или спьяну — но, ущипнув себя до вопля, Ковалёв выяснил, что бодрствует и соображает.
4) Украли или сбежал — область чистой фантастики (но Ковалёв-то сразу едет к полицмейстеру!).
5) Нарушение субординации, разрешённых мест и чинов (это объяснение Ковалёва Носу в церкви, то есть сам нос — плут и мошенник, потому и сбежал).
6) “У порядочного человека не оторвут носа”, то есть это результат неприличного образа жизни хозяина носа (объяснение частного пристава, желавшего отдохнуть после обеда).
7) “Только чёрт разберёт это!” — итоговая мысль майора Ковалёва. (“Чёрт его знает, как это сделалось…” — говорит и Иван Яковлевич.)

Выберите себе любое объяснение и подберите аргументы в тексте. Объясните друг другу свою точку зрения в группе из четырёх человек.

V. Подумайте и объясните друг другу, какие фразеологизмы со словом нос и почему подходят для определения состояния майора Ковалёва и его поведения.

Выступите от группы со своими объяснениями.

VI. Фантастическое в реальности — не об этом ли повесть Гоголя? Но, может быть, это 1) гипербола, 2) гипотеза, 3) модель (опыт, эксперимент)? Каждый из названных ответов требует осмысления. 1) Преувеличение — чего и зачем? 2) Гипотеза — предположение о чём и как объяснить, аргументировать? С какой целью появляется у автора? 3) Модель (мира, отношения человека к жизни и к себе, модель поведения) — что моделируется, почему именно так и к каким размышлениям побуждает?

1. Подберите и запишите слова — рифмы к слову нос. Прочитайте вслух (пишем на доске).

Нос
вопрос
5 кос (коз)
донос
навоз
босс
кокос
насос
плёс
барбос
мороз
пёс
авось
морозь
роз
врозь
брось
Атос
трос
спрос
морс
Барбадос
извоз
воз
утес
покос
...

Учителю понятно, что рифмы не связаны по смыслу с нашим словом, но часть из них — вдруг! — может что-то объяснить… Кроме того, такое смысловое “раскачивание” способно подтолкнуть творческую деятельность наших учеников. Могут появиться и стихи…

2. Выберите себе задание и выполните его письменно. Все работы прочитаем вслух.

1) Какое общество, каких людей, какие отношения показывает (обнаруживает, открывает) в Петербурге Н.В. Гоголь? Найдите доказательства в тексте повести.

2) Найдите странное, непонятное, нелогичное, глупое, смешное в современной нашей жизни (абсурдное). Что бы вы хотели поместить под “микроскоп” или оторвать от общей картины школьной жизни и рассмотреть отдельно? Напишите об этом.

Конечно, можно разобрать отдельные эпизоды, даже включить комментарий к эпизоду в отдельное задание. Но учителю следует спросить себя, есть ли у него задача подробного анализа рассказа (и время на уроке для него) или среди целей — привлечение внимания к роли абсурдного и комического в искусстве (у Гоголя), в жизни общества и отдельных людей. Для детей двенадцати-четырнадцати лет важно осмыслить отсутствие логики, понять, что смех — понятие эстетическое, а не только развлечение, научиться узнавать и понимать авторскую иронию. Но, может быть, важнее всего почувствовать современность гоголевской повести.

Подводя итоги общему разговору, учитель может обратиться ещё к одной мысли литературоведа: “…Нос — некая высшая инстанция, ибо нос — «выдающаяся» часть лица, концентрированная и подчёркнутая телесность, к тому же ещё с претензиями, с «амбицией»”… (Юрий Манн. Чудесные превращения гоголевских лиц. Литература. 2004. № 11). Высказывание это можно полностью разобрать — и самим разобраться… А можно только обратить внимание на его иронический смысл — теперь мы понимаем всё могущество носа, его великое значение в жизни человека. Но всякого ли?

Приложение

Дополнительный вопрос (можно дать его на дом до занятия): Что и кто писал о носах (сказки, истории, стихи…)?

Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»; Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»; А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»… С.Я. Маршак. «Птицы в пироге» (англ. песенка). Детские дразнилки: “Не суй свой нос // В чужой вопрос, // А то барбос // Откусит нос! Любопытному на рынке прищемили нос в корзинке. Любопытному на днях прищемили нос в дверях. Любопытной Варваре нос на рынке оторвали. Командир полка — нос до потолка, уши до дверей, а сам как воробей!”

Андрей Вознесенский
Баллада-диссертация

Нос растёт в течение всей жизни.
Из научных источников

Вчера мой доктор произнёс:
“Талант в вас, может,
и возможен,
но Ваш паяльник обморожен,
не суйтесь из дому в мороз”,
О нос!..
Неотвратимы, как часы,
у нас, у вас, у капуцинов
по всем
законам
Медицины
торжественно растут носы!

Они растут среди ночи
у всех сограждан знаменитых,
у сторожей,
у замминистров,
сопя бессонно, как сычи,
они прохладны и косы,
их бьют боксёры,
щемят двери,
но в скважины, подобно дрели,
соседок ввинчены носы!
(Их роль с мистической
тревогой
интуитивно чуял Гоголь.)

Мой друг Букашкин пьяны
были,
им снился сон:
подобно шпилю,
сбивая люстры и тазы,
пронзая потолки разбуженные,
над ним
рос нос,
как чеки в булочной,
нанизывая этажи!

“К чему б?” — гадал он поутру.
Сказал я: “К Страшному суду.
К ревизии кредитных дел!”

30-го Букашкин сел.
О, вечный двигатель носов!
Носы длиннее — жизнь короче.
На бледных лицах среди ночи,
как коршун или же насос,
нас всех высасывает нос,

и говорят, у эскимосов
есть поцелуй посредством
носа…

Но это нам не привилось.
(1963)

 

 

Рейтинг@Mail.ru