Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2008

Я иду на урок
5-й класс

Когда в своём пятом классе я задала прочитать сказку «Снежная королева», то в ответ от одного мальчика услышала поддержанное одобрительным гулом одноклассников: “Это отстой!” Договорились, что ученик заменит последнее слово нейтральным “не понравилась”, “неинтересная”, “скучная” и на следующем уроке объяснит свою точку зрения, подтвердив её примерами из книги. Остальные же пятиклассники получили задание перечитать известный им текст так, чтобы поддержать или опровергнуть это высказывание.

На пути к диалогу

Противников сказки оказалось больше, чем её сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; дети — имелась в виду Маленькая разбойница — не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.

Признаюсь, услышав эти рассуждения, я улыбнулась и порадовалась: подобные вопросы, только “взрослым” языком, задаю ученикам и я. Значит, говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее “силы двенадцати богатырей”, кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а не Герду, синонимичны ли понятия “злое сердце” и “ледяное сердце”, что такое память, о чём помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не должен забывать человек в своей жизни.

Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем — значит, сказка плоха, неинтересна, не требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на окружающее. Решили, что будем учиться этому нелёгкому умению — слышать и понимать чужое слово. Договорились, что все вместе — и сторонники, и противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.

Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: “Как связана первая глава с ос­новной историей о Кае и Герде?” (дома ученики перечитывали первую и вторую главу сказки). Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока. В составлении вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.

Вопросы и задания по первой главе

  1. Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»? Свои слова подтвердите примерами из книги.
    (Если в сказке Пушкина зеркальце “говорит” правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми. Зеркало царицы, как кажется ученикам, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой “тоски” она умирает. Какие ещё события в сказке происходят “из зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что “правда”, которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает её “злой” или “доброй”, направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого выбора.)
  2. “Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!” – говорят ученики Тролля. “Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде”, – _____________ автор. Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников “настоящий свет”? Приведите необходимые примеры из книги.
    (Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы, жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о себе и помнящих о других.)
  3. В чём заключался замысел Тролля? Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле?
    К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.

    (Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них “зеркальная” поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно “видело”, не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.)
  4. Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.
  5. Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным (а не каким-то “другим” — железным, каменным, старым)? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее? Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло?
    (Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают не только сказки. Они находят подтверждение своим словам в произведениях Д.Лондона, Ж.Вер­на, Ч.Диккенса, В.Крапивина, М.Твена, А. де Сент-Экзюпери, А.Гайдара, Л.Буссенара, В.Каверина, А.Линд­грен, К.Льюиса и многих других.)
  6. Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля? Какие предметы там преподавались? Какие правила были установлены?

Вопросы и задания по второй главе

  1. Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
    (Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке почти не говорится, что бабушка у них “общая”, хотя они и не родственники, и любит их обоих одинаково.)
  2. Почему автор делает своих главных героев бедняками (“двое бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким “богатством” обладали Кай и Герда?
    (Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие. У Кая и Герды “богатством” была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.)
  3. Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнёс свои слова? Как они характеризуют Кая? Почему бабушка “перевела разговор на другое”?
    (Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой Снежной королеве, она вообще не “характеризует” Снежную королеву, говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается, чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает: “Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!” Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация, может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.)
  4. Иллюстрация Владислава Ерко

    Иллюстрация Владислава Ерко (сайт www.illustr.narod.ru)

  5. Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё из окна. Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде? Чего испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
    (Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею, но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от преды­дущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу.)
  6. Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце? Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это вызывает восхищение и одобрение взрослых? Чем “такой” Кай похож на зеркало Тролля?
    (Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить с учениками, как они понимают значение глагола “передразнивать”, синонимичны ли слова “повторять”, “копировать”, “передразнивать”. Понятно, что “передразнивать” включает в себя не только повторение, но и насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как смеются над другими, не над ними.)
  7. Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах? Что, на ваш взгляд, красивее — розы или снежинки? Что испугало Кая в Снежной королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал осколок?
    (Каю нравится всё “точное” и “прямое”, он хорошо знает математику и в минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах его раздражают “естественные” линии, в Герде “естественный” порыв — утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок, поплакать от чужой боли.)
  8. Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? О чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? В каких сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет его?
    (Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой шубе и шапке, он цепляется к ним. После поцелуя Снежной королевы он забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит местоимением “я”. Он хвастается.)

На устные выступления команд мы потратили два урока. В конце второго прочитали краткие записи, которые ученики делали в тетрадях. На их основе мы начали строить интерпретацию сказки. Одновременно была снята негативная реакция, возникшая на первом уроке, и диалог был переведён в конструктивное русло. Следующий шаг – ученики, ориентируясь на “образец”, формулируют свои вопросы по следующим главам, на которые предстоит ответить мне…

Анна Волкова ,
учитель русского языка и литературы московского учебного центра № 57
Рейтинг@Mail.ru