Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2009

Читальный зал

Источниковедение в школе

Мы не раз приглашали коллег, выпускающих в своих учебных заведениях и на местах методические журналы и газеты, присылать их нам в редакцию, чтобы «Литература» представила их в «Стенде». Но, как водится в нашей любимой стране, дело и здесь движется ни шалко ни валко. Изданий, знаем, много, но попадают они к нам от случая к случаю. Очередной такой счастливый случай произошёл в дни солженицынской конференции, когда протоиерей Борис Пивоваров, председатель попечительского совета новосибирской Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, раздавал присутствующим издающийся в этой гимназии “журнал для учащих и учащихся” «Источниковедение в школе».

Издание основано в 2005 году, периодичность — один-два выпуска в год — то есть это ближе к альманаху, нежели к журналу, однако — лиха беда начало, особенно в нынешних условиях издания и распространения печатной продукции.

Редакция «Источниковедения в школе» видит свою задачу в том, чтобы “вводить в учебный оборот новые (для школы!) исторические и литературные источники и тем самым способствовать постепенному обновлению содержания общего образования”.

Провозглашённые цели подкрепляются содержанием уже вышедших номеров (солженицынский общим счётом шестой).

Тема первого — «Псалтирь в русской литературе и педагогике», второго — «Дни Победы в российском календаре». Третий был посвящён столетию со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Четвёртый — «А.С. Пушкин и русская словесность», пятый — «950 лет Остромирову Евангелию». Важно то, что выпуски журнала размещены на официальном сайте гимназии orthgymn.ru/publish/istved и доступны всем.

Посвящённый 90-летию А.И. Солженицына выпуск (142 с.) содержит несколько разделов.

Вот состав раздела «Материалы к урокам».

  • Учитель — воин — писатель: Три урока памяти А.И. Солженицына.
  • «Крохотки»: Учебно-методическая разработка урока литературы для учащихся 5-го класса.
  • Необычный словарь русского языка: Урок русского языка для учащихся 6–7-х классов.
  • Повесть скорбных лет: Материал к уроку истории и литературы для учащихся 8–9-х классов.
  • А.И. Солженицын о духовно-нравственных проблемах современности: Материал к уроку обществознания для учащихся 10–11-х классов.

В раздел «Материалы для учителя» вошли статьи «О жизненном пути А.И. Солженицына (1918–2008)», «В поисках правды», «Перерождение гуманизма», «Высокое мирочувствие писателя».

Здесь надо отметить, что все материалы (кроме текстов А.И. Солженицына) публикуются в журнале без подписей. Объяснений этому не дано (в других выпусках имена авторов статей указывались). Правда, на обороте титульного листа названы работавшие над выпуском. Так или иначе, можно предположить — перед нами своеобразный плод коллективного разума педагогов и филологов, очевидно, широко использовавших наработки исследователей творчества А.И. Солженицына (библиографические сноски в порядке).

Представляет определённую ценность (доступность произведений Солженицына по-прежнему невсеобща, теперь не по политическим причинам) и «Хрестоматия» в журнале (помните, помните об интернет-версии, она может быть скачана в виде полноценного журнала). Сюда вошли некоторые “крохотки”, отрывки из «Одного дня...», «Архипелага ГУЛАГ», «Дневника Р–17», «Нобелевская лекция», славная статья «Жить не по лжи!».

Полезной будет и Краткая хронология жизни и творчества писателя, составленная на основе книги Л.И. Сараскиной (маленькое уточнение — она пока что выходила в серии «Биография продолжается...», сателлите «ЖЗЛ»).

Даже то, что завершается журнал информацией о новом, выпускаемом издательством «Время» тридцатитомнике А.И. Солженицына, — тоже лыко в строку.

В редакционном вступлении подчёркивается, что задача шестого выпуска журнала — “содействовать более глубокому освоению российской школой творческого наследия Александра Исаевича Солженицына. Именно освоению, а не «прохождению»”. С учетом высказанных соображений следует признать — в “школьную” солженистику сделан серьёзный вклад. Как всегда, опыт, сын ошибок трудных, помогает преодолевать умозрительные схемы, лозунги, не обеспеченные серьёзной аналитической подготовкой, всё то, против чего многие десятилетия страстно боролся А.И. Солженицын.

А сам по себе журнал «Источниковедение в школе», во всяком случае в его электронной версии, несомненно, обратит на себя внимание многих в нашей необъятной стране.

Рейтинг@Mail.ru