Я иду на урок
5-й класс
Когда в своём пятом классе я задала прочитать сказку «Снежная королева», то в ответ от одного мальчика услышала поддержанное одобрительным гулом одноклассников: “Это отстой!” Договорились, что ученик заменит последнее слово нейтральным “не понравилась”, “неинтересная”, “скучная” и на следующем уроке объяснит свою точку зрения, подтвердив её примерами из книги. Остальные же пятиклассники получили задание перечитать известный им текст так, чтобы поддержать или опровергнуть это высказывание.
На пути к диалогу
Противников сказки оказалось больше, чем её сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; дети — имелась в виду Маленькая разбойница — не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.
Признаюсь, услышав эти рассуждения, я улыбнулась и порадовалась: подобные вопросы, только “взрослым” языком, задаю ученикам и я. Значит, говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее “силы двенадцати богатырей”, кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а не Герду, синонимичны ли понятия “злое сердце” и “ледяное сердце”, что такое память, о чём помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не должен забывать человек в своей жизни.
Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем — значит, сказка плоха, неинтересна, не требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на окружающее. Решили, что будем учиться этому нелёгкому умению — слышать и понимать чужое слово. Договорились, что все вместе — и сторонники, и противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.
Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: “Как связана первая глава с основной историей о Кае и Герде?” (дома ученики перечитывали первую и вторую главу сказки). Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока. В составлении вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.
Вопросы и задания по первой главе
- Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»? Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Если в сказке Пушкина зеркальце “говорит” правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми. Зеркало царицы, как кажется ученикам, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой “тоски” она умирает. Какие ещё события в сказке происходят “из зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что “правда”, которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает её “злой” или “доброй”, направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого выбора.) - “Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!” – говорят ученики Тролля. “Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде”, – _____________ автор. Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников “настоящий свет”? Приведите необходимые примеры из книги.
(Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы, жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о себе и помнящих о других.) - В чём заключался замысел Тролля? Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле?
К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них “зеркальная” поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно “видело”, не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.) - Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.
- Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным (а не каким-то “другим” — железным, каменным, старым)? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее? Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло?
(Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают не только сказки. Они находят подтверждение своим словам в произведениях Д.Лондона, Ж.Верна, Ч.Диккенса, В.Крапивина, М.Твена, А. де Сент-Экзюпери, А.Гайдара, Л.Буссенара, В.Каверина, А.Линдгрен, К.Льюиса и многих других.) - Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля? Какие предметы там преподавались? Какие правила были установлены?
Вопросы и задания по второй главе
- Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
(Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке почти не говорится, что бабушка у них “общая”, хотя они и не родственники, и любит их обоих одинаково.) - Почему автор делает своих главных героев бедняками (“двое бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким “богатством” обладали Кай и Герда?
(Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие. У Кая и Герды “богатством” была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.) - Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнёс свои слова? Как они характеризуют Кая? Почему бабушка “перевела разговор на другое”?
(Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой Снежной королеве, она вообще не “характеризует” Снежную королеву, говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается, чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает: “Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!” Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация, может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.) - Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё из окна. Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде? Чего испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
(Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею, но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от предыдущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу.) - Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце? Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это вызывает восхищение и одобрение взрослых? Чем “такой” Кай похож на зеркало Тролля?
(Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить с учениками, как они понимают значение глагола “передразнивать”, синонимичны ли слова “повторять”, “копировать”, “передразнивать”. Понятно, что “передразнивать” включает в себя не только повторение, но и насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как смеются над другими, не над ними.) - Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах? Что, на ваш взгляд, красивее — розы или снежинки? Что испугало Кая в Снежной королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал осколок?
(Каю нравится всё “точное” и “прямое”, он хорошо знает математику и в минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах его раздражают “естественные” линии, в Герде “естественный” порыв — утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок, поплакать от чужой боли.) - Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? О чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? В каких сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет его?
(Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой шубе и шапке, он цепляется к ним. После поцелуя Снежной королевы он забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит местоимением “я”. Он хвастается.)
Иллюстрация Владислава Ерко (сайт www.illustr.narod.ru)
На устные выступления команд мы потратили два урока. В конце второго прочитали краткие записи, которые ученики делали в тетрадях. На их основе мы начали строить интерпретацию сказки. Одновременно была снята негативная реакция, возникшая на первом уроке, и диалог был переведён в конструктивное русло. Следующий шаг – ученики, ориентируясь на “образец”, формулируют свои вопросы по следующим главам, на которые предстоит ответить мне…